г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф.614
г. Москва, ул. Верхняя Красносельская, д.11а, оф.29
г. Санкт-Петербург, Спасский пер., д. 14/35, лит. А, офис 1304
АНТОНОВ
И ПАРТНЁРЫ
АДВОКАТСКОЕ БЮРО

Корпоративный юрист: комплаенс

Комплаенс — обеспечение соответствия деятельности организации требованиям, налагаемым на нее российским и зарубежным законодательством, иными обязательными для исполнения регулирующими документами, а также создание в организации механизмов анализа, выявления и оценки рисков коррупционно опасных сфер деятельности и обеспечение комплексной защиты организации.

Значение системы комплаенс-контроля заключается в двух аспектах.

Во-первых, комплаенс-контроль дает положительный эффект путем предотвращения больших финансовых потерь, в том числе предотвращая банкротство.

Во-вторых, комплаенс-контроль имеет важное значение для заказчиков и потребителей товаров, работ и услуг, так как, применяя комплаенс-контроль, организации действуют в рамках закона, не нарушая имущественных прав своих партнеров и потенциальных клиентов.

С этой целью проводится анализ соответствия деятельности актуальному законодательству, исключаются риски невыполнения договорных обязательств, наложения штрафов, предъявления исков о взыскании ущерба.

Запуск комплаенса производится в три этапа:

  • разработка стратегии, общих принципов комплаенс-политики на предприятии, выработка эффективных требований;
  • анализ и аудит учредительных документов, нормативной и договорной базы, внесение изменений и исправление отступлений от закона при необходимости;
  • контроль за текущей деятельностью, выполнением принятых требований.

Внутренний контроль осуществляется в следующих основных формах:

  • создание комплаенс-службы и наделение ее конкретными полномочиями по осуществлению контроля;
  • исключение коррупционной составляющей, взаимодействие с государственными органами только на основе закона;
  • обеспечение законности правоотношений с работниками;
  • проверка контрагентов и чистоты заключаемых сделок;
  • принятие мер по противодействию отмыванию денежных средств;
  • контроль за соблюдением сроков и порядка предоставления бухгалтерской и иной отчетности;
  • обеспечение наличия всей необходимой документации для осуществления деятельности;
  • постоянный мониторинг изменений в законодательстве.

Прежде всего необходимо разработать нормативную базу, локальные правовые акты:

  • общий внутренний нормативный акт: политику комплаенс-контроля с закреплением дисциплинарной ответственности за нарушение обязательных требований;
  • кодекс корпоративной этики с основными стандартами поведения сотрудников в организации;
  • политику противодействия отмыванию доходов, полученных незаконным путем;
  • политику сообщений о нарушении законодательства и норм этики сотрудниками или контрагентами;
  • политику выявления и регулирования конфликтов интересов с закреплением преобладания интересов компании над личными;
  • политику дарения, которая закладывает понятия «подарок» и критерии его разграничения от взятки. Как правило, сотрудникам не запрещается дарить и получать подарки, однако могу быть наложены ограничения по сумме. Здесь необходимо принимать во внимание лимиты ст. 575 ГК РФ, по которой подарки работникам госорганов, учителям и врачам, в отношениях коммерческих организаций между собой не могут быть больше 3 000 рублей.

В числе основных видов юридического комплаенс-контроля выделяют:

  • анализ договоров на предмет обнаружения коррупционной составляющей (выявление признаков незаконных или подозрительных сделок и т.д.);
  • проведение обучения сотрудников в форме семинаров с мероприятиями по проверке знаний;
  • осуществление проверок партнеров (на сайте налоговой, ФССП, в банке судебных актов, в специальных реестрах, установление реального нахождения по юридическому адресу, наличия разрешительных документов на занятие декларируемой деятельностью и т.д.);
  • проведение внутренних расследований по факту обнаружения фактов нарушения антикоррупционных и иных правил и требований;
  • включение в договоры антикоррупционных оговорок, требований о соблюдении антикоррупционного законодательства.

Комплаенс — это постоянное отслеживание рисков, контроль за соблюдением законности в компании. Он гарантирует надежный базис компании и работает на перспективу.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры». (В)

Материал статьи взят из открытых источников

Дата актуальности материала: 21.02.2023

Оставить комментарий

Добавить комментарий
Ваш email не будет опубликован.

Готовы доверить решение проблемы нам?

Ваше сообщение успешно отправлено.
Наши сотрудники свяжутся с Вами в ближайшее время.

Наша главная цель — помощь клиентам в решении существующих проблем и их профилактика в будущем.

Оставьте заявку на консультацию, чтобы убедиться в этом лично!

Мы работаем по всей России. Укажите Ваш город в комментарии

Отправляя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Отзывы

Получить консультацию юриста
Наверх
x
Полезная информация
Сторонние сайты
Адвокатского бюро «Антонов и партнеры»
пр-т. Карла-Маркса, дом 192, оф. 614 Самара Россия 443080
Phone: +7 (846) 212-99-71 Email: antonov.partner@gmail.com URL: