– Поверили обещаниям. Часто участники отношений до последнего не идут на конфликт, полагаются на заверения контрагента, что он вскоре решит свои проблемы, говорит партнер
Александр Латыев. Но обещания в суде не предъявишь. Например, если их дали по телефону или лично, предупреждает он. Нередко в компании игнорируют правила претензионно-исковой работы в отношениях с аффилированными лицами или просто в силу доверительных отношений, отмечает партнер юркомпании Антон Красников.– Внутренняя бюрократия. Сначала идут длительные попытки урегулировать спор миром, рассказывает партнер
Юрий Воробьев. Потом, продолжает он, нужно получить административное решение об обращении в суд (включая выделение бюджета), после чего начинается этап «закупок» юридических услуг.– Огромное число потенциальных исков. Это часто встречается в практике кредитных, страховых организаций, конкурсных управляющих, говорит советник
Мария Михеенкова. По ее словам, из-за большого объема работы иски нередко подаются буквально в последний день срока, а если допустить ошибку с личностью ответчика, то при последующей замене срок будет считаться истекшим.– Не налажено взаимодействие между бухгалтерами и юридическим отделом. Ведь чаще всего именно от них юристы получают информацию о долгах, отмечает Красников.
– Потеряли документы, которые подтверждают долг (договоры с отсрочкой платежа, расписки и так далее). Такую частую причину называет Алина Хамматова из
. Это характерно для банкротств, где документы могут передаваться долгое время, а часть может просто отсутствовать, добавляет Красников.– Неправильно определили срок исковой давности. Он может быть общий (три года) или специальный (например, один год в отношении договоров перевозки).
– Неправильно определили начало течения срока исковой давности. Это не всегда очевидно, поэтому и встречаются ошибки, говорит партнер
Юлия Карпова. В пример она приводит иски, направленные на оспаривание зарегистрированного права. «Здесь срок исковой давности начинает течь не с того дня, когда в ЕГРН внесли запись, но с того дня, когда лицо узнало или должно было узнать о такой записи», – цитирует Карпова п. 57 совместного Постановления Пленума ВАС и ВС № 22 от 29 апреля 2010 года. А иногда случается так, что сторона искренне заблуждается насчет начала срока, делится руководитель практики имущественных и обязательственных отношений Галина Гамбург. Формулировка из п. 1 ст. 200 ГК (когда узнал или должен был узнать о нарушении права и о том, кто должен быть надлежащим ответчиком) позволяет в определенной степени «играть» со сроками, рассказывает Гамбург. «Истец узнает, что его право нарушено, а ответчик возражает, что истец должен был узнать об этом гораздо раньше», – делится она.