Жилищно-коммунальное хозяйство – отрасль, которая отличается многообразием правоотношений, внушительным массивом нормативно-правовых актов, частыми изменениями в законодательстве.
Сталкиваясь с вопросами залива чужой квартиры, выселением, начислением платежей за содержание дома граждане порой не знают о том, какой именно закон им следует использовать.
По каким вопросам ЖКХ могут возникнуть споры и противоречия?
- оказание коммунальных услуг населению;
- осуществление коммунальных платежей, в том числе начисление и внесение оплаты за содержание многоквартирного дома;
- получение услуг по содержанию дома от управляющей компании (уборка, ремонт и др.);
- ведение общедомового учета граждан;
- начисление платежей за предоставленные коммунальные услуги;
- залив квартиры по вине соседей или управляющей компании и др.
Также распространены споры с соседями, в частности связанные с причинением материального и морального вреда, их возмещение в судебном порядке или в ходе досудебного урегулирования спора.
Условно, иски в сфере ЖКХ можно поделить на две группы:
- иски об оспаривании решений общих собраний собственников помещений в МКД, членов ТСЖ или ЖСК;
- иски к управляющим компаниям, в том числе ТСЖ, ЖСК, об оспаривании начислений, действий или бездействия, договоров управления, взыскания причиненного вреда и т. д.
Ни в одном из перечисленных случаев нормами Гражданского процессуального кодекса и Арбитражного процессуального кодекса, а также иными законами, регламентирующими правоотношения в сфере ЖКХ, не предусмотрен досудебный или претензионный порядок урегулирования спора. Однако он может быть предусмотрен в договорах, заключаемых с такими организациями.
Таким образом, при обращении в суд по спорам в сфере ЖКХ, соблюдение претензионного порядка необязательно, если такой порядок не предусмотрен договорными отношениями.
При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальные услуги уменьшается.
В определенных случаях потребитель также вправе требовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.
По общему правилу факт непредоставления и (или) ненадлежащего предоставления коммунальных услуг подтверждается актом проверки. Кроме того, может быть подтвержден любыми средствами доказывания, предусмотренными законом, в том числе показаниями свидетелей, видеозаписями или заключением эксперта (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ; п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22).
Следует учесть, что в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений ресурсоснабжающая организация производит уменьшение размера платы за коммунальные услуги, если нарушения произошли до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженернотехнического обеспечения данного дома (ч. 12 ст. 157.2 ЖК РФ).
Если же нарушения возникли во внутридомовых инженерных системах, то ресурсоснабжающая организация, являющаяся исполнителем, изменение размера платы за коммунальную услугу не производит.
При этом потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества, с лиц, привлеченных собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных систем.
Адвокат по ЖКХ может помочь с:
- законодательным регулированием вопросов;
- определением обязанностей управляющих и ресурсопоставляющих компаний;
- составлением претензий и исковых заявлений;
- представлением интересов доверителя на переговорах с представителями ответчика или в суде;
- подготовкой документов для защиты прав доверителя в суде.
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры». (В)
Материал статьи взят из открытых источников
Дата актуальности материала: 09.02.2023