г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф.619
+7 (846) 212-99-71

Основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма

Правовое регулирование:

Глава 7 ЖК РФ

Главы 2-3 Закона Самарской области от 5.07.2005 №139-ГД «О жилище»

По договору социального найма предоставляются жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда.

Учет и очередность сохранили свое значение только применительно к жилым помещениям фонда социального использования.

В отличие от предшествующего жилищного законодательства ЖК РФ устанавливает разные основания предоставления жилых помещений в различных по форме собственности видах жилищных фондов.

Согласно статье 49 ЖК РФ право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда имеют малоимущие граждане, нуждающиеся в жилых помещениях, из жилищного фонда РФ и субъектов РФ – определенные ФЗ, Указом Президента РФ, законом субъекта РФ категории граждан, признанные нуждающимися в жилых помещениях, кроме того,  последним жилые помещения также могут предоставляться из муниципального жилищного фонда ОМСУ в случае наделения их государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

 Таким образом, для предоставления жилых помещений по договору социального найма требуется наличие следующих условий :

  • нуждаемость в жилых помещениях в любом случае;
  • признание малоимущим или специальное указание в ФЗ, законе субъекта РФ, Указе Президента РФ в качестве категории граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по такому договору;
  • постоянное проживание в данном населенном пункт????.

Стоять на учете можно по любому или по всем основаниям – это важно, так как предоставление осуществляется из различных видов жилищных фондов.

Критерии нуждаемости закреплены в ст. 51 ЖК РФ, к нуждающимся в жилых помещениях относятся:

  • граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма, найма жилого помещения в фонде социального использования, собственниками жилых помещений или членами их семей;
  • граждане, являющиеся нанимателями по договору социального найма, найма жилого помещения в фонде социального использования, собственниками жилых помещений или членами их семей, и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Она устанавливается ОМСУ и не может превышать нормы предоставления. При определении учетной нормы прежде всего учитывается уровень обеспеченности граждан общей площадью, объем жилищного строительства, число граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сроки обеспечения жилой площадью и другие обстоятельства. В г. Самаре учетная норма установлена Постановлением Самарской городской Думы от 27.10.2005 № 171  «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения в городском округе Самара» и равна

11 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в отдельных квартирах

13 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в квартирах коммунального заселения

  • граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилого помещения требованиям;
  • граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, найма жилого помещения в фонде социального использования, членами семьи нанимателя, собственниками жилых помещений и членами семьи собственника, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

Перечень соответствующих заболеваний установлен Правительством РФ от 16.06.2006 № 378 (активные формы туберкулеза, хронические психические расстройства, эпилепсия и др.)

Существуют различные комментарии к данному положению в качестве одного из условий речь идет не обязательно о коммунальной квартире, возможно проживание отдельных семей по одному договору социального найма

Невозможность совестного проживания с такими больными должна подтверждаться заключением органов здравоохранения. Мед. заключение выдается врачебно-консультационными комиссиями по месту жительства и заверяется руководителем учреждения

Иные основания, для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях могут быть предусмотрены ФЗ, законами субъектов РФ, Указом Президента РФ для названных в них категорий граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ст. 49 ЖК РФ Малоимущими являются граждане, признанные таковыми ОМСУ в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Так, согласно положениям гл. 2 Закона Самарской области «О жилище» граждане признаются малоимущими при одновременном наличии следующих условий:

  • среднедушевой доход семьи заявителя не превышает размера дохода, определяемого ОМСУ, он устанавливается ежегодно в размере не менее однократной величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам. Изменение размера не распространяется на тех, кто ранее был признан малоимущим(п.6 ст.5 Закона «О жилище»)

См.: Постановление Администрации г.о. Самара от 08.07.2015 № 713 =2,4 прожиточного минимума в расчете на душу населения; Закон Самарской области от 28.12.2004 № 170-ГД «О порядке установления величины прожиточного минимума» — ежеквартально.

При расчете ОМСУ среднедушевого дохода семьи заявителя учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи заявителя в денежной и натуральной форме, после уплаты всех налогов и сборов (ст.4 Закона «О жилище») зарплата, выходное пособие, социальные выплаты, пенсии, стипендии, пособие по безработице, пособия на ребенка, доходы от аренды, личного хозяйства, оплата по гр. договорам, авторские вознаграждения, алименты, проценты, подаренное и наследуемое в деньгах и т.п.

Расчетный период –1год.

  • Стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи заявителя и подлежащего налогообложению, составляет менее стоимости приобретения жилого помещения, наличие которого не дает оснований для признания заявителя и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях, стоимость рассчитывается по формуле:

СЖ = СМ  НП ЧС

СЖ – стоимость помещения

СМ – стоимость одного кв. метра по муниципальному образованию, уст. ОМСУ

МП – норма предоставления

ЧС – количество членов семьи

Постановление Администрации городского округа Самара от 14.08.2015 № 891 =33 342 рубля

При установлении стоимости имущества учитывается: инвентаризационная стоимость домов, дач, гаражей, кадастровая стоимость (или нормативная цена земли), отпускная цена ТС, с учетом поправочного коэффициента 1-0.1 из расчета 10 % за год

В методических рекомендациях система определения более сложная: учитывается возможность накопления денежных средств и возможность получения кредита

В ст.53 ЖК РФ предусмотрены последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий с целью постановки на учет. Такие лица принимаются на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.     Намеренное ухудшение жилищных условий достаточно сложно доказать

Отдельные категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и не относящиеся к числу малоимущих указываются ФЗ, Указами Президента РФ, законами субъектов РФ. См. например ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»; Закон Самарской области от 11.07.06 № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области».

Для них может быть определен иной порядок учета Постановление Правительства от РФ от  06.09.98 № 1054 «Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку со службы в органах ВД, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства»

Как правило учет ведется отдельно по каждой категории

До принятия ЖК РФ  ФЗ от 29.12.2004 №199 РФ передала органом гос. власти субъектов полномочия по обеспечению жильем спец. категорий (инвалиды, ветераны, участники ВОВ и т..п. См.: ФЗ от 22.08.2004 № 122) граждан, вставших на учет до 1.01.05, с этой целью им переданы средства в виде субвенций.

Установление порядка ведения учета ОМСУ в соответствии со ст.13 ЖК РФ отнесено к компетенции ОГВ субъекта РФ, в соответствии с этим положением Закон Самарской области «О жилище» урегулировал указанный порядок в главе 3.

Принятие на учет и ведение учета осуществляется ОМСУ, на основании поданного гражданином заявления с приложением необходимых документов, подтверждающих критерии нуждаемости  и малоимущность (ст.8 Закона «О жилище») удостоверяющие личность, родственные отношения, состав семьи, из СОРП о наличии объектов, размер дохода, стоимость имущества, копии налоговых деклараций, акты  о непригодности, о заболевании, возможно самостоятельное декларирование доходов.

ОМСУ проводят проверку полноты и достоверности сведений.

Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет. Представленные документы рассматриваются в течение 30 рабочих дней и принимается решение о постановке или отказе в постановке на учет, которое направляется гражданину через 3 рабочих дня. Принятые на учет включаются в Книгу учета граждан и на каждого заявителя заводится учетное дело.

Заявление может быть подано через МФЦ

Из всех нуждающихся формируется единая очередь исходя из времени постановки на учет. ОМСУ ежегодно уточняют списки граждан.

Помимо общей очереди составляется список внеочередников на предоставление жилого помещения.

Согласно ст.57 ЖК РФ в него включаются

1) граждане, чьи жилые помещения непригодны, ремонту  и реконструкции не подлежат. Причины не указываются, а, значит, это могут быть упущение и порча со стороны собственника, ранее это было возможно только по причине чрезвычайных обстоятельств, стихийных бедствий. (Определение КС от 05.03.2009 № 376 О-п)

2) граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний.

Согласно ст. 6 Вводного закона граждане, вставшие на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договору социального найма сохраняют право стоять на учете до получения им жилых помещений по договору социального найма. Сохраняется в том числе и право на первоочередное или внеочередное предоставление жилого помещения (См. Методические рекомендации) Что делать с первоочередниками – различное толкование положений Вводного закона. Ст.55 Конституции : не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека, с другой стороны может ли часть из них стать внеочередниками, представляется, что да.

Основания к снятию с учета указаны в ст.56 ЖК РФ, их перечень исчерпывающий. (Заявление, утрата оснований, выезд, получение бюджетных средств, предоставление земельного участка, выявление ложных сведений и неправомерных действий со стороны должностных лиц).

Решение ОМСУ  м. быть оспорено в суде ст. 247 ГПК – заявление об оспаривании действий, нарушающих права гражданина – 3 месяца со дня, когда стало известно о нарушении

Решение о предоставлении жилого помещения гражданам, стоящим на учете, принимается также ОМСУ, оно является основанием заключения договора социального найма. Отсутствие ордера. Решение можно признать недействительным, но четкого перечня оснований и последствий как ранее для ордера ныне к сожалению не предусмотрено

Согласно п. 23 Постановления Пленума № 14. Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).

Вместе с тем Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.

В связи с этим судам следует исходить из того, что нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 4 статьи 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц. Поскольку указанные требования связаны между собой, в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела они подлежат рассмотрению судом в одном исковом производстве (статья 151 ГПК РФ).

Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

С требованием о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма вправе обратиться гражданин, организация, орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган, принявший решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, если они считают, что этими решением и договором нарушены их права (пункты 2, 6 части 3 статьи 11 ЖК РФ, абзац пятый статьи 12 ГК РФ, пункт 2 статьи 166 ГК РФ), а также прокурор (часть 1 статьи 45 ГПК РФ).

Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что:

а) гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащем налогообложению);

б) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения);

в) совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения;

г) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.

Поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ), то в случае признания недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма признается недействительным также и заключенный на основании данного решения договор социального найма, а лица, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению из него в ранее занимаемое ими жилое помещение, а в случае невозможности выселения в ранее занимаемое жилое помещение им исходя из конкретных обстоятельств дела может быть предоставлено жилое помещение, аналогичное ранее занимаемому (пункт 2 статьи 167 ГК РФ).

Ст.14 Закона «О жилище» содержит основные требования к принимаемому решению и отражает те сведения, которые оно должно содержать, к ним относятся: характеристики жилого помещения, сроки заключения договора и вселения в жилое помещение.

 Требования к предоставляемому жилому помещению по договору социального найма закреплены в ст.57-58 ЖК РФ:

1) предоставляется как правило отдельная квартира, исключение предоставление комнат только при заселении коммунальных квартир (ч.4 ст. 59) . Однако если жилые помещения предоставляются с учетом имеющегося жилья, то скорее всего в соответствии с нормой предоставления речь будет идти о комнатах, кроме того согласно ст. 89 ЖК РФ в случае выселения и предоставления другого благоустроенного помещения ориентироваться необходимо на ранее занимаемое жилое помещение, а оно может быть не квартирой, а комнатой.

2) в границах данного населенного пункта;

  • по размеру общей площадью не менее нормы предоставления – это минимальный размер, установленный ОМСУ в зависимости от достигнутого в муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, (в г. Самаре 26,14).

ФЗ, законами субъектов РФ, Указами Президента РФ для названных в них категорий граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. См., например, Закон Самарской области от 11.07.2006 – ст. 4-5 (у/н12, 14,     н/п 33,1на каждого 18)

Жилое помещение может быть предоставлено выше нормы предоставления, но не более чем в 2 раза, если эта комната или однокомнатная квартира, либо предназначена для гражданина, страдающего одной из форм тяжелых хронических заболеваний, указанных в перечне, утв.  Правительством РФ. Вероятно таким образом трансформировался институт дополнительной жилой площади. Однако невозможность превышения нормы в два раза приведет к невозможности предоставить тяжело больному отдельную комнату, что не решит проблемы проживания такой семьи. Проблема дополнительной площади???

  • при предоставлении должны быть учтены законные интересы вселяющихся граждан: невозможность заселения одной комнаты лицами разного пола без их согласия, кроме супругов, и другие обстоятельства. благоустроенность применительно к условиям данного населенного пункта

Ст.59 ЖК содержит специальные правила о предоставлении освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире. Отметим, что в связи с наличием возможности приватизировать комнаты в коммунальных квартирах, такие случаи встречаются крайне редко

При решении вопроса о заселении освободившейся комнаты необходимо выяснить:

  1. Действительно ли помещение юридически и фактически свободно; речь в статье идет об освободившихся, а не освобожденных квартирах, в частности наймодатель мог выселить за неуплату и т.п.
  2. Кто проживает в соседних жилых помещениях и имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма:

В первую очередь это малоимущие и нуждающиеся собственники и наниматели; Следует учитывать, что таковыми могут являться все соседи, в этом случае необходимо определить кто из них больше нуждается посредством сравнения размера, состава семьи, состояния здоровья и т.п. , а теперь и малоимущности

Во вторую очередь это малоимущие собственники и наниматели, обеспеченные общей площадью менее нормы предоставления (необходимо заявление с  их стороны)

  1. При отсутствии граждан, имеющих право занять жилое помещение по договору социального найма освободившееся помещение предоставляется по договору купли-продажи по заявлению граждан, проживающих в соседних комнатах и обеспеченных общей площадью менее нормы предоставления.
  2. При отсутствии заявлений жилое помещение предоставляется по договору социального найма в общем порядке.

Думается, что возможность выкупа комнаты не должна зависеть от размера жилого помещения, такая формулировка будет соответствовать политике жилищного законодательства, направленной на ликвидацию коммунальных квартир

Чтобы записаться на бесплатную консультацию позвоните по круглосуточному номеру +7 (846) 212-99-71 или оставьте заявку ниже

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Адвокатское бюро «Антонов и партнеры» — качественная юридическая помощь по всей России. Ваш регион не имеет значения!
Подготовим для Вас любой процессуальный документ по Вашим материалам (проект иска, жалобы, ходатайства и т.д.)! Недорого! Для заказа просто напишите нам сообщение в диалоговом окне в правом нижнем углу страницы либо позвоните нам по номеру в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71
К каждому клиенту гарантируем индивидуальный подход и гибкую ценовую политику, конфиденциальность и поддержку в течении 24 часов в сутки!
Добавляйтесь в друзья
Подписывайтесь на мой канал
Наша практика
КонсультантПлюс: "Горячие" документы
ПРАВО.RU
ГАРАНТ: Новости
Свежие комментарии