г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф.614
г. Москва, ул. Верхняя Красносельская, д.11а, оф.29
г. Санкт-Петербург, Спасский пер., д. 14/35, лит. А, офис 1304
АНТОНОВ
И ПАРТНЁРЫ
АДВОКАТСКОЕ БЮРО

Корпоративный юрист: защита деловой репутации организации

Деловая репутация является ценным активом любой организации. Как отмечено в постановлении Пленума ВС РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», она является одним из условий успешной деятельности юридических лиц.

Вместе с тем участники оборота нередко сталкиваются со случаями распространения порочащих сведений, наносящих вред их репутации, и вынуждены прибегать к тем или иным средствам правовой защиты.

Российское законодательство содержит ряд механизмов, которые позволяют противостоять подобным посягательствам и могут быть реализованы как в судебном, так и во внесудебном порядке. В соответствии с п. 11 ст. 152 ГК РФ к защите деловой репутации юридических лиц применяются те же правила, что и правила, действующие в отношении граждан, за исключением положений о компенсации морального вреда.

В зависимости от ситуации юридическое лицо может выбрать, какой набор требований необходимо предъявить опорочившему его лицу.

Специальные неимущественные требования позволят юридическому лицу компенсировать потери в имидже компании и пресечь их на будущее. Выбор в основном зависит от того, каким способом распространены сведения. Любой из вариантов неимущественных требований, предусмотренных для граждан, доступен организациям, поскольку эти правила касаются и юридических лиц.

Что можно потребовать?

  • опровергнуть сведения тем же способом, которым их распространили, или другим аналогичным способом;
  • опубликовать ответ организации в СМИ, которое распространило сведения. Этого можно требовать наряду с опровержением;
  • удалить сведения о юридическом лице, если они стали широко известны и опровержение уже невозможно довести до всех. Если они записаны на материальных носителях (например, в продающейся книге), можно требовать изъять и уничтожить их без компенсации, чтобы пресечь либо запретить дальнейшее распространение сведений, если иначе их удалить невозможно;
  • удалить сведения из Интернета, если они оказались там, и опровергнуть их способом, который доведет опровержение до всех пользователей;
  • отозвать или заменить документ со сведениями о юридическом лице, который исходит от организации, например информационное сообщение ;
  • признать сведения не соответствующими действительности, если установить конкретного распространителя невозможно.

Организация может взыскать убытки, которые вызваны распространением порочащих ее сведений.

Чтобы взыскать убытки, нужно доказать, что потери организации возникли из-за распространения порочащих сведений.

Нужно учесть, что иск о взыскании убытков можно подать и отдельно — после того, как иск о защите деловой репутации будет удовлетворен.

В случае умаления его репутации юридическое лицо вправе требовать возмещения причиненного ему вреда. Он может выражаться, к примеру, в том, что юридическое лицо утратило конкурентоспособность или положительное мнение о качестве его услуг в глазах общественности. Однако для того, чтобы добиться компенсации, нужна целая совокупность условий.

Сумму репутационного вреда юридическое лицо может определить по своему усмотрению, каких-либо обязательных требований к ее расчету нет.

Предъявлять указанные требования можно к автору порочащих сведений и любому лицу, которое их распространило. Если сведения от имени организации распространил ее работник (например, в письме), который был уполномочен на это в рамках профессиональной деятельности, ответчиком будет сама организация-работодатель. В случае судебного спора организация сможет привлечь самого этого работника как третье лицо.

Необходимо учесть, что для СМИ действуют специальные правила относительно того, куда обратиться за защитой.

Если распространителя установить не получается, организация может сразу обратиться в суд с особым заявлением — признать распространенные сведения не соответствующими действительности.

Если такие сведения были распространены в Интернете, юридическое лицо может потребовать от владельца сайта удалить их оттуда.

Претензионный порядок по делам о защите деловой репутации соблюдать необязательно. Досудебный претензионный порядок необходим для тех требований и категорий споров, в отношении которых он предусмотрен федеральным законом, а если спор относится к компетенции арбитражного суда — и договором.

С требованиями, связанными с защитой деловой репутации, законодательство не обязывает предварительно обращаться к нарушителю, что означает, что можно сразу обращаться в суд.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры». (В)

Материал статьи взят из открытых источников

Дата актуальности материала: 14.02.2023

Оставить комментарий

Добавить комментарий
Ваш email не будет опубликован.

Готовы доверить решение проблемы нам?

Ваше сообщение успешно отправлено.
Наши сотрудники свяжутся с Вами в ближайшее время.

Наша главная цель — помощь клиентам в решении существующих проблем и их профилактика в будущем.

Оставьте заявку на консультацию, чтобы убедиться в этом лично!

Мы работаем по всей России. Укажите Ваш город в комментарии

Отправляя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Отзывы

Получить консультацию юриста
Наверх
x
Полезная информация
Сторонние сайты
Адвокатского бюро «Антонов и партнеры»
пр-т. Карла-Маркса, дом 192, оф. 614 Самара Россия 443080
Phone: +7 (846) 212-99-71 Email: antonov.partner@gmail.com URL: