Приватизация земельных участков — это приобретение в частную собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В определенных законом случаях граждане РФ могут приобрести земельный участок в собственность бесплатно, в частности:
- граждане по истечении пяти лет со дня предоставления участка в безвозмездное пользование не более чем на шесть лет для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства при условии использования участка в соответствии с разрешенным использованием и, в отдельных случаях, при условии работы по основному месту работы в муниципальном образовании по определенной специальности;
- граждане, имеющие трех и более детей;
- иные категории граждан согласно федеральному и региональному законодательству;
- граждане в отношении земельных участков в Арктической зоне РФ и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока;
- до 01.03.2031 граждане в отношении земельных участков, на которых располагаются используемые ими для постоянного проживания жилые дома, возведенные до 14.05.1998, расположенные в границах населенного пункта, и право собственности на которые у граждан и иных лиц отсутствует.
Если земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению, необходимо вначале обратиться в уполномоченный орган (в зависимости от того, кому принадлежит земельный участок, в администрацию муниципального образования или территориальное управление Росимущества) с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
К заявлению следует приложить, в частности, документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, схему расположения земельного участка (если отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок), документ, подтверждающий полномочия представителя (в случае подачи заявления представителем).
Заявление может быть подано в уполномоченный орган лично на бумажном носителе, направлено по почте или в форме электронного документа.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решение об отказе в этом принимается уполномоченным органом в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления. В некоторых случаях указанный срок может быть продлен до 45 дней. Срок действия указанного решения составляет два года.
В случае изменения границ земельного участка в решении должны содержаться, в частности, сведения об уточнении границ земельного участка и право заявителя на обращение с заявлением о кадастровом учете без доверенности от имени уполномоченного органа.
В случае образования земельного участка в решении должны содержаться, в частности, сведения о проведении работ по образованию испрашиваемого земельного участка и право заявителя или право кадастрового инженера на обращение с заявлением о кадастровом учете и государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на образуемый земельный участок без доверенности от имени уполномоченного органа (п. п. 9, 13 ст. 39.15 ЗК РФ).
Далее необходимо заключить договор подряда для проведения кадастровых работ по межеванию с кадастровым инженером. В результате кадастровых работ будет подготовлен межевой план земельного участка. Он готовится в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
После выполнения кадастровых работ необходимо обратиться в Росреестр с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с изменением границ земельного участка либо с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на образованный земельный участок, если решением уполномоченного органа право на такое обращение не предоставлено кадастровому инженеру.
В зависимости от того, кому принадлежит приватизируемый земельный участок, обратиться за его предоставлением нужно в администрацию муниципального образования, на территории которого находится участок, или в территориальное управление Росимущества (ст. 39.2 ЗК РФ; п. 2.2 Административного регламента).
Если, например, земельный участок находится в федеральной собственности, то потребуются следующие документы:
- заявление о предоставлении земельного участка без проведения торгов;
- документ, удостоверяющий личность заявителя;
- документ, удостоверяющий полномочия представителя, если заявление подает представитель;
- выписка из ЕГРН о приобретаемом земельном участке (можете представить по собственной инициативе);
- документы, подтверждающие право на приобретение земельного участка (не представляются, если они направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по которому принято положительное решение).
В территориальные органы Росимущества можно представить заявление и документы лично, в том числе через МФЦ, в электронной форме (подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью), а также направить по почте (с описью вложения и уведомлением о вручении) или на почтовый адрес Росимущества или соответствующего территориального органа (п. 2.10 Административного регламента).
Уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка либо об отказе в предоставлении в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (при наличии) является основанием для предоставления земельного участка в собственность (п. 16 ст. 39.15 ЗК РФ).
После этого можно зарегистрировать право собственности на земельный участок. Для этого нужно уплатить госпошлину и представить в Росреестр заявление о государственной регистрации права, документ, удостоверяющий личность и решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка.
Представление документа об уплате госпошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными документами не требуется, можно сделать это по собственной инициативе. Однако при отсутствии информации об уплате госпошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении пяти рабочих дней с даты подачи заявления, если документ о ее уплате не был представлен заявителем, орган регистрации прав возвратит заявление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения (ч. 1 — 2 ст. 14, ст. 17, ч. 7 ст. 18, п. 3 ст. 25 Закона N 218-ФЗ).
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры». (В)
Материал статьи взят из открытых источников
Дата актуальности материала: 09.02.2023