г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф.619
+7 (846) 212-99-71

Изменение правил определения коэффициента «бонус-малус»

Коэффициент “бонус-малус” (сокращенно КБМ) — это одна из величин, используемых страховщиками для определения суммы, которую собственник автомобиля ежегодно должен выплачивать по ОСАГО. В настоящий момент страховщики по ОСАГО не могут определять этот коэффициент самостоятельно. Он устанавливается Центральным банком РФ. КБМ не учитывается для КАСКО, где страховщики самостоятельно определяются сумму страховых платежей и порядок их расчета.

Страхование ответственности имеет определенные риски, так как водитель может как попадать в ДТП часто, так и не попадать в них вообще. Это зависит от опыта, индивидуальных особенностей вождения и так далее. Следовательно, страхование каждого водителя имеет разную степень риска для страховщика. Чтобы эти риски компенсировать, а заодно побуждать граждан водить более аккуратно, и существует КБМ. Это определенная система скидок для тех водителей, которые не попадают в аварии. КБМ предусматривает увеличение страховых платежей для тех, у кого на счету много ДТП. Это не наказание, направленное на то, чтобы водитель понял свое ненадлежащее поведение. При ДТП страховщик несет значительные расходы, и увеличение суммы страховых платежей призвано это компенсировать.

Основная величина, используемая при расчете КБМ — количество страховых возмещений, вне зависимости от их размера. В случае, если в связи с одним ДТП было выплачено несколько возмещений (например, несколько пассажиров одного и того же автомобиля заявили о возмещении вреда их здоровью), то считается, что было выплачено одно возмещение. С понятием КБМ неразрывно связан класс водителя, определяемый на основании КБМ за предыдущий год.

В расчет берутся случаи возмещения с 1 апреля года, предшествующего расчету, до 31 марта года, в котором производится расчет. То есть при определении КБМ в 2019 году в расчет не будет браться возмещение по ДТП, которое было произведено, например, 21 марта предыдушего года. Данное изменение вступило в силу 1 апреля 2019 года.

Когда водитель впервые оформляет ОСАГО, его КБМ равняется 1, то есть он оплачивает страхование в базовом размере. Одновременно ему присваивается класс 3.

В следующем году его КБМ будет рассчитываться на основании количества страховых возмений за прошедший года, а также предыдущего КБМ и класса. Для расчета КБМ существуют специальные таблицы. Если страховые возмещения по вине этого водителя не выплачивались, то КБМ понижается, а класс повышается. Соответственно, сумма страховых взносов становится для такого водителя меньше. Это правило можно разобрать на примере.

Предположим, что водитель в 2019 году первый раз оформляет ОСАГО. Его КБМ равен 1, он уплачивает страховые взносы в базовом размере. За год по его вине было выплачено 1 страховое возмещение, и тогда с 1 апреля 2020 года его КБМ составит 1,55, то есть он будет выплачивать страховые платежи в полуторном размере. Если за этот год у него не будет ДТП, то его КБМ с 1 апреля 2021 года станет 1,4, и сумма платежей понизится.

Минимальный размер КБМ составляет 0,5, то есть при безупречном вождении лицо платит только половину базового размера платежей. Максимальный КБМ составляет 2,45.

С 9 января этого года в правила определения КБМ были внесены изменения, расчет КБМ на 1 апреля 2019 года, уже был произведен по новым правилам.

Так, изменились правила расчет КБМ в случае, когда в страховку включено несколько водителей. Если в договор ОСАГО заключен в отношении нескольких лиц, то общий КБМ равен максимальному КБМ, который был рассчитан для каждого участника страхователя отдельно.

Если договор заключен в отношении неограниченного круга лиц, то КБМ всегда равен единице. По ранее действующим правилам КБМ определялся на основании КБМ собственника автомобиля.

КБМ каждого водителя, а также его класс содержится в АИС ОСАГО (автоматизированной информационной системе ОСАГО). Ее ведение осуществляет РСА (российский союз автостраховщиков). По общему правилу, сведения АИС ОСАГО открытые, их может получить любой желающий. Например, если необходимо оформить договор ОСАГО в отношении нескольких лиц или проверить свои данные, то сведения о КБМ каждого из этих лиц можно запросить в АИС ОСАГО.

Проверить КБМ можно по ссылке: https://rsa.su/proverka-kbm/.

Как показывает практика, при использовании АИС ОСАГО возникает ряд затруднений. Первым из них является невозможность получения сведений из-за ошибочно введенных данных. При проверке необходимо использовать данные именно из страхового полиса, так как они могут расходиться с данными из ПТС.

Бывают и ситуации, когда КБМ рассчитывается неверно, и это влияет на размер страховых платежей. В таком случае нужно подать в РСА заявление об исправлении сведений, содержащихся в АИС ОСАГО. В случае, если неверные сведения привели к увеличению страховых платежей, то необходимо подавать в суд исковое заявление с просьбой об исправлении ошибки и возмещении вреда. Практика по таким спорам положительная.

Даже такие, казалось бы, сложные вещи, как деятельность страховых компаний или их расчеты, имеют свою систему и логику построения. И если понимать эту логику, можно избежать многих ошибок и финансовых потерь. Если у Вас возникают какие-либо сомнения в том, что Ваша сумма страховых платежей или класс были определены неверно, Вы всегда можете записаться к нам на юридическую консультацию по телефону: +7 (846) 212-99-71.

Чтобы записаться на бесплатную консультацию позвоните по круглосуточному номеру +7 (846) 212-99-71 или оставьте заявку ниже

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Адвокатское бюро «Антонов и партнеры» — юридическая помощь в Москве, Самаре
Если Вам необходима консультация адвоката - не оттягивайте решение данного вопроса, просто перезвоните нам по номеру в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71
К каждому клиенту гарантируем индивидуальный подход и гибкую ценовую политику, конфиденциальность и поддержку в течении 24 часов в сутки!
Добавляйтесь в друзья
Подписывайтесь на мой канал
КонсультантПлюс: "Горячие" документы
Постановление Правительства РФ от 03.05.2019 N 551 "О государственной поддержке программ деятельности лидирующих исследовательских центров, реализуемых российскими организациями в целях обеспечения разработки и реализации дорожных карт развития перспективных "сквозных" цифровых технологий" (вместе с "Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку программ деятельности лидирующих исследовательских центров, реализуемых российскими организациями в целях обеспечения разработки и реализации дорожных карт развития перспективных "сквозных" цифровых технологий", "Положением о проведении конкурсного отбора на предоставление государственной поддержки программ деятельности лидирующих исследовательских центров, реализуемых российскими организациями в целях обеспечения разработки и реализации дорожных карт развития перспективных "сквозных" цифровых технологий")
Постановление Правительства РФ от 20.04.2019 N 472 "О порядке учета и декларирования объема производства, оборота и (или) использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий и о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2006 г. N 380" (вместе с "Правилами учета объема производства, оборота и (или) использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий", "Правилами представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий")
ПРАВО.RU
ГАРАНТ: Новости