Помилование представляет собой комплексный межотраслевой правовой институт (конституционно-правовой, уголовно-правовой, уголовно-процессуальный, уголовно-исполнительный), который регулирует круг общественных отношений, возникающих в связи с принятием в отношении индивидуально-определенного лица, осужденного вступившим в законную силу приговором к уголовному наказанию, решения Президента РФ, которым улучшается положение данного лица (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: В 4 т. (постатейный) / А.В. Бриллиантов, А.В. Галахова, В.А. Давыдов и др.; отв. ред. В.М. Лебедев. М.: Юрайт, 2017. Т. 1: Общая часть).
Акт помилования является особым видом правоприменительного решения, не тождественным содержащемуся в приговоре суда решению о назначении наказания, и как акт милосердия, в силу самой своей природы, не может приводить к последствиям, более тяжким для осужденного, чем закрепленные в уголовном законе, предусматривающем ответственность за инкриминированное ему деяние, и постановленные приговором суда по конкретному делу (Определения Конституционного Суда РФ от 11.01.2002 N 60-О и N 61-О, от 19.02.2003 N 77-О, от 21.12.2004 N 466-О, от 21.12.2006 N 567-О, от 15.01.2009 N 276-О-О, N 280-О-О, N 281-О-О, N 282-О-О, N 283-О-О, N 284-О-О).
Согласно ч. 1 ст. 85 УК РФ помилование осуществляется только Президентом РФ и только в отношении индивидуально-определенного лица. Эта норма соответствует п. «в» ст. 89 Конституции РФ, согласно которому осуществление помилования входит в полномочия Президента РФ, а значит, оно не может быть передано иным лицам.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 50 Конституции РФ каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания. Это значит, что его право не ограничено характером и степенью общественной опасности совершенного преступления, его тяжестью и стадией (оконченное преступление, покушение на преступление и т.д.), размером и видом наказания и особенностями его исполнения.
Обязательным условием помилования является то, что оно применимо только к лицу, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда, то есть к лицу, имеющему в соответствии с ч. 2 ст. 47 УПК РФ статус осужденного. При этом приговор должен быть постановлен с назначением наказания в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 302 УПК РФ.
Согласно ст. 176 УИК РФ любой осужденный, в том числе к смертной казни (ч. 1 ст. 185 УИК РФ), вправе обратиться к Президенту РФ с ходатайством о помиловании, которое подается через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.
Учитывая, что помилование является исключительной компетенцией Президента РФ, процедура ее применения, пределы реализации и объем учитываемых при этом обстоятельств определяются актами Президента РФ.
Так, порядок рассмотрения ходатайств о помиловании установлен Указом Президента РФ от 14.12.2020 N 787 «О некоторых вопросах деятельности комиссий по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (далее — Указ N 787), которым утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ (далее — Положение). При этом закреплено, что рассмотрению подлежат ходатайства не только осужденных, отбывающих наказание, но и отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую или непогашенную судимость (пп. «д» п. 3 Положения).
На территории каждого субъекта РФ образована комиссия по вопросам помилования (п. 1 Указа Президента РФ от 28.12.2001 N 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации»), которая готовит заключение по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), который, в свою очередь, вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования.
В состав комиссии входят не менее 11 человек из числа граждан РФ, имеющих высшее образование, пользующихся уважением у граждан и имеющих безупречную репутацию. Решение комиссии считается правомочным, если на ее заседании присутствовали не менее половины членов комиссии и приняли решение большинством голосов. При равенстве голосов членов комиссии голос председателя комиссии является решающим. Состав комиссии обновляется на одну треть один раз в пять лет. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах (ч. 3 Указа N 1500).
В соответствии с п. 3 Положения помилование применяется:
а) в отношении лиц, осужденных судами в РФ к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории РФ;
б) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории РФ в соответствии с международными договорами РФ или на условиях взаимности;
в) в отношении лиц, освобожденных условно-досрочно, в течение оставшейся неотбытой части наказания;
г) в отношении лиц, условно осужденных, а также лиц, которым суды РФ отсрочили отбывание наказания;
д) в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую или непогашенную судимость.
Раздел 2 Положения содержит порядок представления ходатайств о помиловании.
Так, осужденный должен обратиться к Президенту РФ с ходатайством в письменной форме через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, где оно регистрируется и направляется в территориальный орган уголовно-исполнительной системы с уведомлением под расписку об этом осужденного. К ходатайству прилагаются: копии приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров), извещение о вступлении приговора суда в законную силу, справка о состоянии здоровья осужденного, сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются), анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении, сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация, справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности, представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию (п. п. 5 — 8 Положения).
Копию представления администрация учреждения направляет прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов администрацией учреждения, в котором исполняется наказание (п. 11 Положения).
К ходатайству о помиловании по просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании (п. 9 Положения).
Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.
Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через 5 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию (п. 12 Положения).
Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства представляет заключение о целесообразности применения акта помилования высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), которое вносит Президенту РФ свое представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость с приложением всех вышеуказанных документов (п. п. 16, 17 Положения).
Если осужденный ходатайствует о помиловании в виде снятия судимости, то оно направляется им самостоятельно в комиссию по вопросам помилования, расположенную на территории субъекта РФ, в котором проживает заявитель (п. 13 Положения).
Согласно п. 21 Положения при рассмотрении ходатайства принимаются во внимание:
а) характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
б) поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
в) срок отбытого (исполненного) наказания;
г) совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
д) применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
е) возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
ж) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст, возможность ресоциализации;
з) обращения о помиловании, поступившие от родственников, адвокатов осужденных, представителей общественных организаций, а также от иных лиц;
и) мнения потерпевших или их родственников относительно возможности помилования;
к) другие существенные для рассмотрения ходатайства о помиловании обстоятельства.
Сам Указ Президента РФ о помиловании не имеет ссылки на эти или иные мотивы, а фактически содержит лишь резолютивную часть:
«Руководствуясь принципами гуманности, постановляю:
1. Помиловать…, … года рождения, осужденного… года… судом, освободив его от дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы.
2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Подпись Президента
Москва, Кремль
Дата
Номер».
Об отклонении Президентом РФ ходатайств о помиловании осужденные уведомляются письменно высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) либо по его поручению председателем комиссии. Одновременно с уведомлением осужденному возвращаются копии судебных документов и иные материалы (справки), приложенные им к ходатайству о помиловании.
В случае принятия Президентом РФ решения об отклонении ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год со дня принятия такого решения, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования (п. п. 24, 25 Положения).
Последствием акта помилования является освобождение лица от отбывания наказания, которое не влечет возникновения права на его реабилитацию, поскольку им не умаляется значение обвинительного приговора суда, однако при этом акт помилования не лишает лицо права на пересмотр его приговора в кассационном и надзорном порядке. Не освобождает такой акт и от обязанности возместить вред, причиненный преступными действиями. Актом помилования может быть также сокращен срок наказания или оно может быть заменено более мягким его видом. При помиловании применяются положения законодательства о порядке замены смертной казни на иные виды наказания, действующие на момент принятия акта помилования, независимо от времени совершения преступления (Решение Верховного Суда РФ от 27.04.2007 N ГКПИ07-355 (Определением Верховного Суда РФ от 14.08.2007 N КАС07-360 данное Решение оставлено без изменения)).
С осужденного также может быть снята судимость (ч. 2 ст. 85 УК РФ). Снятие судимости согласно ч. 6 ст. 86 УК РФ аннулирует все правовые последствия, с ней связанные.
Акт помилования, являясь внесудебным актом, поскольку принимается без участия суда, вне рамок правосудия, не нивелирует значение приговора, однако может быть обжалован. Верховный Суд РФ принимает и рассматривает по существу в порядке, предусмотренном КАС РФ, административные дела по административным исковым заявлениям об оспаривании Указов Президента РФ «О помиловании осужденных к смертной казни» (Решение Верховного Суда РФ от 19.10.2017 N АКПИ17-743 (Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 06.03.2018 N АПЛ18-38 данное Решение оставлено без изменения)).
Таким образом, акт амнистии, являясь актом гуманизма, основывается на всестороннем учете данных, характеризующих личность осужденного, и не является произвольным.
Подготовлено на основе материала
Т.Н. Долгих,
кандидата юридических наук,
судьи Калининградского областного суда
Дата актуальности материала: 24.03.2022