г. Самара, пр-т Карла Маркса, д. 192, офис 614
Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 11А, офис 29
Санкт-Петербург, Спасский пер., д. 14/35, лит. А, офис 1304
АНТОНОВ
И ПАРТНЁРЫ
АДВОКАТСКОЕ БЮРО

Как взыскать убытки с того, кто причинил вред деловой репутации юридического лица

Как взыскать убытки с того, кто причинил вред деловой репутации юридического лица

Адвокат Антонов А.П.

Главное — убедитесь, что убытки вызваны именно распространением порочащих сведений о вас (диффамацией).
Взыскивать их нужно через суд. Сначала вы можете предъявить нарушителю претензию, но это необязательно. Заявить требование об убытках можно вместе с неимущественными требованиями о защите деловой репутации или отдельно.
Вы можете потребовать от нарушителя и свои внеплановые расходы (на экспертизу и т.п.), и упущенную выгоду (например, от расторгнутых из-за опороченной репутации договоров). Рассчитать все это можно самостоятельно или с помощью оценщика.

1. Какие убытки можно взыскать с нарушителя
Такие убытки могут складываться из того, как ухудшилось ваше финансовое положение в связи с диффамацией, и трат, которые вы были вынуждены понести в связи с ней.
В зависимости от ситуации вы могли (п. 2 ст. 15 ГК РФ):
1)понести дополнительные расходы, которые можно признать реальным ущербом, например:
на проведение внеплановых рекламных акций и кампаний, подразумевающих снижение цен на продукцию или предоставление скидок покупателям или заказчикам;
публикацию дополнительных рекламно-информационных материалов;
дополнительные гонорары привлеченным специалистам;
дополнительные транспортные, комиссионные расходы;
оплату экспертизы с целью подтвердить качество товара;
2)не получить возможный доход. Например, из-за потери клиентов у вас значительно снизилась выручка от реализации товара или клиент отказался заключать договор, несмотря на подписанный ранее протокол о намерениях, и вы не получили из-за этого деньги. Это ваша упущенная выгода, но ее нужно доказать.
 
2. Как убедиться в связи убытков с диффамацией
Вне зависимости от того, какого рода убытки у вас возникли (реальный ущерб или упущенная выгода), важно, чтобы у них была причинно-следственная связь с распространением порочащих сведений. Если вы обратитесь в суд, там придется доказать, что ваши убытки — именно следствие диффамации (п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 23.09.1999 N 46). Поэтому сначала удостоверьтесь, что это так.
Подтвердить связь между убытками и диффамацией может целый ряд обстоятельств. Их может помочь выявить специалист, поэтому для расчета убытков можно обратиться к оценщику, который подробно опишет проявления этой связи в своем заключении.
Обусловленность расходов диффамацией может проявиться в том, что они не были плановыми и вы их понесли, только чтобы восстановить опороченную репутацию. К примеру, в вашем бюджете не были заложены или вам пришлось значительно увеличить расходы на дополнительный анализ качества продукта, рекламную кампанию, направленную на исправление негативного впечатления, которое появилось в результате диффамации.
Упущенную выгоду поможет выявить ваше финансовое состояние в динамике, из которой видно, что ничто не предвещало таких потерь. Это может показать количество заключенных и исполняемых до и после диффамации договоров, письма контрагентов об отказе от сотрудничества из-за вашей репутации. Оцените, какие договоры вы потеряли из-за того, что контрагенты отказались от их исполнения или заключения именно из-за пострадавшей репутации.
Учтите, что суд в каждом конкретном случае будет определять наличие и размер убытков, их связь с диффамацией, оценивать допустимость ваших доказательств.
 
3. Как рассчитать размер убытков
Если в результате диффамации вы понесли дополнительные расходы, оцените их и суммируйте.
Для расчета упущенной выгоды сложите вероятные доходы, которые вы не получили, и отнимите расходы, которые понесли бы на их получение. Например, оцените, насколько ваш доход уменьшился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Если вы не сможете точно определить размер убытков, сделайте приблизительный расчет. Если дело дойдет до суда, там не откажут в возмещении лишь потому, что точный размер убытков невозможно установить. Суд сам определит, какую сумму взыскать с нарушителя (п. 19 Обзора по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016).

4. Какими документами можно подтвердить убытки
Ваши убытки помогут подтвердить, например:
1)бюджет доходов и расходов, бизнес-план, стратегический план развития организации и т.д., из которых видно, какие доходы и расходы вы планировали. Это поможет показать, что определенные расходы вы понесли незапланированно. Затем нужно будет доказать, что эти расходы были необходимы для борьбы с негативными последствиями диффамации;
2)акт служебного расследования и план мероприятий по восстановлению деловой репутации и доверия клиентов с описанием расходов;
3)документы, подтверждающие, что вы обоснованно понесли дополнительные расходы (договоры, задания исполнителю, акты оказанных услуг, платежные документы, переписка, из которой следует вынужденная причина заключения договора, и т.д.);
4)документы, которые можно использовать при доказывании упущенной выгоды (бухгалтерский баланс, письма клиентов, объясняющих причину расторжения договора с вами, сообщения об отказе заключить договор из-за подрыва вашей деловой репутации).

5. В каких случаях нельзя требовать возмещения убытков
Редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за диффамацию в случаях, предусмотренных ст. 57 Закона о СМИ. В этих же случаях вы не сможете взыскать с них убытки.
Например, если сведения получены от информационных агентств или содержатся в ответах на запрос информации.
Если сведения опубликовали несколько СМИ и часть изданий дословно воспроизвели сообщение, сделанное изначально в одном конкретном издании, взыскать убытки можно только с написавшего о вас первым.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Дата актуальности материала: 25.06.2021

Оставить комментарий

Добавить комментарий
Ваш email не будет опубликован.

Готовы доверить решение проблемы нам?

Ваше сообщение успешно отправлено.
Наши сотрудники свяжутся с Вами в ближайшее время.

Наша главная цель — помощь клиентам в решении существующих проблем и их профилактика в будущем.

Оставьте заявку на консультацию, чтобы убедиться в этом лично!

Мы работаем по всей России. Укажите Ваш город в комментарии

Отправляя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Отзывы

Получить консультацию юриста
Наверх
x
Полезная информация
Сторонние сайты
Адвокатского бюро «Антонов и партнеры»
пр-т. Карла-Маркса, дом 192, оф. 614 Самара Россия 443080
Phone: +7 (846) 212-99-71 Email: antonov.partner@gmail.com URL: