г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф.619
+7 (846) 212-99-71

Авария на «встречке»: когда можно рассчитывать на компенсацию

Водитель увидел на дороге препятствие, которое закрывало открытый дорожный люк. Он объехал помеху по встречке и попал в ДТП. Автовладелец решил взыскать ущерб с водоканала, которому принадлежит колодец, и управления дорожным хозяйством. Но суды отказали, отметив, что водитель сам виноват в произошедшем. На помощь пришла коллегия Верховного суда по гражданским делам, которая научила распределять бремя доказывания в подобных спорах.

Водитель может потребовать возмещения ущерба от дорожников — мы неоднократно рассказывали о такой практике (см. «Наезд на яму: получаем компенсацию за разбитое авто»). Но в таких делах зачастую бывает сложно доказать, что в ДТП действительно виновата организация, которая отвечает за качество дороги.

Проблемы с доказыванием возникли и у Вадима Подгорного*, который августовским вечером 2018 года возвращался домой на своем Volkswagen Tiguan. Проезжая по улице Радищева в Мурманске, он увидел на своем пути установленную над люком колодца конструкцию из двух автомобильных шин с дисками и вертикально приваренной к ним металлической трубы. Единственным способом объехать препятствие было выехать на «встречку», что водитель и сделал. Спустя несколько мгновений на встречной полосе показались «Жигули», а потом две машины столкнулись.

В сервисе Подгорному объявили стоимость ремонта — больше 1 млн руб. Автовладелец посчитал, что в ДТП виноват не он, а дорожники — и отправился взыскивать ущерб с них в суде.

Суды решили, что виноват водитель

Первая инстанция установила, что колодец находится на балансе ГОУП «Мурманскводоканал», а за качество дорожного покрытия отвечает ММБУ «Управление дорожного хозяйства».

Первомайский районный суд Мурманска пришел к выводу, что доказательств, подтверждающих вину ответчиков в причинении имущественного ущерба истцу, представлено не было. А установка на дороге автомобильных шин и металлической трубы сама по себе не свидетельствует о том, что ММБУ «Управление дорожного хозяйства» не исполнило свою обязанность по содержанию дороги. Также первая инстанция пришла к выводу об отсутствии вины со стороны ГОУП «Мурманскводоканал», поскольку причиной происшествия оказался не люк колодца, а установленная над ним конструкция (дело № 2-608/2019)

При этом суд сослался на наличие вины самого Подгорного, который нарушил п. 10.1 Правил дорожного движения. Согласно этой норме, при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, «он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки автомобиля».

Апелляция с таким подходом согласилась. Спор заинтересовал коллегию ВС по гражданским делам, куда пожаловался Подгорный. Судьи решили разъяснить, как рассматривать подобные дела.

ВС указал, что это не повод отказывать в компенсации

Коллегия сослалась на п. 12 постановления Пленума Верховного Суда от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которому бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное, напомнил ВС.

А это значит, что существует презумпция вины причинителя вреда, которая может выражаться в том числе в неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязанностей. А поскольку обязанность по содержанию дороги в надлежащем состоянии лежала на ММБУ «Управление дорожного хозяйства», то оно должно было в суде доказать, что не виновато в причинении ущерба авто Подгорного. «Ответчик должен был доказать отсутствие своей вины в ненадлежащем состоянии дороги, а не истец должен был доказывать его вину», — указал ВС.

Кроме того, суды не должны были отказывать истцу в иске лишь из-за того, что он проявил неосторожность при управлении своим авто. «Установив факт грубой неосторожности истца, судебные инстанции в нарушение положений ст. 1083 Гражданского кодекса не уменьшили размер возмещения ущерба, а отказали в нём полностью», — написал ВС в своем решении по делу.

Судьи гражданской коллегии направили спор на новое рассмотрение в Мурманский областной суд. Там дело должны будут рассмотреть с учетом позиции ВС.

Определение коллегии Верховного суда по гражданским делам № 34-КГ19-13.

Источник: Pravo.ru

Чтобы записаться на бесплатную консультацию позвоните по круглосуточному номеру +7 (846) 212-99-71 или оставьте заявку ниже

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Оставьте здесь свой отзыв о нашей работе!
Адвокатское бюро «Антонов и партнеры» — качественная юридическая помощь по всей России. Ваш регион не имеет значения!
Подготовим для Вас любой процессуальный документ по Вашим материалам (проект иска, жалобы, ходатайства и т.д.)! Недорого! Для заказа просто напишите нам сообщение в диалоговом окне в правом нижнем углу страницы либо позвоните нам по номеру в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71
Каждому Доверителю гарантируем индивидуальный подход и гибкую ценовую политику, конфиденциальность и поддержку в течении 24 часов в сутки!
Добавляйтесь в друзья
Подписывайтесь на мой канал
Наша практика
КонсультантПлюс: "Горячие" документы
"Методические рекомендации по организации работы предприятий автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта и внеуличного транспорта в целях защиты пассажиров в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки и поэтапного снятия ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (вместе с "Картой выполнения мероприятий по защите пассажиров и персонала предприятий автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, осуществляемых в период нахождения пассажира на автовокзале, автостанции (в билетной кассе, в ожидании отправления транспортного средства, по окончании поездки", "Картой выполнения мероприятий по защите пассажиров и персонала предприятий автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, осуществляемых в период перевозки автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом, межрейсовой стоянки, а также организованной перевозки детей", "Картой выполнения мероприятий по защите пассажиров и персонала предприятий внеуличного транспорта, осуществляемых в период нахождения пассажира на станции внеуличного транспорта", "Картой выполнения мероприятий по защите пассажиров и персонала предприятий внеуличного транспорта, осуществляемых в период перевозки внеуличным транспортом и межрейсовой стоянки", "Картой выполнения мероприятий по защите пассажиров и персонала предприятий автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта и внеуличного транспорта, осуществляемых в отношении персонала предприятий автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта и внеуличного транспорта на территории таких предприятий")
ПРАВО.RU
Свежие комментарии