г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф.619
+7 (846) 212-99-71

АвтоПленум: ВС разъяснил, кого, как и за что штрафовать

Максим Вараксин

Можно ли закрывать номер рекламным буклетом и не получить за это штраф? Что нужно сделать, когда истек срок лишения прав, чтобы не получить еще одно наказание? Обязательно ли пропускать тех, кто лезет в полосу с обочины? Ответы на эти и многие другие вопросы содержатся в проекте постановления Пленума, посвященном применению главы КоАП о дорожных нарушениях.

Судья Верховного суда Владимир Меркулов рассказал: сейчас суды при рассмотрении дел о нарушениях ПДД руководствуются «старым» постановлением Пленума 2006 года, последние изменения в который вносились еще в 2012 году. С момента актуализации разъяснений прошло больше семи лет, и за этот период законодательство об ответственности за дорожные нарушения претерпело множество изменений, рассказал Меркулов — появились новые составы, а по большинству нарушений ужесточили ответственность. Именно поэтому возникла необходимость в новых разъяснениях Пленума.

Юрий Старилов, декан юридического факультета Воронежского государственного университета, подчеркнул: обсуждаемое Постановление Пленума предоставляет намного более обширные разъяснения, чем есть на данный момент. «Каждое пятое рассмотренное судами дело об административном правонарушении — это дела по главе 12 КоАП. Значимость обсуждаемого проекта не вызывает сомнений», — уверен юрист.

«Верховный суд подготовил актуальный, важный и необходимый для правоприменителя проект Пленума, который будет способствовать разрешению многих спорных вопросов», — заявила Екатерина Нарыжная, судья Московского областного суда.

Документ пока не принят — председатель ВС Вячеслав Лебедев создал рабочую группу для доработки проекта. В течение ближайших недель итоговый вариант документа будет принят, а пока мы приводим самые интересные разъяснения, которые содержатся в «рабочей» версии.

Кто такой «водитель», и что такое «транспортное средство»?

Проект Пленума признает водителем не только лицо, получившее в установленном законом порядке право управления транспортными средствами, но и других лиц — в том числе тех, кого лишили прав, или у кого их никогда не было.

Водителем могут признать даже того, кто буквально не сидит за рулем — например, инструктора автошколы. А еще водителем признают тех, кто управляют буксируемым транспортным средством — за исключением случаев, когда конструкция жесткой сцепки предусматривает движение буксируемого за буксиром по траектории.

Глава 12 КоАП устанавливает исчерпывающий перечень того, что признается «транспортным средством»: это, например, автомототранспортные средства с максимальным объемом двигателя больше 50 «кубиков» и способные разгоняться быстрее 50 км/ч.

Пленум призывает суды при рассмотрении дел о нарушениях ПДД учитывать, что управление ТС представляет собой «целенаправленное воздействие на него лица, в результате которого транспортное средство перемещается в пространстве, вне зависимости от запуска двигателя».

Незарегистрированный автомобиль

Статья 12.1 КоАП предусматривает ответственность за управление незарегистрированным ТС. Пленум указывает: ответственность по этой статье понесет именно водитель, который был за рулем, но не тот, на ком лежит обязанность по регистрации. Для таких лиц предусмотрен отдельный состав — ст. 19.22 КоАП.

Грязные и закрытые номера

По ст. 12.2 КоАП могут привлечь за управление транспортом с нечитаемыми или неправильно установленными номерами. ВС подчеркивает: оштрафовать водителя можно не только за установку «шторок», позволяющих в нужный момент закрыть номер, но и за грязные, заснеженные номера, но только если будет очевидно, что водитель специально нанес на них грязь или снег.

Закрывать номера бумагой, или любым другим предметом, нельзя — за такое тоже будут штрафовать.

Можно ездить без полиса

Но только если у вас так называемое е-ОСАГО — то есть, полис, оформленный в электронном виде. За непредъявление такого полиса полицейскому по его требованию штрафовать не будут. Но только в случае, если страховка на самом деле есть, в противном случае штрафовать будут, но уже по ст. 12.37 КоАП.

(Не)инвалид

Некоторые водители пользуются лазейками в законах и используют знак «Инвалид», чтобы расширить возможности для парковки. ВС ограничивает такое применение знака. Под незаконной установкой знака «Инвалид» понимается его размещение на транспорте, который в момент выявления нарушения не используется для нужд инвалидов.

Универсальное лишение прав

Верховный суд подчеркивает: если водителя лишили прав, когда он управлял автомобилем, то и мотоциклом, а также транспортным средством любой другой категории, на период лишения прав он управлять не сможет. «Лицо одновременно лишается права управления всеми транспортными средствами независимо от того, транспортным средством какой категории оно управляло в момент совершения административного правонарушения», — подчеркивает ВС.

Деятельный возврат прав
«Город» и «площадку» при сдаче на права могут объединить

Если у водителя закончился срок лишения прав, ему нужно выполнить целый ряд действий, чтобы вернуть водительское удостоверение: пройти проверку на знание ПДД и медосвидетельствование, оплатить штрафы.

Если не сделать этого и сесть за руль, то накажут за такое не маленьким штрафом, как за забытое дома удостоверение, но по ст. 12.27 — как водителя, который не имеет права управления транспортом.

Выпил — за руль не садись. И друга не пускай

Проект Пленума подробно разъясняет судам, как наказывать за «пьяное» вождение — и за передачу руля пьяному другу. В последнем случае ответственность понесут оба: один — за передачу управления, а другой — непосредственно за управление.

Пил или не пил: что делать, если алкотестер врет

ВС запретил судам относить к малозначительным правонарушения из числа «нетрезвых» нельзя относить и освобождать водителей от ответственности за них. Автомобиль, как и любое другое транспортное средство — это источник повышенной опасности, и управление им в пьяном виде «существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения». Даже если водитель раскаивается и признают вину.

Оставайтесь на обочине

ВС напомнил: у тех машин, которые едут по обочине, нет никакого преимущества по отношению к тем, кто не нарушает правила и едет по своей полосе. И даже правило «помехи справа» не поможет — машинам, вклинивающимся в поток с обочины, дорогу можно не уступать. То же касается и тех, кто едет по «встречке» на дороге с односторонним движением, кто выехал на перекресток на запрещающий сигнал светофора, тех, кто выезжает из двора.

Правила обгона

Если водитель не успел завершить обгон и вернулся в свою полосу уже в зоне действия знака «Обгон запрещен», то его можно наказать по ч. 4 ст. 12.15 КоАП — лишением прав до шести месяцев.

При этом судам следует проверять, правильно ли была нанесена разметка и установлен знак, из-за которых стало возможным привлечь водителя за «встречку». Если есть сомнения — судья может истребовать необходимые схемы. Это правило касается не только обгона, но и всех случаев, когда машина водителя оказалась на дороге не там, где могла находиться.

Задом можно, но не всегда

Движение задним ходом по дороге с односторонним движением не запрещается. Но если водитель выехал задним ходом на «одностороннюю» дорогу в нарушение требований дорожного знака, его действия нужно квалифицировать по ч. 3 ст. 12.16 КоАП, а в случае, когда такой маневр был совершен на перекрестке, — также и по ч. 2 ст. 12.14 КоАП

Скорость и знаки

Если водитель превысил максимальную скорость, разрешенную на участке дороги, то его действия не должны расцениваться по ст. 12.16 за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками. Вместо этого он понесет ответственность по «скоростной» ст. 12.19 КоАП. А все потому, что эта норма является специальной по отношению к норме о несоблюдении предписаний знаков.

По ст. 12.16 за превышение скорости нельзя наказать даже в случае, если водитель превысил скорость на «нештрафуемую» по ст. 12.9 КоАП величину (<20 км/ч).

Совсем неправильная парковка
Стоянка запрещена: как отличить тротуар от придомовой территории

Если водитель оставил машину и на тротуаре, и на газоне одновременно, и это нарушение зафиксировали камеры — его действия будут квалифицировать как по ст. 12.19 КоАП «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств», так и по соответствующей норме закона субъекта, если она существует. Например, штраф за парковку на газоне предусмотрен в Кодексе Москвы об административных правонарушениях.

Побег с места ДТП

Важный блок разъяснений касается случаев оставления места ДТП. Судья в каждом случае должен устанавливать вину водителя в таком событии, учитывая при этом конкретные фактические обстоятельства — например, погодные условия, габариты транспортного средства, характер наезда или столкновения, размер и локализацию повреждений.

Суд поможет решить кто виноват в ДТП

То есть, можно попробовать убедить судью в том, что контакта вы просто не заметили — например, при парковке во дворе. Для этого можно использовать любые законные доказательства — например, свидетельские показания.

Иногда привлечь за оставление ДТП можно и без контакта. Например, если виновник проишествия, хоть и не столкнулся с другими участниками дорожного движения, но знал о факте ДТП и все равно уехал.

Повторное нарушение

ВС напоминает: водитель считается подвергнутым административному наказанию до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания в полном объеме. Прошло больше года — нарушение не считается повторным.

Протокол нельзя исправлять: за это штраф отменят

При этом нужно учитывать и нормы ст. 31.9 КоАП, которая устанавливает двухлетний срок для исполнения постановления о штрафе. Если у судьи нет ни данных об исполнении документа, ни сведений о перерыве течения двухлетнего срока, то днем окончания постановления будет день, в который истекли два года со дня вступления постановления в законную силу.

Камера телефона — это вам не «Стрелка»

К нарушениям, которые зафиксировали автоматические дорожные камеры, применяется особый порядок привлечения к ответственности. Но если полицейский зафиксировал нарушение с помощью технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, либо с использованием телефона или видеорегистратора — особый порядок применяться не будет.

Таким образом, «письмо счастья» не придет, если кто-то заснял ваше нарушение на камеру – но такая запись может быть использована в качестве доказательства в дальнейшем.

Владелец, не водитель
Штраф по фото: как доказать, что за рулем не ты

При автоматической фиксации нарушения,  ответственность за него несет владелец транспортного средства независимо от того, является он физическим либо юридическим лицом. У владельца есть возможность доказать, что за рулем был кто-то другой, и тогда отвечать будет именно водитель. Для этого нужно предоставить, например, полис ОСАГО, в котором будут поименованы другие водители, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания свидетелей или самого водителя, который совершил нарушение.

Две камеры на границе Одинцовского района Московской области
Временами водители попадают в ситуацию, когда две камеры штрафуют их за одно и то же превышение скорости. Такое можно оспорить: необходимо доказать суду, что сбавить скорость на участке между двумя камерами без создания аварийной ситуации было невозможно.Аналогичное правило работает и с полосой для движения маршрутных средств — «автобусной» полосой. Если водитель долго не может уехать с этой полосы из-за того, что сделать это не позволяет разметка, то второй раз за один и тот же выезд на полосу он отвечать не должен.

Источник: Проект Постановления Пленума ВС «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП» (.docx)

Источник: Pravo.ru

Чтобы записаться на бесплатную консультацию позвоните по круглосуточному номеру +7 (846) 212-99-71 или оставьте заявку ниже

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Адвокатское бюро «Антонов и партнеры» — качественная юридическая помощь по всей России. Ваш регион не имеет значения!
Подготовим для Вас любой процессуальный документ по Вашим материалам (проект иска, жалобы, ходатайства и т.д.)! Недорого! Для заказа просто напишите нам сообщение в диалоговом окне в правом нижнем углу страницы либо позвоните нам по номеру в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71
К каждому клиенту гарантируем индивидуальный подход и гибкую ценовую политику, конфиденциальность и поддержку в течении 24 часов в сутки!
Добавляйтесь в друзья
Подписывайтесь на мой канал
Наша практика
КонсультантПлюс: "Горячие" документы
ПРАВО.RU
ГАРАНТ: Новости
Свежие комментарии