г. Самара, пр-т Карла Маркса, д. 192, офис 614
Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 11А, офис 29
Санкт-Петербург, Спасский пер., д. 14/35, лит. А, офис 1304
АНТОНОВ
И ПАРТНЁРЫ
АДВОКАТСКОЕ БЮРО

Отдельные виды обязательств в международном частном праве

Отдельные виды обязательств в международном частном праве

1. Представительство в трансграничных отношениях встречается часто. Соответственно, вступая в отношения с зарубежным партнером, необходимо проверить не только его правовой статус, но и полномочия его представителя.

Материально-правовые нормы в области международного коммерческого представительства являются редкостью. На сегодняшний день действующие конвенции отсутствуют <1>. Еще одним проявлением материально-правового метода являются обыкновения, в том числе включенные в разд. 2 гл. 2 Принципов УНИДРУА, Принципы относительно представительства сторон в международном арбитраже, разработанные Международной ассоциацией юристов, и др.

———————————

<1> Разработана Конвенция о представительстве при международной купле-продаже товаров (Женева, 17 февраля 1983 г.), но в силу она не вступила.

Коллизионные нормы международного характера включены в Конвенцию по агентским соглашениям <1>, соединяющую англо-американский и континентальный подходы к представительству, в силу чего ее применение возможно для любой формы представительства. Основным правилом выступает привязка к месту нахождения коммерческого предприятия представителя.

———————————

<1> Конвенция о праве, применимом к агентским соглашениям (Гаага, 14 марта 1978 г.).

Статьи 1217 и 1217.1 ГК относят к статуту представительства полномочия представителя, последствия осуществления и превышения им полномочий, содержание, срок действия и прекращение доверенности, правила передоверия. При отсутствии выбора применимого права оно связывается с местом жительства (местом деятельности) представителя. Также следует учитывать субсидиарные правила, подлежащие применению в тех случаях, когда этого требует специфика юридически значимых действий, выполняемых представителем.

2. Международная купля-продажа — это наиболее распространенный вид трансграничных договоров.

Материально-правовые нормы включены в Венскую конвенцию 1980 г., которая в силу распространенности (участвует 83 государства) создает единообразное регулирование торговых отношений предпринимательского характера. Конвенция детально регламентирует многие отношения международной купли-продажи, в том числе заключение и исполнение (права и обязанности сторон) договора. Главной особенностью Конвенции является ее диспозитивный для сторон сделки характер — они имеют возможность исключить любые положения Конвенции либо изменить ее содержание для своих отношений. Также допускается расширять сферу применения норм Конвенции. Помимо Венской конвенции 1980 г., материально-правовые нормы для контрактов купли-продажи содержатся в иных соглашениях, как универсального <1>, так и регионального характера <2>. Также следует учитывать существование и широкое применение неправовых средств регулирования торговых отношений <3>.

———————————

<1> В том числе Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Нью-Йорк, 14 июня 1974 г.); Конвенция о Единообразном законе о заключении договоров о международной купле-продаже товаров (Гаага, 1 июля 1964 г.).

<2> В частности, Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств — участников СНГ (Киев, 20 марта 1992 г.); Соглашение об условиях поставок товаров между предприятиями и организациями (Москва, 20 июля 1992 г.).

<3> В том числе ИНКОТЕРМС, типовые контракты (например, Типовой контракт ICC международной купли-продажи готовых изделий, предназначенных для перепродажи) и др.

Коллизионные правила унифицированного характера содержатся в нескольких конвенциях <1>, которые не получили широкого признания. Вместе с тем отношения купли-продажи подчиняются стандартным коллизионным правилам определения права, применимого к договору, т.е. используются привязки автономии воли сторон и наиболее тесной связи, основанной на принципе характерного исполнения, в силу которого отношения купли-продажи подчиняются праву страны продавца.

———————————

<1> Конвенция о законе, применимом к передаче права собственности при международной купле-продаже товаров (Гаага, 15 апреля 1958 г.); Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров (Гаага, 22 декабря 1986 г.), и др.

3. Международные перевозки представляют собой любые перевозки, в ходе которых происходит пересечение границы и осуществление проезда по территории более одного государства вне зависимости от нахождения пунктов отправления и назначения. Они классифицируются в зависимости от вида транспорта (морские, воздушные и т.д.), от цели перевозки, выделяется перевозка грузов и пассажиров (и их багажа), с точки зрения периодичности выделяются перевозки регулярные и нерегулярные. Все международные перевозки имеют общие характерные черты:

1) договор заключается путем составления особых форм транспортных документов (авиагрузовая накладная, билет, коносамент и т.д.), соответствующих особым требованиям, предъявляемым к их содержанию;

2) установление пределов ответственности перевозчика. Под ними понимается максимальная сумма, которую перевозчик должен выплачивать вследствие возникновения ущерба при ненадлежащем исполнении им своих обязательств на принципе презюмируемой вины. Для определения пределов ответственности перевозчика используются условные единицы <1>;

———————————

<1> Франк (или золотой франк) — это расчетная единица, основанная на золотой французской монете весом 65,5 мг золота 0,900 пробы; Специальные права заимствования — это резервное и платежное средство, эмитируемое МВФ. Одна единица СПЗ составляет 0,888671 грамма чистого золота (статьи Соглашения МВФ от 22 июля 1944 г.).

3) сокращенные сроки исковой давности (как правило, два года);

4) принцип «расширенной» подсудности иска к перевозчику при определении компетентного суда.

Материально-правовое регулирование международных перевозок осуществляется многосторонними договорами, действующими в отношении всех видов перевозок <1>. Следует иметь в виду, что нормы всех транспортных конвенций носят императивный характер. Помимо международных договоров, большое влияние оказывает деятельность транспортных организаций. Разработанные ими типовые правила перевозки и формы документации (проформы) оказывают значительное влияние на регулирование соответствующих отношений.

———————————

<1> Например, Конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (Брюссель, 25 августа 1924 г.; вступила в силу для РФ с 29 июля 1999 г.); Конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа (Афины, 13 декабря 1974 г.; вступила в силу для РФ с 28 апреля 1987 г.); Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ/CMR) (Женева, 19 мая 1956 г.; вступила в силу для РФ с 1 декабря 1983 г.) и ряд других.

Коллизионные нормы на международном уровне практически не представлены. Транспортные конвенции традиционно содержат отсылку к нормам права страны суда. Общим коллизионным правилом, действующим в сфере международных перевозок (вне зависимости от вида перевозки), является закон наиболее тесной связи. Следуя правилу характерного исполнения, п. 2 ст. 1211 ГК подчиняет договор перевозки праву страны перевозчика (места нахождения его коммерческого предприятия). Нередко используются также субсидиарные правила, в том числе: закон места совершения акта — для определения порядка заключения и формы договора, совершения погрузочно-разгрузочных операций, составления актов приемки и т.д.; личный закон физического лица — для определения правового статуса пассажира; закон места нахождения вещи — при решении вопросов таможенного оформления грузов; закон страны суда — для процессуальных вопросов и др.

4. Внедоговорные отношения в международном частном праве включают в себя деликтные и кондикционные обязательства.

Материально-правовое регулирование внедоговорных отношений представлено только для специальных случаев деликтной ответственности, как правило, в случаях причинения вреда источником повышенной опасности <1>. Такие международные договоры содержат нормы о субъектах ответственности, порядке, сроках и объеме возмещения вреда, случаях освобождения от ответственности, сроках давности и подсудности соответствующих споров.

———————————

<1> Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (Рим, 7 октября 1952 г.; вступила в силу для РФ с 20 июля 1982 г.); Конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб (Вена, 21 мая 1963 г.; вступила в силу для РФ 13 августа 2005 г.); Европейская конвенция о гражданской ответственности за ущерб, нанесенный автотранспортными средствами (Страсбург, 14 мая 1973 г.), и др.

Коллизионное регулирование деликтных отношений предусматривает установление применимого права для вопросов, включенных в деликтный статут. К ним относятся определение лиц, ответственных за причинение вреда, в том числе их деликтоспособность, основания ответственности, а также ограничения и освобождения от нее, способы, объем и размер возмещения вреда (ст. 1220 ГК).

Основным коллизионным правилом для деликтных отношений выступает закон места причинения вреда. Данное правило закрепляется на уровне как международных соглашений (договоров о правовой помощи), так и внутреннего законодательства (ст. 1219 ГК). Это правило является универсальным, вместе с тем сам термин «место причинения вреда» может пониматься по-разному. По общему правилу в качестве такового понимается территория государства, где произошел юридический факт, на основании которого возникло деликтное отношение. Однако если отношение растянуто во времени и вред наступает на территории другого государства, под местом причинения вреда может быть воспринято место наступления вредных последствий (основной их части). Данный подход используется для отношений в связи с причинением вреда здоровью, а также для экологического вреда.

Действующее законодательство устанавливает и специальные коллизионные нормы, которые применяются в случае выявления некоторых особенностей деликтного отношения. Так, в частности, одна национальная принадлежность сторон деликтного отношения приводит к подчинению деликтного отношения их общему праву; возникновение деликтного отношения в связи с существующим между сторонами договорным отношением подчиняет деликтное обязательство праву, применимому к контракту сторон; кумулятивное правило установлено для вреда, причиненного в рамках потребительских отношений (ст. 1221 ГК).

Решение коллизионного вопроса в отношении кондикционных обязательств зависит от категории таких обязательств (ст. 1223 ГК). По общему правилу кондикционное обязательство подчиняется праву страны, где имело место неосновательное обогащение (где было увеличено или сбережено имущество). Однако если такое обогащение произошло в связи с иным правоотношением, то кондикционное обязательство будет подчинено праву, подлежащему применению к отношению, в связи с которым произошло неосновательное обогащение.

Кроме того, ст. 1223.1 ГК предусматривает, что стороны внедоговорного обязательства могут подчинить его любому правопорядку по их выбору при условии соблюдения прав третьих лиц и императивных норм правопорядка, связанного с отношением.

Дата актуальности материала: 06.01.2017

Оставить комментарий

Добавить комментарий
Ваш email не будет опубликован.

Готовы доверить решение проблемы нам?

Ваше сообщение успешно отправлено.
Наши сотрудники свяжутся с Вами в ближайшее время.

Наша главная цель — помощь клиентам в решении существующих проблем и их профилактика в будущем.

Оставьте заявку на консультацию, чтобы убедиться в этом лично!

Мы работаем по всей России. Укажите Ваш город в комментарии

Отправляя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Отзывы

Получить консультацию юриста
Наверх
x
Полезная информация
Сторонние сайты
Адвокатского бюро «Антонов и партнеры»
пр-т. Карла-Маркса, дом 192, оф. 614 Самара Россия 443080
Phone: +7 (846) 212-99-71 Email: antonov.partner@gmail.com URL: