Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов предложил исключить меру наказания в виде лишения свободы за совершение некоторых «наименее общественно опасных» экономических преступлений. Такая инициатива приведена в ежегодном докладе омбудсмена Владимиру Путину. Кроме того, Титов предложил ввести административную ответственность за незаконные оперативно-розыскные мероприятия и дать больше полномочий прокуратуре.
«Можно долго ждать изменения сознания правоохранителей, а можно уже сейчас с помощью поправок в Уголовный кодекс и прокурорского надзора постепенно снижать силовое давление на бизнес», — отметил Титов. По его мнению, главное — «установить в деле борьбы с экономической преступностью рамки, выйти за которые недобросовестным «борцам» будет сложно».
Штрафы для оперативников и следователей
Борис Титов предложил «для начала отрегулировать правоприменение в ручном режиме, а в долгосрочной перспективе — изменить сам подход, саму философию правоохранительной деятельности».
«Мы считаем, что оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия сегодня очень слабо регламентированы, свобода действий правоохранителей слишком велика», — отметил бизнес-омбудсмен. По его данным, в 2016 году Генеральная прокуратура выявила в среднем 2,5 нарушения на одно зарегистрированное преступление, допущенных в ходе досудебного производства органами дознания и следствия.
Борис Титов предложил ввести административную ответственность за незаконные и необоснованные оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия либо за грубые нарушения при их проведении.
ОРД и следственные действия с санкции прокурора
«Среди всех правоохранителей именно прокуратура демонстрирует наиболее адекватное отношение к бизнесу. Именно она была первым силовым ведомством, которое создало совместную рабочую группу с институтом уполномоченного — причем не только на федеральном уровне, но и во всех регионах», — сказано в докладе.
Борис Титов предлагает дать прокуратуре больше полномочий, в частности, ввести обязательность санкции прокурора на доследственные проверки и гласные оперативно-розыскные мероприятия по экономическим преступлениям. «Без согласия прокурора уголовные дела не должны возбуждаться, и он же должен иметь право отменять решение о возбуждении дела. Возобновление ранее приостановленных или прекращенных дел — тоже исключительно по согласованию с органами прокуратуры. Только с санкции прокурора — избрание меры пресечения, связанной с ограничением свободы», — отметил бизнес-омбудсмен.
Порядок обысков и выемок
«Мы предлагаем установить единый порядок проведения обысков и выемок. Уточнить порядок изъятия имущества и документов и сроки их возврата (следователи должны доказывать, что изъятое имущество имеет отношение к преступлению)», — отметил Титов.
Дела и статьи
Для борьбы с необоснованным возбуждением уголовных дел Титов предложил скорректировать 90-ю статью УПК в соответствии с постановлением Конституционного суда №30-П: в делах о налоговых спорах, неисполнении контрактов или кредитных договоров решение арбитражного суда либо суда общей юрисдикции должно иметь преюдициальную силу и влечь прекращение (и невозможность возбуждения) уголовных дел.
Продление мер пресечения вышестоящим судом
Ходатайство о «втором» продлении меры пресечения Борис Титов предлагает отнести к компетенции вышестоящего суда, а продление меры пресечения в третий раз — к исключительной компетенции Верховного суда России.
Без «тюрьмы» по экономическим преступлениям
Кроме этого, бизнес-омбудсмен предлагает исключить наказание в виде лишения свободы за некоторые наименее общественно опасные экономические преступления, в том числе по:
- ч. 2 ст. 146 (нарушение авторских и смежных прав),
- ч. 1 ст. 171 (незаконное предпринимательство),
- ч. 1–4 ст. 171.1 (производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки),
- ч. 1 ст. 180 (незаконное использование средств индивидуализации товаров),
- ч. 1 ст. 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей),
- ст. 198 (уклонение от уплаты налогов и сборов).
Необходимо расширить основания прекращения уголовных дел при условии возмещения ущерба — дополнить перечень составов, на которые распространяется ст. 76.1 УК, ст. 146 (нарушение авторских и смежных прав), 147 (нарушение изобретательских и патентных прав), ч. 5–6 ст. 159 (мошенничество), ч. 1 ст. 201 (злоупотребление полномочиями).
Расширение административной преюдиции
«В отношении ряда экономических преступлений небольшой и средней тяжести нужно ввести административную преюдицию: лицо привлекается к уголовной ответственности, только если в течение определенного времени после одного или более административных наказаний совершит такое же нарушение (в частности, нарушение авторских прав, таможенного и налогового законодательства)», — указал Титов.
Исключить мошенничество
Бизнес-омбудсмен предложил полностью переработать статью УК о мошенничестве, исключив ее применение к хозяйственным спорам. По ст. 159–159.6 УК нужно установить принцип «за квалифицированное мошенничество ответственность больше», снизив при этом ответственность по общему составу статьи, считает Титов.
Исключить обвинения в организации преступного сообщества
«Мы также предлагаем устранить необоснованное распространение квалифицирующего признака «группа лиц по предварительном сговору» и необоснованное вменение 210 УК.»
Источник: РБК
Дата актуальности материала: 02.07.2017