г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф.619
+7 (846) 212-99-71
г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф.619
+7 (846) 212-99-71

Новое в законодательстве о судебных приставах

Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»
Сергей Виряскин
редактор ИА «Клерк.Ру»
Оригинал статьи взят с сайта Клерк.ру

В середине марта был опубликован Федеральный закон № 34-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О судебных приставах” и Федеральный закон “Об исполнительном производстве”. Закон уточняет полномочия работников ФССП, регламентирует порядок создания групп принудительного исполнения, порядок проведения исполнительного розыска, а также вводит новые ограничения на арест имущества в целях дополнительной защиты прав граждан-должников.

Предположительно, реализация закона позволит добиться повышения эффективности деятельности службы судебных приставов, а также приведет законодательства об исполнительном производстве в соответствии с современной практикой работы приставов.

Новые гарантии для должников и взыскателей

Закон предусматривает существенные ограничения на арест имущества должников, предусматривает возможность реализации малоценного имущества должника самим должником самостоятельно, а также регламентирует порядок оставления у взыскателя имущества, не реализованного должником самостоятельно.

Законом не допускается арест имущества должника по исполнительному документу, содержащему требование о взыскании денежных средств, в том случае, когда сумма взыскания по исполнительному производству не превышает 3000 рублей. Исключение составляют случаи ареста денежных средств, ареста заложенного имущества, подлежащего взысканию в пользу залогодержателя, и ареста имущества по исполнительному документу, содержащему требование о наложении ареста.

Следующей “поблажкой” для должников является группа норм, регламентирующих порядок самостоятельной реализации должниками своего имущества. По новым правилам такая реализация допускается при отсутствии спора о стоимости имущества должника, которая не превышает 30 000 рублей, должник вправе реализовать такое имущество самостоятельно. Для этого должнику необходимо в срок, не превышающий десяти дней со дня его извещения об оценке имущества, произведенной судебным приставом-исполнителем или оценщиком, ходатайствовать о самостоятельной реализации указанного имущества.

При поступлении от должника такого ходатайства, пристав будет выносить постановление об отложении применения мер принудительного исполнения. В данном постановлении будет указываться, что денежные средства в размере, указанном в постановлении об оценке такого имущества, вырученные должником от реализации, должны быть перечислены на депозитный счет подразделения судебных приставов в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения постановления. Во всех других случаях осуществляется принудительная реализация имущества должника.

Если же должник все же решится на самостоятельную реализацию своего имущества, он станет предупреждаться об ответственности за совершение незаконных действий в отношении такого имущества и о последствиях его нереализации. При этом в случае нереализации должником в установленный срок имущества пристав-исполнитель предложит взыскателю оставить за собой данное имущество, а в случае отказа взыскателя от оставления за собой нереализованного имущества, оно будет передано на принудительную реализацию.

Что касается оставления взыскателем за собой имущества, не реализованного должником самостоятельно, то данное право может быть реализовано взыскателем в срок, не превышающий десяти дней со дня его извещения о том, что стоимость имущества должника, оценка которого произведена судебным приставом-исполнителем или оценщиком, не превышает 30 000 рублей. Для этого он должен направить приставу ходатайство об оставлении за собой указанного имущества в счет погашения взыскания.

В этом случае судебный пристав-исполнитель при отсутствии ходатайства должника о самостоятельной реализации либо при нереализации должником в установленный срок имущества, стоимость которого не превышает 30 000 рублей, передаст взыскателю имущество по цене, определенной приставом или оценщиком.

Если стоимость имущества должника превышает сумму, подлежащую выплате взыскателю по исполнительному документу, взыскатель будет вправе оставить за собой такое имущество при условии одновременного перечисления соответствующей разницы на депозитный счет подразделения судебных приставов. Передача судебным приставом-исполнителем имущества должника взыскателю оформляется актом приема-передачи. При поступлении ходатайств об оставлении за собой имущества должника сразу от нескольких взыскателей одной очереди данное имущество будет передаваться в соответствии с очередностью поступления исполнительных документов в подразделение судебных приставов.

 В случае отказа взыскателя от передачи ему имущества должника, стоимость которого не превышает 30 000 рублей, либо непоступления от него ходатайства об оставлении за собой такого нереализованного имущества данное имущество подлежит принудительной реализации. Принудительная реализация по новым правилам проводится путем продажи имущества специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством РФ.

При этом закон устанавливает, что специализированная организация обязана в десятидневный срок со дня получения имущества должника по акту приема-передачи размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, также в печатных средствах массовой информации.

Коллективное исполнение и исполнительный розыск

Закон регламентирует порядок ведения исполнительного производства группой судебных приставов-исполнителей, вводит понятие исполнительного розыска и устанавливает основания для его осуществления. Теперь в случае сложности или большого объема исполнительного производства старший судебный пристав сможет поручить совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения по такому исполнительному производству нескольким судебным приставам-исполнителям.

Судебные приставы, входящие в состав группы принудительного исполнения, обязаны сообщать руководителю группы принудительного исполнения обо всех совершенных ими исполнительных действиях и принятых ими мерах принудительного исполнения не позднее дня, следующего за днем совершения указанных действий или применения указанных мер.

Руководитель группы принудительного исполнения вправе самостоятельно совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения, а также давать судебным приставам-исполнителям, входящим в состав группы принудительного исполнения, поручения о совершении действий и применении мер принудительного исполнения, которые являются обязательными для этих приставов.

В законодательстве появляется такое понятие, как “исполнительный розыск”. Согласно закону, под исполнительным розыском понимаются проводимые судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску исполнительно-разыскные действия, направленные на установление местонахождения должника, имущества должника или местонахождения ребенка. Розыск может быть объявлен при условии, что совершенные приставом исполнительные действия не позволили установить местонахождение должника, его имущества или местонахождение ребенка.

Кроме того, по своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск должника или его имущества по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей.

Также по заявлению взыскателя розыск объявляется по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, возмещении ущерба, причиненного преступлением, об отбывании обязательных работ, о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления.

Постановление судебного пристава-исполнителя о розыске или об отказе в объявлении розыска утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Постановление о розыске подлежит немедленному исполнению. При производстве розыска пристав вправе запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и его имущество находятся в розыске.

Также пристав вправе осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам.

Порядок организации проведения исполнительно-разыскных действий определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции. Тактика проведения исполнительно-разыскных действий определяется главным судебным приставом РФ. При этом не допускаются проведение исполнительно-разыскных действий для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, разглашение сведений, составляющих личную и семейную тайну.

Другие поправки

Другой комплекс законодательных поправок касается совершенствования принципов работы ФССП и повышения эффективности исполнительного производства. В частности, в ближайшее время работа приставов станет значительно прозрачнее.

Напомним, в настоящее время Федеральная служба судебных приставов создает и ведет в электронном виде банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов. Помимо всего прочего, этот банк данных содержит и общедоступные сведения, знакомиться с которыми может любой желающий.

Правда, сейчас перечень общедоступных сведений является неполным и включает, в частности, данные лишь о номере исполнительного документа, дате возбуждения исполнительного производства, его номере, наименовании должника. В целях обеспечения открытости деятельности судебных приставов законом вышеуказанный перечень дополняется новыми сведениями.

Так, сюда включены вид исполнительного документа, его номер, наименование органа, выдавшего исполнительный документ, сумма непогашенной задолженности по исполнительному документу, а также сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю. При этом данные сведения являются общедоступными в течение трех лет со дня окончания исполнительного производства (сейчас сведения являются общедоступными до дня окончания или прекращения исполнительного производства).

В целях обеспечения мобильности службы судебных приставов и повышения эффективности их работы в части взаимодействия с другими госорганами и взыскателями изменяются требования и к документообороту. Теперь постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством РФ.

Одновременно расширяется и правоспособность взыскателей в сфере исполнительного производства. По действующему закону в заявлении взыскателя может содержаться лишь ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях. Как показывает практика, этого бывает мало для достижения целей исполнительного производства. Между тем, зачастую взыскатели обладают объемом информации о должнике, вполне достаточном для проведения успешных исполнительных действий.

В связи с этим теперь взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

Оригинал статьи взят с сайта Клерк.ру и находится здесь

Чтобы записаться на бесплатную консультацию позвоните по круглосуточному номеру +7 (846) 212-99-71 или оставьте заявку ниже

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Адвокатское бюро «Антонов и партнеры» — юридическая помощь в Москве, Самаре
Если Вам необходима консультация адвоката - не оттягивайте решение данного вопроса, просто перезвоните нам по номеру в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71
К каждому клиенту гарантируем индивидуальный подход и гибкую ценовую политику, конфиденциальность и поддержку в течении 24 часов в сутки!
Добавляйтесь в друзья
Подписывайтесь на мой канал
Наша практика
КонсультантПлюс: "Горячие" документы
Приказ Минприроды России от 29.06.2018 N 302 "Об утверждении порядка и способов подачи заявления о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации, требований к формату указанного заявления в случае подачи в электронной форме" (вместе с "Требованиями к формату заявления о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации, для заготовки древесины при подаче его в электронной форме")
ПРАВО.RU
ГАРАНТ: Новости
Свежие комментарии