1. Понятие и порядок производства дознания
Дознание является одной из форм проведения предварительного расследования, осуществляемой дознавателем по уголовному делу, производство предварительного следствия по которому не является обязательным (п. 8 ст. 5 УПК РФ) и на производство которого распространяются положения гл. 21, 22, 24 — 29 УПК РФ. Вместе с тем, выделяя дознание в самостоятельный процессуальный институт, законодатель установил ряд особенностей, ему присущих, сосредоточив их в гл. 32 и 32.1 УПК РФ.
Согласно ч. 3 ст. 150 УПК РФ дознание проводится по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 112, 115, 116, 116.1, ч. 1 ст. 117, ст. ст. 118, 119, 121, ч. 1, 2 ст. 122, ч. 1 ст. 123, ст. 125, ч. 1 ст. 127, ст. 128.1, ч. 1 ст. 150, ч. 1 ст. 151, ст. ст. 151.1, 153 — 157, ч. 1 ст. 158, ст. 158.1, ч. 1 ст. 159, ч. 1 ст. 159.1, ч. 1 ст. 159.2, ч. 1 ст. 159.3, ч. 1 ст. 159.5, ч. 1 ст. 159.6, ч. 1 ст. 160, ч. 1 ст. 161, ч. 1 ст. 163, ч. 1 ст. 165, ч. 1 ст. 166, ч. 1 ст. 167, ст. ст. 168, 170, 170.2, ч. 1 ст. 171, ч. 1, 3 и 5 ст. 171.1, ст. ст. 171.4, 171.5, ч. 1 и 2 ст. 175, ст. 177, ч. 1 и 2 ст. 180, ч. 1 ст. 181, ч. 1 и 2 ст. 191.1, ч. 1, 2 ст. 194, ч. 1 ст. 200.1, ч. 1 ст. 200.2, ч. 1 ст. 200.3, ст. ст. 203, 204.2, ч. 1 ст. 207, ч. 1 ст. 213, ст. 214, ч. 1 ст. 215.3, ч. 1 ст. 215.4, ст. 218, ч. 1 ст. 219, ч. 1 ст. 220, ч. 1 ст. 221, ч. 1 ст. 222, ч. 4 ст. 223, ст. 224, ч. 1 ст. 228, ст. ст. 228.2, 228.3, ч. 1 ст. 230, ч. 1, 2 ст. 230.1, ч. 1 ст. 230.2, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 232, ст. 233, ч. 1, 4 ст. 234, ч. 1 ст. 234.1, ч. 1 ст. 240, ч. 1 ст. 241, ст. 242, ч. 1 ст. 243, ст. 243.1, ч. 1, 2 ст. 243.2, ч. 1 ст. 243.3, ст. 244, ч. 1 ст. 245, ч. 1 ст. 250, ч. 1 ст. 251, ч. 1 ст. 252, ст. 253, ч. 1 ст. 254, ст. ст. 256 — 258, ч. 1 ст. 258.1, ч. 1 ст. 260, ч. 1, 2 ст. 261, ст. ст. 262, 264.1, 264.2, ч. 1 ст. 266, ч. 1 ст. 268, ст. 291.2, ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311, ст. 312, ч. 1 ст. 313, ст. ст. 314, 314.1, 315, 319, ч. 1, 2 ст. 322, ч. 1 ст. 322.1, ст. ст. 322.2, 322.3, ч. 1 ст. 323, ст. ст. 324, 325, ч. 1 ст. 325.1, ст. 326, ч. 1 — 3, 5 ст. 327, ч. 1 ст. 327.1, ст. 329, ч. 1 ст. 330 УК РФ, с возможностью проведения всего комплекса необходимых следственных действий, предусмотренных УПК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 223 УПК РФ дознание должно быть проведено в срок 30 суток со дня возбуждения уголовного дела, однако при необходимости срок может быть продлен прокурором еще до 30 суток.
Анализ положений ст. 223.1 УПК РФ позволяет прийти к следующим выводам:
— при наличии достаточных подозрений в совершении преступления лицу вручается об этом уведомление;
— уведомление должно содержать разъяснение прав подозреваемого, предусмотренных ст. 46 УПК РФ;
— трехдневный срок, в течение которого у дознавателя возникает обязанность допроса лица по существу имеющихся подозрений, начинает течь с момента получения уведомления.
Учитывая, что уведомление, помимо даты и места его составления, данных должностного лица, подозреваемого (ч. 2 ст. 223.1 УПК РФ), должно содержать в том числе подробное описание преступления, его квалификацию, информацию о праве на квалифицированную помощь защитника, подозреваемый имеет возможность подготовиться к допросу, отстаивая свою невиновность.
Однако, если виновное лицо не установлено или установлено, но скрылось или если его местонахождение известно, однако участвовать в уголовном деле он не может, например в силу временного тяжелого заболевания, дознание должно быть приостановлено с вынесением соответствующего мотивированного постановления. До этого дознаватель должен провести все следственные действия, которые возможны в отсутствие подозреваемого. Эти положения вытекают из установок гл. 28 УПК РФ, несмотря на то что законодателем в ней используется понятие только следователя, без упоминания о дознавателе. В пользу этого вывода свидетельствует и указание на положения ст. 211 УПК РФ в ч. 3.1 ст. 223 УПК РФ, регулирующей вопросы возобновления приостановленного дознания.
Так, после того как отпали перечисленные основания, срок дознания восстанавливается на основании постановления как самого дознавателя, руководителя органа дознания, так и прокурора. Последний, если придет к выводу о необоснованности вынесенного постановления о приостановлении дознания, например установив, что не все возможные следственные действия выполнены, вправе отменить постановление о приостановлении дознания с приведением в своем постановлении конкретных указаний, обязательных для дознавателя. Дознаватель получает материалы такого уголовного дела через начальника органа дознания и в срок, установленный прокурором для дополнительного дознания (не более 10 суток), исправляет допущенные нарушения (ч. 3.3 ст. 223 УПК РФ).
Установление более длительного срока предварительного дознания — до 6 месяцев, до одного года — закон (ч. 4, 5 ст. 223 УПК РФ) связывает с возникновением особых, исключительных случаев, таких как, например, производство судебной экспертизы, направление запроса о правовой помощи. В последнем случае такое решение принимается только прокурором субъекта РФ или приравненным к нему военным прокурором.
Начальником органа дознания в зависимости от сложности и объема уголовного дела может быть принято решение о производстве дознания группой дознавателей с привлечением в случае необходимости лиц, уполномоченных на проведение оперативно-розыскных мероприятий, о чем выносится постановление с указанием фамилий и с назначением из их числа руководителя группы, который с этого момента принимает значимые процессуальные решения по движению уголовного дела (ст. 223.2 УПК РФ).
По делам, находящимся в производстве органа дознания, в отношении подозреваемого также может быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу с соблюдением общего порядка, установленного ст. 108 УПК РФ, только в этом случае обвинительный акт должен быть составлен в течение 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу. В противном случае подозреваемый приобретает статус обвиняемого с необходимостью предъявления ему обвинения в порядке гл. 23 УПК РФ или избранная в отношении его мера пресечения подлежит отмене. Максимальный срок нахождения лица под стражей ограничен 6 месяцами (ст. 109 УПК РФ). Это и есть главные особенности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу по делам рассматриваемой категории, которые законодатель сосредоточил в ст. 224 УПК РФ.
По окончании дознания, как следует из положений ст. 225 УПК РФ, составляется обвинительный акт с указанием даты и места его составления, данных о дознавателе и о лице, привлекаемом к уголовной ответственности, о месте и времени совершения преступления, его способах, мотивах, целях, последствиях и других обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела. Кроме этого, указываются: формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи УК РФ, перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и краткое изложение их содержания, а также перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты, с кратким изложением их содержания, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда, список лиц, подлежащих вызову в суд. При ознакомлении обвиняемого и его защитника с обвинительным актом составляется соответствующий протокол. Такой же порядок предусмотрен и для случаев, когда потерпевший выразил желание ознакомиться с обвинительным актом.
После проверки и утверждения начальником органа дознания обвинительный акт с материалами уголовного дела направляется прокурору для утверждения, на что законом ему отведено 2 суток (ч. 4 ст. 225, ч. 1 ст. 226 УПК РФ).
Если прокурор придет к выводу о том, что вышеизложенные требования к обвинительному акту не соблюдены, он возвращает материалы уголовного дела для производства дополнительного дознания, при этом в постановлении формулируя конкретные письменные указания с установлением срока дознания не более 10 суток и не более 3 суток для пересоставления обвинительного акта (п. 2 ч. 1 ст. 226 УПК РФ).
Полномочиями прокурора на данной стадии охватывается и возможность прекращения уголовного дела в случаях отсутствия события или состава преступления, истечения сроков давности уголовного преследования, смерти подозреваемого, принятия акта амнистии, состоявшегося примирения сторон, применения меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, деятельного раскаяния виновного. Также он может переквалифицировать деяние (ч. 1, 2 ст. 226 УПК РФ).
- Особенности проведения дознания в сокращенной форме
Введение соответствующей главы в УПК РФ — 32.1 — породило многочисленные споры среди ученых и практиков относительно необходимости в таком виде реформирования института дознания. Однако, не анализируя логические конструкции этих дискуссий, вместе с тем не поддерживая мнение тех, кто считает этот институт «нежизнеспособным», рассмотрим порядок и основания проведения дознания в такой форме.
Дознание в сокращенной форме является видом дознания. Дознание в такой форме может быть проведено, только если уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица по признакам одного или нескольких преступлений, перечисленных выше, т.е. тех, по которым возможно производство дознания, а также если отсутствуют основания для применения принудительных мер медицинского характера, если подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, достиг совершеннолетия, не оспаривает правовую оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела, владеет русским языком, не относится к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства (гл. 52 УПК РФ). Принципиально, что все из этих условий должны быть соблюдены в совокупности с наличием ходатайства подозреваемого о добровольном желании проведения сокращенного дознания и согласием на такой порядок потерпевшего. Эти положения прямо закреплены в ст. ст. 226.1, 226.2 УПК РФ, в том числе через перечисление обстоятельств, исключающих производство дознания в сокращенной форме.
Если о наличии перечисленных условий, исключающих производство дознания в сокращенной форме, станет известно уже после того, как фактически уже было принято такое решение, но до направления уголовного дела в суд, такой порядок должен быть прекращен по постановлению дознавателя или прокурора с возникновением обязанности проведения дознания в общем порядке, поскольку положения ч. 1 ст. 226.2 УПК РФ носят императивный характер. Если о наличии таких обстоятельств становится известно в ходе судебного производства до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора, судья обязан возвратить уголовное дело прокурору для передачи его по подследственности и производства дознания в общем порядке, поскольку такое полномочие предоставлено суду ч. 4 ст. 226.9 УПК РФ.
Алгоритм действий дознавателя определен в ст. 226.4 УПК РФ и включает в себя следующее этапы.
- Как только дознаватель придет к выводу о возможности проведения дознания в сокращенной форме, он:
— до первого допроса подозреваемого разъясняет его право на это, порядок, а главное, последствия производства дознания в такой форме, основное из которых состоит в том, что наказание не может быть назначено более чем 1/2 часть наиболее строгого вида наказания, предусмотренного санкцией инкриминируемой статьи;
— в течение 24 часов после того, как не позднее 2 суток после указанных разъяснений подозреваемый примет свое решение, выраженное в письменном виде с удостоверением его своей и защитника подписями, дознаватель принимает решение об удовлетворении или об отказе в удовлетворении ходатайства, о чем сообщает подозреваемому;
— разъясняет потерпевшему порядок и правовые последствия производства дознания в сокращенной форме, а также право возражать против этого.
При этом, что безусловно следует из положений ч. 3 ст. 226.3 УПК РФ, только после получения согласия потерпевшего дознание в сокращенной форме становится возможным. Это положение закона подвергается критике со стороны многих ученых, высказывающих мнения вплоть до исключения такой обязанности дознавателя.
А.С. Александров, Р.Р. Сафин и Р.Р. Юнусов отмечают, что «эти положения еще на стадии законотворческого процесса вызвали наибольшую критику и со стороны Правительства, и со стороны Правового управления, которое в п. 4 своего официального заключения отметило, что получение согласия потерпевшего на производство дознания в сокращенной форме и разъяснение ему порядка, последствий ее применения должны предшествовать вынесению постановления об удовлетворении ходатайства подозреваемого о применении сокращенной формы… Необходимость получения согласия потерпевшего можно квалифицировать как изъятие из принципа публичности уголовного процесса (Александров А.С., Сафин Р.Р., Юнусов Р.Р. К вопросу о создании сокращенной формы досудебного производства по уголовному делу // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. N 4. С. 264 — 265).
Необходимо отметить, что, согласно положениям ст. 226.3 УПК РФ, в случае применения сокращенной формы дознания объем прав подозреваемого остается таким же и даже появляется новое — в любой момент, но до удаления суда в совещательную комнату заявить ходатайство о прекращении производства дознания в такой форме и продолжении дознания в общем порядке. При этом на лице, в производстве которого находится уголовное дело в момент принятия такого решения, лежит обязанность в удовлетворении такого ходатайства. В таком же порядке это ходатайство вправе заявить потерпевший и его представитель.
Круг особенностей процесса доказывания при производстве дознания в сокращенной форме очерчен ст. 226.5 УПК РФ. Принципиальное отличие сокращенной формы дознания состоит в том, что доказательства по такому делу собираются в объеме, достаточном для установления события преступления, характера и размера причиненного им вреда, а также виновности лица в совершении преступления. Это значит, что дознаватель обязан провести необходимый минимум следственных действий, критерием которых является то, что их непроизводство может повлечь за собой невосполнимую утрату следов преступления или иных доказательств. Отсюда следует вывод о том, что дознаватель теперь не обязан проверять не оспоренные сторонами доказательства, он может не допрашивать лиц, от которых в ходе проверки сообщения о преступлении были получены объяснения, не назначать судебную экспертизу при наличии по этим же вопросам заключения специалиста.
Исключение составляют случаи, когда необходимо установить дополнительные, имеющие значение для уголовного дела фактические обстоятельства, сведения о которых не содержатся в материалах проверки сообщения о преступлении, либо необходимо проверить доказательства, достоверность которых оспорена подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем, или имеются основания для обязательного назначения экспертизы, предусмотренные ст. 196 УПК РФ.
Срок, в течение которого должно быть закончено дознание, определен в ст. 226.6 УПК РФ и сокращен до 15 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме, в который включается время со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме, до дня направления уголовного дела прокурору с обвинительным постановлением. В случаях удовлетворения ходатайств о признании доказательства недопустимым, о производстве дополнительных следственных и иных процессуальных действий, направленных на восполнение пробела в доказательствах по уголовному делу, на проверку доказательств, достоверность которых вызывает сомнение, этот срок может быть продлен до 20 суток. Если закончить дознание в сокращенной форме в этот срок не представляется возможным, дознаватель продолжает производство дознания в общем порядке, о чем выносит постановление.
Согласно ч. 1 ст. 226.7 УПК РФ дознание в сокращенной форме заканчивается составлением обвинительного постановления с указанием тех же данных, что и в обвинительном акте, за исключением списка лиц, подлежащих вызову в суд. Такое постановление составляется только при условии, что необходимые следственные действия произведены и объем собранных доказательств достаточен для обоснованного вывода о совершении преступления подозреваемым.
Если обвиняемый, его защитник или потерпевший не успели в течение 3 суток ознакомиться с материалами уголовного дела и обвинительным постановлением, производство дознания продолжается в общем порядке (ч. 5 ст. 226.7 УПК РФ). При этом стороны также вправе в процессе ознакомления с делом заявить ходатайства, перечисленные в ч. 6 ст. 226.7 УПК РФ, — о признании доказательства недопустимым, о производстве дополнительных действий, на исполнение которых в случае их удовлетворения дознавателю ч. 8 ст. 226.7 УПК РФ отведено 2 суток со дня окончания ознакомления.
Если пересоставить обвинительное постановление и направить уголовное дело прокурору в этот срок не представляется возможным вследствие большого объема следственных и иных процессуальных действий, срок дознания может быть продлен до 20 суток, а в случае невозможности окончить дознание и в этот срок дознание продолжается в общем порядке (ч. 9 ст. 226.7 УПК РФ).
Имеются особенности и судебного разбирательства по таким уголовным делам, сформулированные в ст. 226.9 УПК РФ.
В ходе судебного следствия сторона защиты вправе приобщить к уголовному делу документы, положительно характеризующие обвиняемого, о наличии у него детей, иных лиц на иждивении, а также подтверждающие любые обстоятельства, которые могут быть учтены в качестве смягчающих при назначении наказания.
Рассмотрение дела производится в порядке, установленном ст. ст. 316, 317 УПК РФ (особый порядок судебного разбирательства при согласии подсудимого с предъявленным ему обвинением), а приговор постановляется на основании исследования и оценки только тех доказательств, которые указаны в обвинительном постановлении. Такая формулировка законодателя оставляет неразрешенным вопрос о том, надо ли суду при рассмотрении дела непосредственно исследовать доказательства или речь идет об исследовании доказательств при изучении судьей всех материалов уголовного дела при подготовке к судебному рассмотрению как специальная форма исследования, аналогичная используемой судом при рассмотрении уголовных дел в порядке гл. 40 УПК РФ (см. подробнее: Долгих Т.Н. Особенности судебного производства по уголовному делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме // Российский судья. 2015. N 9. С. 25 — 28).
- Органы дознания
Органами дознания, согласно ст. 40 УПК РФ, являются:
— органы внутренних дел РФ, включая территориальные, линейные управления, отделы, отделения, пункты;
— органы исполнительной власти, наделенные правом осуществления оперативно-розыскной деятельности. К таким органам в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности Российской Федерации» относятся оперативные подразделения органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, Федеральных органов государственной охраны, таможенных органов РФ, Службы внешней разведки, Федеральной службы исполнения наказаний;
— органы принудительного исполнения РФ;
— начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
— органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
Таким образом, следуя логике законодателя, определившего в ст. 151 УПК РФ подследственность уголовных дел, в первую очередь необходимо определить, относится ли преступление к подследственности органа дознания, а потом решить, конкретно к полномочиям какого из них.
Подразделения этих органов вправе осуществлять дознание по уголовным делам, не требующим проведения предварительного расследования. Кроме этого, они полномочны проводить следственные действия по иным уголовным делам, но при условии неотложности требуемых следственных действий, в целях предотвращения утраты следов и орудий преступления, задержания виновного лица (п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК РФ).
После этого в срок не более 10 суток такое уголовное дело подлежит передаче руководителю следственного органа для рассмотрения по подведомственности (ч. 3 ст. 157 УПК РФ).
Есть мнение, согласно которому выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, является одной из форм дознания (Чабукиани О.А. Ускоренное (упрощенное) расследование: «за» и «против» // Российская юстиция. 2012. N 12. С. 67 — 69; Осипов А.А. О субъектах, осуществляющих предварительное расследование в форме дознания по действующему уголовно-процессуальному законодательству РФ // Российский следователь. 2009. N 11. С. 9 — 12).
В случае если результатом проведения неотложных следственных действий не стало установление подозреваемого лица, эти органы обязаны даже после передачи уголовного дела проводить оперативно-розыскные мероприятия для установления лица, совершившего преступление, с обязательным уведомлением об их результатах следователя. Все остальные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия проводятся только по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).
Руководство дознавателями, как следует из ст. 40.1 УПК РФ, осуществляют начальник подразделения дознания и его заместитель, поручая конкретному дознавателю проверить сообщение о преступлении и принять решение об отказе или возбуждении уголовного дела.
Применительно к процессуальным полномочиям такого начальника по уголовному делу после анализа диспозиции ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ можно выделить следующие:
— передавать уголовное дело другому дознавателю;
— отменять необоснованные, по его мнению, постановления о приостановлении производства дознания;
— давать указания о направлении расследования, о квалификации деяния;
— ходатайствовать перед прокурором об отмене постановления дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, поскольку права на самостоятельную отмену такого постановления в силу УПК РФ он не имеет;
— кроме этого, он может самостоятельно возбудить уголовное дело и самостоятельно провести по нему дознание в полном объеме, поскольку он обладает всеми полномочиями дознавателя.
Руководителем начальника подразделения дознания является начальник органа дознания, который возглавляет соответствующий орган дознания, а также его заместитель, которые имеют такие же полномочия по отношению к дознавателю, уполномоченному ими на производство дознания по уголовному делу. Кроме этого, они вправе продлевать сроки сообщения о преступлении, принимать решение о производстве дознания группой, утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу (ст. 40.2 УПК РФ). В органах принудительного исполнения РФ полномочия начальника органа дознания осуществляют главный судебный пристав РФ, главные судебные приставы субъектов РФ, их заместители, старшие судебные приставы (ч. 4 ст. 40.2 УПК РФ).
- Дознаватель
Как следует из п. 7 ст. 5 УПК РФ, дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания по поручению начальника органа дознания, не проводившее по данному уголовному делу оперативно-розыскных мероприятий.
Полномочия дознавателя определены в ст. 41 УПК РФ, которые заключаются в том, что дознаватель вправе самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, прокурора или судебное решение, например, избирать меру пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, продлевать сроки дознания, проводить обыск.
В заключение необходимо отметить, что нормы УПК РФ, носящие самый общий характер, употребляют понятие «орган дознания», а более конкретные, связанные с производством следственных действий упоминают исключительно дознавателя. Возможно, поэтому среди ученых-процессуалистов вопрос о распределении таких полномочий практически не обсуждается. Так, например, дознание рассматривается как направление деятельности только органа дознания, но не дознавателя, либо указывается только дознаватель в качестве субъекта производства дознания, либо при рассмотрении порядка производства дознания говорится то об органе дознания, то о дознавателе.
Материал статьи взят из открытых источников
Остались вопросы к адвокату по данной тематике?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Дата актуальности материала: 11.03.2022