Юридически значимыми называют сообщения, которые в силу закона или сделки влекут для получателя гражданско-правовые последствия.
Такими сообщениями могут быть, например, заявление о досрочном возврате займа, уведомление о зачете, извещение о готовности товара к выборке, требование возвратить товар.
Правовые последствия наступают с момента доставки сообщения адресату или его представителю (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ).
В частности, с этого момента:
- адресат считается ознакомленным с сообщением;
- может возникнуть, измениться или прекратиться обязательство;
- может начаться отсчет срока.
Надлежащим признается уведомление, которое соответствует всем предъявляемым к нему требованиям: по форме, содержанию, способу отправки и так далее.
Указанные требования к различаются в зависимости от того, что представляет собой уведомление контрагента.
Исходя из содержания п. 1 ст. 165.1 ГК РФ направляемые контрагенту уведомления можно разделить на две категории:
- юридически значимое сообщение, если его получение влечет для получателя определенные гражданско-правовые последствия (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ).
Например, договор поставки предусматривает выборку товаров. В этом случае покупатель, получивший уведомление поставщика о готовности товара к выборке, обязан явиться в согласованное место для его приемки (п. 2 ст. 510, ст. 515 ГК РФ).
Подобные уведомления можно считать надлежащими, если они сделаны с учетом требований к способу и адресу направления юридически значимых сообщений.
Если обязанность направить уведомление предусмотрена договором, нужно учитывать еще и требования к надлежащему исполнению обязательств. В частности, оно должно быть направлено в установленный срок (ст. 314 ГК РФ);
- сообщение, не имеющее юридического значения. К ним можно отнести уведомления, с которыми закон или сделка не связывает гражданско-правовые последствия для другого лица.
Например, поставщик просит его уведомить, понравился ли полученный товар или сообщить, для каких целей он был приобретен.
При этом, если покупатель не принимал на себя обязанность отвечать на этот запрос, договором это не предусмотрено, направление соответствующего уведомления является добровольным и не влияет на правоотношения с контрагентом.
Требований к подобным уведомлениям в законодательстве нет, поэтому можно сказать, что любой вариант их направления будет надлежащим.
Уведомление контрагента по электронной почте может быть как надлежащим, так и ненадлежащим, в зависимости от конкретной ситуации.
Если уведомление — юридически значимое сообщение, нужно проверить, можно ли считать электронную почту допустимым способом отправки в отношениях с контрагентом.
Например, если договором предусмотрено, что все уведомления должны быть направлены исключительно по почтовому адресу контрагента, уведомление по электронной почте надлежащим не будет (п. п. 64, 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).
К уведомлениям, не имеющим юридического значения, законодательство не предъявляет специальных требований. Их можно направить и по электронной почте, и другим способом — любой вариант будет надлежащим.
При отправке юридически значимого сообщения необходимо соблюдать требования к способу и адресу для направления таких сообщений.
В законе или договоре может быть предусмотрен срок для отправки конкретного сообщения — в таком случае необходимо руководствоваться им. Например, об отказе от бессрочного договора аренды недвижимости по общему правилу нужно сообщить за три месяца (п. 2 ст. 610 ГК РФ).
Если в договоре установлен исключительный способ для отправки юридически значимых сообщений, нужно использовать его. Направление сообщения другим способом в этом случае будет ненадлежащим.
Если в договоре способ не установлен, то использовать можно любые доступные средства связи.
Надежней направить сообщение:
- почтовым отправлением с объявленной ценностью с описью вложения и уведомлением о вручении;
- с курьером — при условии получения отметки о вручении (к примеру, на копии письма) от лица, которое уполномочено контрагентом на прием корреспонденции.
Но по общему правилу сообщение можно отправить и с помощью электронной или факсимильной связи, а также в иной форме (например, разместить информацию на сайте).
Главное, чтобы при этом была возможность установить отправителя и адресата (п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).
Рекомендуется сохранить доказательства отправки сообщения и получения его адресатом. Это могут быть, например, отчет об отслеживании отправления, сформированный на сайте Почты России, уведомление о вручении, опись вложений, отчет о передаче факса, распечатка электронного письма.
Если адресат будет отрицать факт получения сообщения, то придется доказывать, что оно было ему доставлено. В подтверждение можно будет предъявить, например, уведомление о вручении письма с отметкой о получении.
Если в договоре указан исключительный адрес для отправки юридически значимых сообщений, сообщение необходимо направить по нему.
Направление сообщения по иному адресу будет надлежащим, только если известно (должно быть известно), что указанный в договоре адрес недостоверен (п. 64 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).
Если исключительный адрес не закреплен в договоре или является недостоверным, то сообщения по общему правилу надо направлять:
- по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, если контрагент — юридическое лицо. Сообщение, доставленное на этот адрес, считается полученным, даже если контрагент там не находится (п. 3 ст. 54 ГК РФ);
- по адресу, указанному в ЕГРИП, если контрагент — индивидуальный предприниматель (п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25);
- по адресу регистрации по месту жительства или пребывания гражданина (п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25);
- на электронную почту контрагента, которая указана на странице с контактами на его официальном сайте.
Нередко в договоре нет условия об исключительном адресе для направления сообщений, но в реквизитах приведен почтовый адрес контрагента, отличный от содержащегося в ЕГРЮЛ. В этом случае сообщение лучше направлять по обоим адресам. Иначе суд даже при наличии уведомления о вручении может не признать доставленным сообщение, которое направлено только по адресу, указанному в договоре.
Момент доставки юридически значимых сообщений может быть согласован в договоре (п. 2 ст. 165.1 ГК РФ). Например, в нем может быть указано, что сообщение считается доставленным в момент его поступления в отделение почты получателя.
При отсутствии такого условия сообщение является доставленным в момент передачи адресату или его представителю. Это может быть, в частности, момент получения письма в отделении связи или поступления сообщения в канцелярию организации-адресата.
Если сообщение поступило адресату, но не было ему вручено или он с ним не ознакомился по причинам, которые от него и зависят, оно все равно считается доставленным (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ).
Суды по-разному определяют момент, в который считается доставленным сообщение, возвращенное почтой отправителю с отметкой «истек срок хранения». В частности, его могут признать доставленным в день поступления в почтовое отделение получателя или в день отправки обратно отправителю.
Если адресат не получил юридически значимое сообщение, необходимо проверить, было ли сообщение направлено по надлежащему адресу.
Если да, то оно считается полученным, даже если получатель фактически не находится (не проживает) по этому адресу. В таком случае юридические последствия сообщения наступят для адресата, даже если он узнает о них постфактум.
Исключение составляет случай, когда сообщение направлено по адресу, указанному в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), но данные в реестр внесены помимо воли адресата, в частности в результате неправомерных действий третьих лиц.
Если адресат не получил сообщение по вине отправителя (например, письмо ошибочно отправили не на тот адрес), можно считать, что оно не было отправлено. Соответственно, в этом случае оно не влечет никаких последствий.
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры». (В)
Материал статьи взят из открытых источников
Дата актуальности материала: 28.04.2023