top-menu
г. Москва, ул. Верхняя Красносельская, д.11а, оф.29
г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф.614
г. Санкт-Петербург
menu-mobile

Адвокат по военным делам: основные юридические аспекты призыва на срочную службу

Главная Профессиональные новости Адвокат по военным делам: основные юридические аспекты призыва на срочную службу

1 октября начинается осенний призыв на срочную военную службу.

В ближайшие дни выйдет указ президента об осеннем призыве. Он ляжет поверх идущей мобилизации на те же военкоматы, но коснётся другой группы — молодых людей в возрасте от 18 до 27 лет.

Кто подлежит призыву?

Граждане мужского пола, достигшие возраста 18 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, не имеющие отсрочек или оснований для освобождения от службы.

Как призывают?

Призывников оповещают путем вручения повесток под расписку работниками военных комиссариатов или по месту работы (учебы). Далее они проходят медицинское освидетельствование и только после этого могут быть призваны в армию.

Можно ли не явиться по повестке?

Только при наличии уважительных причин, к которым относятся (п. 2 ст. 7 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»):

  • заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные уважительными правоприменительным органом.

Какая будет грозить ответственность призывнику за неявку без уважительных причин?

Предсказать сложно — это может быть как административная (ст. 21.5 КоАП), так и уголовная ответственность (ст. 328 УК РФ).

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 года №3 отмечается, что судам надлежит устанавливать с какой целью гражданин не исполняет возложенные на него обязанности и имеется ли в его действиях граждан умысел на уклонение от призыва на военную службу. Простыми словами — просто неявка по вызову или уклонение от прохождения военной службы? Умысел позволяет отграничить административную и уголовные статьи. Обращаю внимание — речь только про призывников, а не тех, кого призывают на сборы или по мобилизации.

Какие есть основания для освобождения и отсрочки?

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает различные отсрочки, которые условно можно структурировать на несколько видов:

  1. По состоянию здоровья (признанные «Г» временно не годными по перечню заболеваний)
  2. Социальные (занятым постоянным уходом за близкими, имеющим двух и более детей и пр.)
  3. Получающие образование по очной форме обучения

Также есть отдельные категории граждан, которые не призываются на военную службу — например, имеющие ученую степень, являющиеся сыновьями или родными братьями погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, имеющие не снятую или непогашенную судимость и пр.

Наконец, отсрочка может быть предоставлена специальным указом Президента Российской Федерации.

Граждане вправе отказаться от реализации права на освобождение от призыва или права на отсрочку посредством подачи заявления в призывную комиссию.

Как оформить отсрочку?

Молодые люди, имеющие соответствующее право (за исключением тех, кто получает отсрочку по здоровью), проходят медицинское освидетельствование по желанию.

Для получения отсрочки по учебе необходимо предоставить в военный комиссариат справку из военно-учетного стола образовательной организации. В остальных случаях необходимо предоставить документы, подтверждающие наличие основания для отсрочки или освобождения от призыва.

Отсрочка оформляется решением призывной комиссии, поэтому если вы не уверены, что ранее такое решение принималось — обратитесь с заявлением и документами в военный комиссариат.

Основания для освобождения от призыва

Существуют основания для освобождения от призыва — их достаточно много, но наиболее часто встречаемое — по состоянию здоровья (при наличии заболеваний, препятствующих призыву).

Право на замену военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу (АГС)

Также существует право на замену военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу (АГС) в случае, если убеждениям призывника противоречит несение военной службы.

Простыми словами АГС — это обычная оплачиваемая работа в государственных учреждениях, предоставляемая взамен военной службы по призыву.

Это право гарантировано частью 3 статьи 59 Конституции России, а способ его реализации регулируется Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе».

Могут ли военнослужащих по призыву привлекать для участия в боевых действиях?

Да, они могут быть направлены для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях), но есть два условия: во-первых, это возможно только после прохождения ими военной службы в течение не менее четырех месяцев, а, во-вторых, после подготовки по военно-учетным специальностям (пункт 3 статьи 2 Положения о порядке прохождения военной службы).

Однако Президент России и Министр обороны неоднократно указывали, что срочники не будут принимать участие в СВО, поэтому если такое произойдет — обращайтесь в военную прокуратуру и Администрацию Президента.

Важно понимать, что при этом срочники могут быть направлены в приграничные территории, которые формально не относятся к зоне боевых действий, и там они могут нести службу.

Подлежат ли призывники мобилизации?

Нет, призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, призывники там не находятся.

Дата актуальности материала: 29.09.2022

Чтобы записаться на консультацию позвоните по круглосуточному номеру +7 (846) 212-99-71 или оставьте заявку ниже

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Оставьте здесь свой отзыв о нашей работе!
Адвокатское бюро «Антонов и партнеры» — качественная юридическая помощь по всей России. Ваш регион не имеет значения!
Подготовим для Вас любой процессуальный документ по Вашим материалам (проект иска, жалобы, ходатайства и т.д.)! Недорого! Для заказа просто напишите нам сообщение в диалоговом окне в правом нижнем углу страницы либо позвоните нам по номеру в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71
Каждому Доверителю гарантируем индивидуальный подход и гибкую ценовую политику, конфиденциальность и поддержку в течении 24 часов в сутки!
Подписывайтесь на наши новости в Телеграмме
Telegram-канал
Оплачивайте юридическую помощь прямо с сайта
Оплата по QR-коду
Добавляйтесь к нам в друзья
Подписывайтесь на наш канал

КонсультантПлюс: "Горячие" документы

Постановление Правительства РФ от 24.11.2022 N 2139 "Об утверждении Правил осуществления субъектом Российской Федерации, являющимся самостоятельной стороной соглашения о муниципально-частном партнерстве, объектом которого являются объекты транспортной инфраструктуры и технологически связанные с ними транспортные средства, обеспечивающие деятельность, связанную с перевозками пассажиров транспортом общего пользования, за исключением метрополитена, и публичным партнером по которому выступает муниципальное образование, контроля за исполнением такого соглашения, требований к составу результатов выполнения этапов соглашения о муниципально-частном партнерстве, объектом которого являются объекты транспортной инфраструктуры и технологически связанные с ними транспортные средства, обеспечивающие деятельность, связанную с перевозками пассажиров транспортом общего пользования, за исключением метрополитена, а также о внесении изменений в Правила осуществления публичным партнером контроля за исполнением соглашения о государственно-частном партнерстве и соглашения о муниципально-частном партнерстве"
Постановление Правительства РФ от 24.11.2022 N 2138 "Об утверждении Правил осуществления субъектом Российской Федерации, являющимся самостоятельной стороной концессионного соглашения, объектом которого являются объекты транспортной инфраструктуры и технологически связанные с ними транспортные средства, обеспечивающие деятельность, связанную с перевозками пассажиров транспортом общего пользования, за исключением метрополитена, и концедентом по которому выступает муниципальное образование, контроля за исполнением такого концессионного соглашения, а также требований к составу результатов выполнения этапов исполнения условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты транспортной инфраструктуры и технологически связанные с ними транспортные средства, обеспечивающие деятельность, связанную с перевозками пассажиров транспортом общего пользования, за исключением метрополитена"

ПРАВО.RU

ГАРАНТ: Новости

Свежие комментарии

s-top-menu--fixed