г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф.619
+7 (846) 212-99-71

Обзор судебной практики ВС РФ 1 (2014) от 24.12.2014 г. (Судебная коллегия по делам военнослужащих)

Утверждён Президиумом Верховного Суда
Российской Федерации 24 декабря 2014 года
ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 (2014)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ДЕЛАМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Судебная практика по гражданским делам
Военнослужащий, подлежащий обеспечению жильём для
постоянного проживания на весь период военной службы по месту
её прохождения, при увольнении, не связанном с предельным
возрастом пребывания на военной службе, организационно-
штатными мероприятиями или состоянием здоровья, оснований
для обеспечения жильём по избранному месту жительства в ином
населённом пункте не имеет.102
Северо-Кавказский окружной военный суд 13 ноября 2013 г.
отменил в апелляционном порядке решение Нальчикского
гарнизонного военного суда от 5 августа 2013 г. об отказе Б. в
удовлетворении заявления, в котором он просил признать незаконным
утверждённое начальником Пограничного управления ФСБ России по
Кабардино-Балкарской Республике (далее – Пограничное управление)
решение жилищной комиссии в части отказа в изменении избранного
им после увольнения с военной службы постоянного места жительства
с г. Нальчика, где он проходил военную службу, на г. Пушкин
Ленинградской области, и принял новое решение, которым данное
решение жилищной комиссии признал незаконным.
В кассационной жалобе начальник Пограничного управления
просил апелляционное определение отменить, а решение суда первой
инстанции оставить в силе. В обоснование жалобы указывалось, что в
связи с заключением заявителем первого контракта о прохождении
военной службы до 1 января 1998 г. и увольнением в запас по
истечении срока контракта он подлежит обеспечению на весь период
службы жилым помещением на общих основаниях только по месту
военной службы.
Рассмотрев материалы гражданского дела и обсудив доводы
кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих
признала, что судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела
допущены существенные нарушения норм материального права, что
выразилось в следующем.
Из материалов дела следует, что Б. заключил первый контракт о
прохождении военной службы 27 сентября 1993 г. и был назначен на
воинскую должность после окончания военно-учебного заведения до 1
января 1998 г. 22 июля 2013 г., по истечении срока одного из новых
контрактов, он принял решение об увольнении с военной службы в
запас.
Оснований для увольнения с военной службы по достижении
предельного возраста пребывания на военной службе, в связи с
организационно-штатными мероприятиями и по состоянию здоровья у
заявителя не имелось.
Ввиду обеспечения по месту военной службы в г. Нальчике
служебным жилым помещением Б. по его заявлению был признан
нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма в
том же населённом пункте.
Полагая, что он вправе быть обеспеченным жилым помещением по
избранному постоянному месту жительства, заявитель повторно
обратился в жилищную комиссию с заявлением о постановке на
жилищный учёт для получения жилья в г. Пушкине Ленинградской
области, однако на основании решения жилищной комиссии 103
Пограничного управления, утверждённого начальником управления,
получил отказ.
Признавая отказ законным, гарнизонный военный суд со ссылкой
на положения ст. 15 и 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ
«О статусе военнослужащих» пришёл к выводу о праве заявителя быть
обеспеченным жилым помещением по договору социального найма по
месту военной службы и об отсутствии законных оснований для
обеспечения его таким жильём по избранному месту жительства в ином
населённом пункте.
Принимая по делу новое решение, суд апелляционной инстанции
посчитал, что наличие у Б. права на выбор места жительства после
увольнения с военной службы указывает на обязанность командования
обеспечить его в этом месте жительства жилым помещением, в связи с
чем положения федерального закона о праве военнослужащих,
подлежащих обеспечению на весь период службы жилым помещением
на общих основаниях и увольняемых по истечении срока контракта,
только на жилое помещение по месту военной службы противоречат
конституционному принципу о равенстве всех перед законом.
Такой вывод основан на неправильном толковании закона.
Согласно п. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации от 22 января
1993 г. № 4338-I «О статусе военнослужащих» военнослужащим,
проходящим военную службу по контракту, на первые пять лет военной
службы (не считая времени обучения в военных образовательных
учреждениях профессионального образования) предоставлялись
служебные жилые помещения или общежития, а при продолжении
военной службы свыше этих сроков – жилые помещения на общих
основаниях.
Данный закон утратил силу в связи с принятием Федерального
закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее –
Федеральный закон № 76-ФЗ).
Согласно абзацу третьему п. 1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ
военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной
службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных
профессиональных образовательных организаций и военных
образовательных организаций высшего образования), предоставляется
субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо
жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по
выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору
социального найма, а при увольнении с военной службы по достижении
ими предельного возраста пребывания на военной службе, по
состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными
мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет
и более – по избранному месту жительства.104
Содержание названных норм в их взаимосвязи указывает на то, что
военнослужащие, заключившие контракт и назначенные после
окончания военно-учебного заведения на воинские должности до 1
января 1998 г., подлежат обеспечению жилыми помещениями на общих
основаниях по месту военной службы (в старой редакции Федерального
закона № 76-ФЗ – после пяти лет военной службы после окончания
военно-учебного заведения).
Каких-либо оснований для обеспечения таких военнослужащих
жилыми помещениями для постоянного проживания не по месту
военной службы в период её прохождения не имеется.
Согласно абзацу третьему п. 1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ
право на обеспечение жилым помещением по избранному месту
жительства у них возникает при увольнении с военной службы только
при наличии определённых условий, а именно при увольнении с
военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания
на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с
организационно-штатными мероприятиями при общей
продолжительности военной службы 10 лет и более.
Что касается военнослужащих, обеспечиваемых на весь период
военной службы только служебным жильём, то в силу абзаца
двенадцатого п. 1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ таким
военнослужащим в случае их признания нуждающимися в жилых
помещениях по достижении общей продолжительности военной
службы 20 лет и более предоставляется жилищная субсидия или жилые
помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору
указанных граждан в собственность бесплатно или по договору
социального найма с указанным федеральным органом исполнительной
власти по избранному постоянному месту жительства.
Поскольку Б. на весь период военной службы подлежал
обеспечению жильём для постоянного проживания по месту
прохождения военной службы и у него отсутствовали основания для
увольнения по достижении предельного возраста пребывания на
военной службе, в связи с организационно-штатными мероприятиями
или по состоянию здоровья, оснований для обеспечения его таким
жильём по избранному месту жительства в ином населённом пункте не
имелось.
Право заявителя при увольнении в запас на выбор постоянного
места жительства, отличного от места военной службы, вопреки
утверждению суда апелляционной инстанции, не предполагает в
данном конкретном случае обязанность командования обеспечить его в
этом месте жительства жилым помещением. 105
Что касается ссылки окружного военного суда на противоречие
названных выше положений федерального закона конституционному
принципу равенства всех перед законом, то она является ошибочной.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской
Федерации, сформулированной в определении от 14 мая 2013 г. № 693-О
«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина
Нижегородцева Дмитрия Валерьевича на нарушение его
конституционных прав положениями статьи 15 Федерального закона «О
статусе военнослужащих», дифференциация в формах обеспечения
жильём подлежащих увольнению с военной службы военнослужащих,
заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 1
января 1998 г. и после этой даты, будучи обусловленной различиями в
обеспечении их жильём в период прохождения военной службы и
другими юридически значимыми обстоятельствами, не влечёт
отступления от конституционного принципа равенства, поскольку
данный принцип, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц,
относящихся к одной категории субъектов права, не исключает
возможность установления дифференцированного режима для
различных категорий лиц, если такая дифференциация обусловлена
объективными факторами и не носит произвольного,
дискриминирующего характера. Подобный подход свидетельствует о
намерении законодателя обеспечить преемственность нормативного
регулирования права на жилище тех военнослужащих, на которых не
распространяются новые, дополнительные формы обеспечения
жилищных прав, не допустив при этом снижения ранее достигнутого
уровня их социальной защищённости.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о правомерности
решения жилищной комиссии Пограничного управления об отказе в
постановке заявителя на жилищный учёт для получения жилья в
г. Пушкине Ленинградской области является правильным.
На основании изложенного Судебная коллегия по делам
военнослужащих апелляционное определение Северо-Кавказского
окружного военного суда от 13 ноября 2013 г. отменила и оставила в
силе решение Нальчикского гарнизонного военного суда от 5 августа
2013 г. по заявлению Б.
Определение № 205-КГ14-49106

Управление систематизации законодательства и
анализа судебной практики Верховного Суда
Российской Федерации

Чтобы записаться на бесплатную консультацию позвоните по круглосуточному номеру +7 (846) 212-99-71 или оставьте заявку ниже

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Адвокатское бюро «Антонов и партнеры» — юридическая помощь в Москве, Самаре
Если Вам необходима консультация адвоката - не оттягивайте решение данного вопроса, просто перезвоните нам по номеру в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71
К каждому клиенту гарантируем индивидуальный подход и гибкую ценовую политику, конфиденциальность и поддержку в течении 24 часов в сутки!
Добавляйтесь в друзья
Подписывайтесь на мой канал
КонсультантПлюс: "Горячие" документы
Постановление Правительства РФ от 03.05.2019 N 551 "О государственной поддержке программ деятельности лидирующих исследовательских центров, реализуемых российскими организациями в целях обеспечения разработки и реализации дорожных карт развития перспективных "сквозных" цифровых технологий" (вместе с "Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку программ деятельности лидирующих исследовательских центров, реализуемых российскими организациями в целях обеспечения разработки и реализации дорожных карт развития перспективных "сквозных" цифровых технологий", "Положением о проведении конкурсного отбора на предоставление государственной поддержки программ деятельности лидирующих исследовательских центров, реализуемых российскими организациями в целях обеспечения разработки и реализации дорожных карт развития перспективных "сквозных" цифровых технологий")
Постановление Правительства РФ от 20.04.2019 N 472 "О порядке учета и декларирования объема производства, оборота и (или) использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий и о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2006 г. N 380" (вместе с "Правилами учета объема производства, оборота и (или) использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий", "Правилами представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий")
ПРАВО.RU
ГАРАНТ: Новости