Законом закреплены права потребителей на приобретение товаров, работ и услуг надлежащего качества и безопасных для их жизни, здоровья, а также их имущества. При этом действие закона о защите прав потребителей распространятся также и на ситуации, связанные с получением потребительских кредитов. Недобросовестные продавцы, преследуя цели получения максимальной прибыли в ущерб качеству товара или услуги, заключают с потребителем договор, условия которого ограничивают объём прав, декларированный законом о защите прав потребителей. Например, в договоре может быть включено условие о невозможности вернуть товар продавцу, после оплаты товара покупателем.
Судебная практика зачастую встаёт на сторону потребителя, признавая условия договоров, ущемляющих права потребителя, ничтожными. Вместе с тем не все покупатели знакомы с нормами действующего законодательства, в связи с чем не всегда могут отстаивать свои права. С 1 сентября 2022 года вступила в силу новая редакция Закона о защите прав потребителей.
Так, в новой редакции содержится прямой запрет на включение в договор условий, ограничивающих права потребителей, по сравнению с объёмом прав, гарантированных действующим законодательством. В частности, продавец не вправе отказаться от исполнения договора с потребителем, а также не вправе изменять условия договора без согласия потребителя. Например, банки и операторы сотовой связи по общему правилу не смогут включать в договоры с потребителями условия об изменении тарифов без согласия потребителя. Новой редакцией закона установлен запрет на навязывание потребителю дополнительных платных работ и услуг. Их предоставление допустимо только с однозначно выраженным согласием потребителя. Потребитель, в свою очередь, вправе отказаться от оплаты навязываемых ему работ и услуг. Если же они уже оплачены, потребитель вправе потребовать возврата уплаченных денежных средств. В новой редакции закона содержится общий запрет обусловливать приобретение одних товаров, работ и услуг обязательным приобретением других товаров, работ и услуг. Например, распространены случаи, когда банки предоставляют потребительский кредит при условии заключения договора страхования жизни и здоровья. Сложившаяся судебная практика однозначно расценивает подобные действия банков как ущемление прав потребителя. С 1 сентября 2022 года продавцам товара и исполнителям услуг запрещено предусматривать в договоре уменьшение законной неустойки, которую потребитель вправе получить от продавца или исполнителя в силу действующего законодательства. Недопустимо вводить условия, ограничивающие способ оплаты.
Потребитель вправе самостоятельно выбирать каким способом (наличным либо безналичным) оплатить полученные товар или услугу.В силу положений новой редакции закона запрещается ограничивать право потребителя на выбор способа восстановления своих прав, если ему был продан некачественный товар. Напомним, что в соответствии с действующим законодательством в случае приобретения товара ненадлежащего качества потребитель вправе требовать: замены аналогичным товаром; замены таким же товаром другой марки с соответствующим перерасчетом цены; соразмерного уменьшения цены товара; бесплатного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление; возврата уплаченной за товар суммы после отказа от покупки.
В случае некачественно оказанной услуги или выполненной работы, потребитель вправе требовать: бесплатного устранения недостатков такой услуги или работы; уменьшения цены; повторного бесплатного изготовления вещи или выполнения работы; возмещения понесенных потребителем расходов по устранению недостатков.
Изменения, внесенные в Закон о защите прав потребителей с 1 сентября 2022 года, являются отражением сложившейся судебной практики по спорам о защите прав потребителей, и направлены на установление дополнительных гарантий защиты потребителями своих прав.
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры». (В)
Материал статьи взят из открытых источников
Дата актуальности материала: 18.01.2023