г. Самара, пр-т Карла Маркса, д. 192, офис 614
Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 11А, офис 29
Санкт-Петербург, Спасский пер., д. 14/35, лит. А, офис 1304
АНТОНОВ
И ПАРТНЁРЫ
АДВОКАТСКОЕ БЮРО

Какая ответственность предусмотрена за хищение бюджетных средств?

Какая ответственность предусмотрена за хищение бюджетных средств?

Действующее законодательство РФ не предусматривает уголовную ответственность за хищение бюджетных средств в качестве самостоятельного состава преступления. Однако УК РФ предусмотрена ответственность за преступления, схожие по объективной стороне, отдельные элементы которых относятся к хищению средств, выделенных государством: кражу (ст. 158 УК РФ), мошенничество (ст. ст. 159, 159.2 УК РФ), присвоение, растрату (ст. 160 УК РФ).

Бюджетные средства представляют собой денежное обеспечение, адресуемое государством соответствующим федеральным, государственным и муниципальным учреждениям и организациям в рамках исполнения целевых программ их расходования, например, в рамках государственного заказа в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Эти средства имеют строго ограниченные статьи расходования, поступают на счет организации и находятся в ведении соответствующего должностного лица. Любое отклонение от направления бюджетных средств на реализацию утвержденных государством планов является преступлением. Как правило, часть выделенных денег незаконным образом присваивается должностными лицами или иным образом обращается ими в свою пользу.

Под хищением согласно примечанию 1 к ст. 158 УК РФ понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.

В отличие от общих объектов посягательств, подобные неправомерные действия имеют признаки «служебных хищений», что существенно повышает их общественную опасность (Борисов С.В., Моисеев С.С. О целесообразности выделения хищения бюджетных средств в самостоятельный состав преступления // Закон и право. 2019. N 2. С. 15 — 16).

Более того, хищение бюджетных средств, как правило, совершается лицом, которому надлежащим образом оформлен допуск к этим средствам, с использованием своего служебного положения. При этом размер преступного ущерба при совершении такого преступления в разы выше, нежели частная кража или мошенничество по отношению к конкретному субъекту, это преступление имеет несколько объектов посягательства: денежные средства (имущество, собственность) и интересы государственной власти, службы, поскольку затрудняет реализацию социальных программ и влечет значительные экономические последствия.

Хищение бюджетных средств лишает государственные органы необходимых ресурсов для выполнения стоящих перед ними задач, что может стать критичным в кризисные периоды («Антикоррупционный комплаенс в Российской Федерации: междисциплинарные аспекты: Монография» (Гармаев Ю.П., Иванов Э.А., Маркунцов С.А.)).

Анализ УК РФ показывает, что хищение бюджетных денежных средств могут предусматривать составы гл. 21 УК РФ:

— кража (ст. 158 УК РФ);

— мошенничество (ст. ст. 159, 159.2 УК РФ);

— присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ).

Эти составы преступлений характеризуются незаконным присвоением чужого имущества.

Так, например, преступное посягательство в виде кражи (ст. 158 УК РФ) может быть совершено в отношении бюджетных денежных средств. Однако для специфики хищения государственных денег кража (тайное хищение чужого имущества) как способ обращения материальных благ в свою пользу скорее вспомогательна, в отличие от мошенничества, присвоения или растраты.

Под кражей понимаются действия лица, совершившего незаконное изъятие имущества в отсутствие собственника или иного владельца этого имущества, или посторонних лиц либо хотя и в их присутствии, но незаметно для них (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 N 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое»).

Однако по смыслу ст. 158 УК РФ для кражи характерны скорее бытовые начала, не связанные напрямую с ущербом государственным интересам, — виновный безразлично относится к свойству бюджетных денег, т.е. имеет цель похитить хоть какие-нибудь средства без условной привязки к их целевому назначению.

В отличие от присвоения или растраты (ст. 160 УК РФ) или мошенничества (ст. ст. 159, 159.2 УК РФ) (независимо от наличия квалифицирующих признаков) кража изначально совершается лицами, которые по определению не имели законных оснований, в том числе косвенных, для доступа к бюджетным деньгам. Так, например, кражу может совершить сотрудник государственного учреждения или иное знающее о месте хранения денежных средств лицо.

Для совершения кражи бюджетных средств характерны следующие квалифицирующие признаки: группой лиц по предварительному сговору; с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище; в крупном размере; с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств; организованной группой; в особо крупном размере.

Понятия крупного и особо крупного размера для целей ст. ст. 158, 159 (за исключением ч. 6 и 7) и ст. 160 УК РФ приведены в примечании 4 ст. 158 УК РФ.

За совершение кражи виновному лицу в зависимости от обстоятельств, тяжести и степени общественной опасности, а также размера ущерба может быть назначено наказание в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей (минимальная санкция), а также лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей (максимальная санкция).

Вместе с тем для хищения бюджетных средств как таковых характерен, прежде всего, признак специального субъекта, например служебное положение лица и (или) отнесение виновного к разряду должностных лиц (примечание 1 к ст. 285 УК РФ).

Мошенничество (ст. 159 УК РФ) наиболее характерно для хищения бюджетных средств. Согласно диспозиции ст. 159 УК РФ мошенничество совершается путем обмана или злоупотребления доверием.

Обман как способ совершения хищения или приобретения права на чужое имущество может состоять в сознательном сообщении (представлении) заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений, либо в умолчании об истинных фактах, либо в умышленных действиях (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате»).

Злоупотребление доверием при мошенничестве заключается в использовании с корыстной целью доверительных отношений с владельцем имущества или иным лицом, уполномоченным принимать решения о передаче этого имущества третьим лицам. Доверие может быть обусловлено различными обстоятельствами, например служебным положением лица либо его личными отношениями с потерпевшим (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате»).

Для состава мошенничества характерны все квалифицирующие признаки ст. 159 УК РФ. Наиболее частым случаем хищения бюджетных средств при мошенничестве является использование лицом своего служебного положения. Например, сокрытие генеральным директором предприятия недостатков при выполнении работ в рамках муниципального контракта (Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 08.04.2021 N 77-1151/2021). Сокрытие таким образом недостатков позволило виновному, введя в заблуждение главу администрации сельского поселения и членов приемной комиссии о якобы надлежащем и в полном объеме выполнении работ в рамках муниципального контракта, обмануть их о реальном положении дел по выполнению договорных обязательств.

В силу п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» под лицами, использующими свое служебное положение при совершении мошенничества, присвоения или растраты (ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159.1, ч. 3 ст. 159.2, ч. 3 ст. 159.3, ч. 3 ст. 159.5, ч. 3 ст. 159.6, ч. 3 ст. 160 УК РФ), следует понимать должностных лиц, обладающих признаками, предусмотренными п. 1 примечаний к ст. 285 УК РФ, государственных или муниципальных служащих, не являющихся должностными лицами, а также иных лиц, отвечающих требованиям, предусмотренным п. 1 примечаний к ст. 201 УК РФ (например, лицо, которое использует для совершения хищения чужого имущества свои служебные полномочия, включающие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации).

Для хищения бюджетных денежных средств из всей группы составов мошенничества помимо общего состава, предусмотренного ст. 159 УК РФ, характерны положения также ст. 159.2 УК РФ (мошенничество при получении выплат, пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат).

Отличия состоят лишь в том, что в данном случае обман или злоупотребление выражаются в активных действиях гражданина, претендующего на получение выплат или иных социальных пособий путем представления в органы исполнительной власти, учреждения или организации, уполномоченные принимать решения о получении выплат, заведомо ложных и (или) недостоверных сведений о наличии обстоятельств, наступление которых согласно закону или иному нормативному правовому акту является условием для получения соответствующих выплат в виде денежных средств или иного имущества (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате»).

К социальным выплатам, в частности, относятся:

— пособие по безработице;

— компенсации на питание, на оздоровление;

— субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

— средства материнского (семейного) капитала;

— предоставление лекарственных средств, технических средств реабилитации (протезов, инвалидных колясок и т.п.), специального транспорта, путевок, продуктов питания.

Применительно к ч. 6 и 7 ст. 159 УК РФ крупным размером признается стоимость имущества, превышающая три миллиона рублей, особо крупным — превышающая двенадцать миллионов рублей (примечания 2, 3 к ст. 159 УК РФ).

За совершение мошенничества (ст. ст. 159, 159.2 УК РФ) виновному лицу в зависимости от обстоятельств, тяжести и степени общественной опасности, а также размера ущерба может быть назначено наказание в виде штрафа в размере до ста двадцати тысяч рублей (минимальная санкция), а также лишения свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей (максимальная санкция).

Мошенничество, как правило, совершается более деликатным способом. Виновное лицо, хотя и не имеет права по распоряжению бюджетными денежными средствами, тем не менее входит в доверие или путем обмана соответствующего должностного лица обеспечивает себе благоприятные условия для похищения денег.

Присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ) состоят в хищении чужого имущества, вверенного виновному.

Под «вверенным» понимается имущество, в отношении которого виновное лицо в силу должностных обязанностей, договорных отношений или специального поручения государственной или общественной организации осуществляет определенные полномочия по распоряжению, управлению, хранению и т.д. Такие правомочия могут быть переданы собственником имущества другим гражданам на основании гражданско-правовых договоров подряда, аренды, комиссии, проката и т.д. (гл. 1 Методических рекомендаций по выявлению и пресечению преступлений в сфере экономики и против порядка управления, совершенных сторонами исполнительного производства (утв. ФССП России 15.04.2013 N 04-4)).

Присвоение состоит в безвозмездном, совершенном с корыстной целью, противоправном обращении лицом вверенного ему имущества в свою пользу против воли собственника; растрата — в противоправных действиях лица, которое в корыстных целях истратило вверенное ему имущество против воли собственника путем потребления этого имущества, его расходования или передачи другим лицам (п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате»).

Примером присвоения или растраты может служить хищение вверенной виновному лицу государственной субсидии, выделенной в целях реализации социальных программ, путем предоставления отчетов о реализации бизнес-проекта и акта выполненных работ, сметы расходов при фактическом невыполнении этих работ либо выполнении при существенном занижении их стоимости с присвоением разницы (Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 12.11.2020 N 77-2243/2020).

За совершение присвоения или растраты (ст. 160 УК РФ) виновному лицу в зависимости от обстоятельств, тяжести и степени общественной опасности, а также размера ущерба может быть назначено наказание в виде штрафа в размере до ста двадцати тысяч рублей (минимальная санкция), а также лишения свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей (максимальная санкция).

Мошенничество, присвоение и растрата в контексте рассматриваемого вопроса в любом случае имеют направленность именно на конкретный предмет посягательства — бюджетные средства: виновный изначально стремится завладеть непосредственно целевыми деньгами, прибегая к обману, злоупотребляя доверием либо путем обращения в свою пользу имущества или его безвозвратной растраты.

Следует иметь в виду, что такие составы преступлений, как нецелевое расходование бюджетных средств (ст. ст. 285.1, 285.2 УК РФ), не относятся к хищению, поскольку в рамках этих деяний виновное лицо не обращает в свою пользу и не становится собственником государственных денег, а лишь способствует их направлению на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Это означает, что, если виновный, обращая в свою пользу бюджетные средства, совершит деяния, содержащие признаки другого преступления, то он будет нести уголовную ответственность по соответствующим статьям УК РФ.

Материал статьи взят из открытых источников

Остались вопросы к адвокату по данной тематике?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Дата актуальности материала: 10.03.2022

Оставить комментарий

Добавить комментарий
Ваш email не будет опубликован.

Готовы доверить решение проблемы нам?

Ваше сообщение успешно отправлено.
Наши сотрудники свяжутся с Вами в ближайшее время.

Наша главная цель — помощь клиентам в решении существующих проблем и их профилактика в будущем.

Оставьте заявку на консультацию, чтобы убедиться в этом лично!

Мы работаем по всей России. Укажите Ваш город в комментарии

Отправляя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Отзывы

Получить консультацию юриста
Наверх
x
Полезная информация
Сторонние сайты
Адвокатского бюро «Антонов и партнеры»
пр-т. Карла-Маркса, дом 192, оф. 614 Самара Россия 443080
Phone: +7 (846) 212-99-71 Email: antonov.partner@gmail.com URL: