top-menu
г. Москва, ул. Верхняя Красносельская, д.11а, оф.29
г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф.614
г. Санкт-Петербург
menu-mobile

Право подозреваемого обжаловать действия (бездействие) следователя/дознавателя

Главная Профессиональные новости Право подозреваемого обжаловать действия (бездействие) следователя/дознавателя

Адвокат Антонов А.П.

Подозреваемый также имеет возможность «приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, прокурора и суда». Так дословно записано в п. 10 ч. 4 ст. 46 УПК РФ.

Нельзя признать незаконным, а значит не порождающим возникновения обязанности рассмотреть жалобу принесение таковой путем личного устного информирования надлежащего (компетентного разрешать таковую) должностного лица, например, во время личной беседы с ним подозреваемого. Но и в этом случае со слов рассматриваемого субъекта уголовного процесса должен быть составлен письменный документ, в котором отражаются основные моменты, на которых последний акцентирует внимание в своей жалобе.

Главное, что должно иметь место в принесенном подозреваемым письменном документе (устном сообщении), — это указание на конкретное действие (бездействие) и (или) решение, которое им обжалуется.

Жалоба — это официальное заявление о том, что кто-нибудь действует неправильно, с просьбой об устранении какой-нибудь несправедливости, неправильности и т.п.. В более узком уголовно-процессуальном смысле слово «жалоба» есть обращение в государственный либо иной орган или к должностным лицам по поводу нарушения прав и (или) охраняемых законом интересов конкретного субъекта уголовного процесса.

Законом не предусмотрено общей обязательной структуры жалобы подозреваемого на действия (бездействие, решения), осуществленные в уголовном процессе. Однако в ней рекомендуется отражать следующие сведения:

1) наименование учреждения, должность, а если подозреваемому известны, то и фамилия, инициалы лица, которому жалоба адресуется;

2) наименование процессуального документа — жалоба;

3) должность, звание, фамилия, имя и отчество (если подозреваемому они известны) следователя (дознавателя и др.), чье действие (бездействие) и (или) решение обжалуется;

4) какое именно действие (бездействие) и (или) решение обжалуется (где, когда оно имело место и в чем именно выразилось);

5) ссылка на п. 10 ч. 4 ст. 46 УПК РФ;

6) процессуальное положение, фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (место нахождения в случае заключения его под стражу) подозреваемого, который приносит данную жалобу.

Законодатель не требует от подозреваемого мотивировать свое утверждение. Тем не менее следует рекомендовать включение в содержание жалобы подозреваемого описательно-мотивировочной части. Ее наличие поможет органу (должностному лицу), рассматривающему жалобу, принять по ней законное и обоснованное решение. Но даже в случае отсутствия в жалобе подозреваемого обоснования сделанных им выводов о незаконности тех или иных действий (бездействия, решений), жалоба должна быть принята и по ней вынесено решение.

Подозреваемый вправе принести жалобу «на действия (бездействие) и решения». Буквальное толкование данного положения указывает на то, что подозреваемым может быть обжаловано как отдельно взятое единичное действие (бездействие, решение), так и несколько действий (решений) одновременно. Подозреваемый может обжаловать как часть процессуального действия — элемент, к примеру, следственного действия, так и все действие в целом. Ограничений в объеме обжалуемых действий (решений) законодатель для подозреваемого не предусмотрел.

Иначе говоря, под действием, которое может быть обжаловано, здесь понимается не только отдельно взятое процессуальное действие, но и любое осуществленное во временной промежуток, в рамках которого производится уголовно-процессуальная деятельность, телодвижение следователя (дознавателя и др.) и (или) суда (судьи), которое, по мнению подозреваемого, следователь (дознаватель и др.) и (или) суд (судья) делать был не вправе.

Общепринято на стадии предварительного расследования процессуальные решения закреплять постановлением. Однако закон позволяет ряд решений вообще не облекать в письменную форму (решение о привлечении лица в качестве специалиста, решение о вскрытии помещения при обыске и т.п.), а некоторые из них требует фиксировать в документах с иным наименованием (например, протокол задержания подозреваемого в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ).

Большинство промежуточных решений, а таковые также могут быть обжалованы подозреваемым, иногда вообще не фиксируются письменно. Образцом таких решений могут быть:

— запрет подозреваемому покидать место проведения следственного действия;

— требование от подозреваемого оказания содействия в осуществлении принуждения при производстве следственного действия;

— направление подозреваемого за пределы места проведения следственного действия, что препятствует его возможности наблюдать весь ход следственного действия.

Жалобы на действия (бездействие, решения) следователя (дознавателя и др.), которые не способны причинить ущерб конституционным правам и свободам подозреваемого, приносятся надзирающему за органом предварительного расследования прокурору. Аналогичного содержания жалобы на действия (бездействие, решения) прокурора подозреваемый вправе принести вышестоящему прокурору.

В связи с принесением жалобы прокурору у подозреваемого появляется право быть незамедлительно уведомленным о решении, принятом по жалобе, и о дальнейшем порядке его обжалования (ч. 3 ст. 124 УПК РФ).

Суд, о котором идет речь в п. 10 ч. 4 ст. 46 УПК РФ, — это судья, осуществляющий уголовно-процессуальную деятельность в той части стадии предварительного расследования, когда лицо обладает статусом подозреваемого. Названный судья назначается председателем районного (военного) суда соответствующего уровня по месту производства предварительного расследования (производства процессуального действия) для рассмотрения и разрешения конкретного процессуального вопроса.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Дата актуальности материала: 23.06.2021

Чтобы записаться на консультацию позвоните по круглосуточному номеру +7 (846) 212-99-71 или оставьте заявку ниже

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Оставьте здесь свой отзыв о нашей работе!
Адвокатское бюро «Антонов и партнеры» — качественная юридическая помощь по всей России. Ваш регион не имеет значения!
Подготовим для Вас любой процессуальный документ по Вашим материалам (проект иска, жалобы, ходатайства и т.д.)! Недорого! Для заказа просто напишите нам сообщение в диалоговом окне в правом нижнем углу страницы либо позвоните нам по номеру в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71
Каждому Доверителю гарантируем индивидуальный подход и гибкую ценовую политику, конфиденциальность и поддержку в течении 24 часов в сутки!
Подписывайтесь на наши новости в Телеграмме
Telegram-канал
Оплачивайте юридическую помощь прямо с сайта
Оплата по QR-коду
Добавляйтесь к нам в друзья
Подписывайтесь на наш канал

КонсультантПлюс: "Горячие" документы

Постановление Правительства РФ от 24.11.2022 N 2139 "Об утверждении Правил осуществления субъектом Российской Федерации, являющимся самостоятельной стороной соглашения о муниципально-частном партнерстве, объектом которого являются объекты транспортной инфраструктуры и технологически связанные с ними транспортные средства, обеспечивающие деятельность, связанную с перевозками пассажиров транспортом общего пользования, за исключением метрополитена, и публичным партнером по которому выступает муниципальное образование, контроля за исполнением такого соглашения, требований к составу результатов выполнения этапов соглашения о муниципально-частном партнерстве, объектом которого являются объекты транспортной инфраструктуры и технологически связанные с ними транспортные средства, обеспечивающие деятельность, связанную с перевозками пассажиров транспортом общего пользования, за исключением метрополитена, а также о внесении изменений в Правила осуществления публичным партнером контроля за исполнением соглашения о государственно-частном партнерстве и соглашения о муниципально-частном партнерстве"
Постановление Правительства РФ от 24.11.2022 N 2138 "Об утверждении Правил осуществления субъектом Российской Федерации, являющимся самостоятельной стороной концессионного соглашения, объектом которого являются объекты транспортной инфраструктуры и технологически связанные с ними транспортные средства, обеспечивающие деятельность, связанную с перевозками пассажиров транспортом общего пользования, за исключением метрополитена, и концедентом по которому выступает муниципальное образование, контроля за исполнением такого концессионного соглашения, а также требований к составу результатов выполнения этапов исполнения условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты транспортной инфраструктуры и технологически связанные с ними транспортные средства, обеспечивающие деятельность, связанную с перевозками пассажиров транспортом общего пользования, за исключением метрополитена"

ПРАВО.RU

ГАРАНТ: Новости

Свежие комментарии

s-top-menu--fixed