г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф.614
г. Москва, ул. Верхняя Красносельская, д.11а, оф.29
г. Санкт-Петербург, Спасский пер., д. 14/35, лит. А, офис 1304
АНТОНОВ
И ПАРТНЁРЫ
АДВОКАТСКОЕ БЮРО

Адвокат по административным делам: проверка пожарной безопасности

Нарушения правил пожарной безопасности часто выявляются при проведении проверок. Наиболее частыми из них являются незаконная перепланировка, неисправность или отсутствие системы выведения дыма, несоблюдение правил курения или ненадлежащее функционирование автоматической системы пожаротушения.

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности бывает трёх видов:

  • дисциплинарная. В соответствии с Трудовым кодексом, руководство компании вправе наложить на нарушителя дисциплинарное взыскание;
  • административная. Согласно Административного кодекса в качестве наказания могут применяться штрафные санкции, временная приостановка работы фирмы, дисквалификация или предупреждение;
  • уголовная. В соответствии с Уголовным кодексом в качестве меры пресечения может устанавливаться лишение свободы сроком до 5 лет, в случаях, когда несоблюдение требований пожарной безопасности причинило вред здоровью человека или стало причиной его гибели.

Соблюдать нормы противопожарной безопасности обязаны собственники и арендаторы объектов, владельцы предприятий. В общем виде требования пожарной безопасности предусматривают:

  • выбор и надлежащее обоснование решений при проектировании объектов, систем защиты зданий и помещений;
  • выбор безопасных материалов и конструкций для строительства, ремонтных работ;
  • разработка обязательных документов на предприятие, на объект недвижимости;
  • проведение обязательных мероприятий с персоналом организации, от первичного инструктажа до регулярного повышения квалификации;
  • правильные расчеты пожарных рисков, категорирование помещений;
  • своевременное устранение рисков и опасностей, возникающих при эксплуатации зданий, при работе предприятия.

Проверка органами пожарного надзора может осуществляться сразу по всем перечисленным направлениям, либо только по некоторым из них. Например, при внеочередных инспекциях могут проверить только факты прямых нарушений, ставших известными сотрудникам МЧС. При этом комплексная проверка пройдет по плану (графику).

Основанием для включения планового контрольного (надзорного) мероприятия в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий является истечение в году проведения контрольного (надзорного) мероприятия установленной периодичности с даты (п. 42 Положения о пожарном надзоре):

  • ввода объекта надзора в эксплуатацию;
  • окончания проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия.

О проведении выездной проверки обязаны уведомить не менее чем за 24 часа до ее начала. Для этого в организацию направляется любым доступным способом, который позволяет зафиксировать вручение, копия решения о проведении выездной проверки. Направлять уведомление о проведении других контрольных (надзорных) мероприятий контрольный (надзорный) орган по закону не обязан.

В каких случаях проводятся внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия при проверке пожарной безопасности?

  • в орган пожарного надзора поступили сведения о причинении или угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Получить такие сведения орган может при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов госвласти, органов местного самоуправления, из СМИ, а также при осуществлении госконтроля (надзора) в отношении других лиц;
  • имеется поручение Президента РФ (Правительства РФ) либо требование прокурора в рамках прокурорского надзора;
  • истек срок исполнения решения (предписания) об устранении выявленных нарушений, а на основании полученных от организации документов (информации) либо в связи с тем, что этих документов (информации) представлено не было, орган пожарного надзора не может сделать вывод о его исполнении. При этом выездную проверку могут провести, только если оценка исполнения решения проводится по ее итогам.

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия (за исключением документарной проверки) проводятся по согласованию с органами прокуратуры. Оно не требуется, если внеплановые мероприятия проводят по поручению Президента РФ (Правительства РФ), по требованию прокурора либо при истечении срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.

Если основанием для проведения внепланового мероприятия послужили сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, такое согласование последует уже после начала его проведения.

Однако существуют обстоятельства, при наличии которых результаты проверки пожарной безопасности можно оспорить:

  • нарушены сроки или регламент;
  • затребованы документы, не относящиеся к компетенции инспекторов;
  • при проверке не присутствовал руководитель компании или его представитель;
  • инспектор превысил служебные полномочия;
  • внеплановая проверка проведена безосновательно;
  • акт проверки составлен с нарушениями;
  • неправильно установлены требования норм пожарной безопасности.

В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в предписании надзорного органа, подать досудебную жалобу может контролируемое лицо (физлицо, ИП или организация), в отношении которого приняты или совершены:

  • решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
  • акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений;
  • действия (бездействие) должностных лиц (инспекторов) контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

При этом нужно учитывать, что с 01 июля 2021 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 № 663 «Об утверждении перечня видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 г.» в отношении федерального государственного пожарного надзора применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб.

В общем случае жалоба относительно выданного предписания органа государственного пожарного надзора подается контролируемым лицом в электронном виде с использованием портала Госуслуг. При этом подача жалобы в бумажном виде допускается только если она содержит охраняемую законом тайну.

При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью, либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

Жалоба на предписание органа государственного пожарного надзора подается в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом.

Требования к содержанию жалобы установлены ч. 1 ст. 41 Федерального закона N 248-ФЗ. Срок рассмотрения жалобы составит 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, установленных положением о виде контроля, этот срок может быть продлен уполномоченным на рассмотрение жалобы органом на двадцать рабочих дней.

Нужно учитывать, что при обжаловании предписания в досудебном порядке, действие самого предписания на период срока его рассмотрения не приостанавливается, что впоследствии может привести к сокращению срока обжалования предписания в судебном порядке. Поэтому, совместно с жалобой в надзорный орган рекомендуется направлять ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого предписания государственного пожарного надзора, право на подачу которого предусмотрено частью 9 ст. 40 Федерального закона N 248-ФЗ. При рассмотрении жалобы орган государственного пожарного надзора вправе запросить у контролируемого лица дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. В этом случае течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса.

Для обжалования предписания в судебном порядке юридическое лицо или предприниматель вправе обратиться в суд общей юрисдикции, либо арбитражный суд. Административные дела об оспаривании предписаний как ненормативных правовых актов рассматривают арбитражные суды в порядке главы 24 АПК РФ.

Важным условием для оспаривания предписания в арбитражном суде является нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Поэтому если требования надзорного органа, изложенные в предписании, нарушают права заявителя в экономической сфере, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, либо создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, то подавать жалобу нужно по правилам АПК РФ.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры». (В)

Материал статьи взят из открытых источников


Дата актуальности материала: 13.02.2023

Оставить комментарий

Добавить комментарий
Ваш email не будет опубликован.

Готовы доверить решение проблемы нам?

Ваше сообщение успешно отправлено.
Наши сотрудники свяжутся с Вами в ближайшее время.

Наша главная цель — помощь клиентам в решении существующих проблем и их профилактика в будущем.

Оставьте заявку на консультацию, чтобы убедиться в этом лично!

Мы работаем по всей России. Укажите Ваш город в комментарии

Отправляя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Отзывы

Получить консультацию юриста
Наверх
x
Полезная информация
Сторонние сайты
Адвокатского бюро «Антонов и партнеры»
пр-т. Карла-Маркса, дом 192, оф. 614 Самара Россия 443080
Phone: +7 (846) 212-99-71 Email: antonov.partner@gmail.com URL: