top-menu
г. Москва, ул. Верхняя Красносельская, д.11а, оф.29
г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф.614
г. Санкт-Петербург
menu-mobile

Проблема правовой природы биткоина

Главная Профессиональные новости Проблема правовой природы биткоина

В российском законодательстве понятие «товар» является легальным и встречается в различных нормативно-правовых актах в различных интерпретациях. В ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ  товар рассматривается как объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.[1] Ст. 38 Налогового Кодекса Российской Федерации определяет товар как любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, а также иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.[2]  Ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза под товаром понимает любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.[3] Ст. 455 ГК РФ определяет товар как любую вещь с соблюдением правил их  оборотоспособности.[4]

Понятие деньги в современном российском законодательстве не сформулировано. Юридическая наука выработала несколько определений понятия «деньги».

В современной юридической энциклопедии деньги рассматриваются с экономической точки зрения как особые вещи или предметы, служащие всеобщим эквивалентом в рамках товарного оборота определенной национальной экономики.[5]

На наш взгляд, такое определение «денег» будет не корректно, т.к. смешиваются разные по содержанию понятия. Как отметил Карнушин В.Е., в современных социальных реалиях деньги не могут признаваться товаром в силу у них потребительской стоимости. Единственная их ценность – меновая, возникающая не в силу природных свойств денег, а в силу признания данной ценности властным субъектом — государством.[6]

К.С. Бельский определял деньги как установленные законом денежные знаки с определенным наименованием (рубль, копейка), отпечатанные или отчеканенные в соответствующей форме с обозначениями на них денежных единиц, прием которых в качестве платежного средства обязателен внутри Российской Федерации.[7]

 Но данное определение мы находим не полным. Для того, чтобы максимально полно раскрыть отличие денег от обычных товаров, нужно разобраться в функции денег.

Деньги являются измерителем стоимости товара (услуги), т.е. обозначают стоимость каждого товара или каждой услуги. Каждая товар отличается от другого товара по природным свойствам, функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам и иным характеристикам. В истории человечества встречалась практика обмена одного товара на другой товар, являющийся аналогичным по своему качеству, функциональному назначению товару, который подлежал обмену.

Такие операции товарообменные получили название бартерные сделки. В настоящее время бартерные сделки в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Данный закон распространяется только на отношения, связанные с внешнеторговой деятельностью. Но товары в данном случае выполняют функцию обмена, при котором один товар меняется на аналогичный товар по определённым качественным характеристикам и функциональному значению. Товар не выполняет в этом случае функцию платежа и не становится средством платежа, т.к. в таких случаях происходит обмен аналогичными товарами.

2) Деньги функционируют как средство платежа не только при оплате купленных в кредит товаров, но и при погашении других обязательств: при возврате денежных ссуд, уплате налогов, внесении арендной платы за жилое помещение и т.д. Это ещё одно отличие денег от товаров. Товар нельзя использовать в качестве средства платежа при исполнении некоторых гражданско-правовых обязательств. Однако в некоторых видах договорах допускается возможность использовать товар в качестве  средства платежа. Например, ст. 614 ГК РФ допускает установление арендное платы за пользование имуществом в виде передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду.[8]

3) Деньги являются средством накопления и создания самых разнообразных фондов: частных, государственных, негосударственных.

4) Деньги имеют установленные законом особые знаки, имеющие определенные форму с конкретным наименованием, которое устанавливает уполномоченным государственным органом. В Российской Федерации право выпуска денежных средств в обращение закреплено за Центральным Банком

РФ. Другие государственные органы, частные структуры, не имеют права выпускать денежные знаки, а подделка или сбыт поддельных денег влекут за собой уголовную ответственность. При этом государственные, частные структуры при выпуске товаров вправе использовать собственные товарные знаки, наименования мест происхождения товаров в качестве средств индивидуализации товаров. Правое регулирование средств индивидуализации закреплено ч. 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Денежные знаки, их форма, определенное наименование устанавливается только Центральным Банком РФ. Форма и определённое наименование денежных знаков не является средством индивидуализации таких денежных знаков.

Криптовалюта как экономическое явление возникла сравнительно недавно и еще не получила должное правовое регулирование. На сегодняшний день  самой распространенной криптовалютой в мире является биткоин. Попытки государств установить для него особое регулирование продиктованы несколькими причинами:

  1. Необходимостью противодействия незаконному обороту наркотических средств, оружия, фальшивомонетничеству. Благодаря анонимности платежей биткоин использовался как основное платежное средство на Интернет-площадке «Silk Road», осуществлявшей незаконную деятельность. В США именно раскрытие данной сети в 2013 году послужило толчком к законодательному урегулированию криптовалютного бизнеса.
  2. Фискальными интересами государства. Исходя из внешних признаков (отсутствие государственного регулирования, исключительно цифровой характер), биткоин не может быть очевидно отнесен к тому или иному виду имущества, подлежащему налогообложению.
  3. Стремительным ростом курса криптовалют. За последние 4 года он вырос в 20 раз: с 23370 рублей за 1 биткоин в феврале 2014 года до 484936 рубля в феврале 2018 года. На настоящий момент пикового значения биткоин достиг в декабре 2017 года и составил 739273 рубля. Ни одна валюта в мире не имеет таких показателей роста.

Необходимость законодательного регулирования криптовалюты в Российской Федерации очевидна. Криптовалюта трансгранична, она не находится ни под чьей юрисдикцией. А нахождение ее в «серой зоне» законодательства может привести к случаям, подобным инцидентом с площадкой Silk Road.[9] Здесь больше всего подходит высказывание Н. Макиавелли «Не можешь остановить толпу – возглавь ее»

Биткоин имеет черты, как делающие его схожим с деньгами, так и отличающие его от них.

Биткоин схож с деньгами в следующих аспектах:

А) С его помощью возможно проведение операций по получению товаров и услуг. Однако возможность таких операций еще не означает, что биткоин является платежным средством. Сделки, при которых одна сторона получает некоторую часть биткоина, и другая – товар, может рассматриваться, в том числе, и как купля-продажа, и как мена.

Б) Биткоин ничем не обеспечен. Он не имеет твердого эквивалента в виде золота и других материальных ценностей. В этом его сходство с долларом США или Евро.

В) Биткоин так же, как и деньги, обладает функцией накопления[10]. Все операции с криптовалютой фиксируются и хранятся с помощью технологии блокчейн – способа размещения баз данных. Таким образом достигается достоверность сведений касательно обладателей биткоина и количества находящейся у них криптовалюты.

Однако он имеет и ряд черт, коренным образом отличающих его от денег в широком смысле:

А) Его выпуск децентрализован. Это означает, что эмиссию биткоина осуществляет не государство в лице своих органов либо структура, специально уполномоченная государством, а алгоритм, который выпускает биткоины как вознаграждение за решение логических задач с помощью вычислительных мощностей компьютера. Таким образом, исключается контроль за его выпуском какого-либо государства

Б) Его выпуск ограничен, таким образом, исключается инфляция. Согласно плану разработчиков, весь заложенный в программу объем биткоинов будет выпущен к 2140 году. Ограничение выпуска достигается постепенным снижением вознаграждения за майнинг до полного нуля.[11]

В) Он не имеет бумажного носителя. Все безналичные денежные средства имеют «материальный носитель», обеспечение в виде наличных денег. По сути, при совершении операций посредством безналичного расчета происходит распоряжение обязательством банка выплатить денежные средства, хранящиеся на счете. Все безналичные денежные средства могут быть обменены на наличные.

Вопрос том, какому объекту гражданских прав его следует относить, является спорным. Наиболее обоснованной предполагается точка зрения на биткоин как на товар. В законопроекте, представленном Министерством Юстиции «О цифровых финансовых активах»[12], биткоин, как другие криптовалюты, является «имуществом в электронной форме». А согласно законопроекту, внесенному 26 марта 2018 года, биткоин не является законным платежным средством[13].

Необходимо отметить, что в законодательстве стран, которые разрешили использование криптовалют, встречаются 2 основных подхода к существу биткоина.

  1. Биткоин – деньги

В США услуги по созданию криптовалютных кошельков рассматриваются как деятельность по переводу денежных средств. Законодательство некоторых штатов строится таким образом, что оно рассматривает криптовалюту как деньги. Более того, разрешено оплачивать труд работников криптовалютой, и такие действия с точки зрения налогообложения рассматриваются как выплата заработной платы.

  1. Биткоин – товар

В Австралии и Канаде сделки с криптовалютами облагаются налогов как бартерные сделки, обменивать криптовалюту на обычные деньги могут только специализированные субъекты. В Великобритании и Европейском Союзе прямо установлено, что криптовалюта – не деньги и не валюта, так как выступает средством обмена, но не платежа.

В законодательстве Японии имеет место двойственный подход к существу биткоина. С одной стороны, он рассматривается как ценность, подобная активам, но не является законным платежным средствам. Таким образом, сделки с криптовалютой являются бартером, обменом[14].

То, что большинство стран рассматривают биткоин именно как товар, но не деньги, имеет логическое объяснение: его выпуск контролируется не государственными органами или уполномоченными структурами, а компьютерной программой. Поэтому он и не рассматривается как средством платежа, что лишает его одной из главных черт, позволяющих разграничить деньги и все иные вещи. В случае с биткоином происходит замена эмитента программой. Однако в настоящее время ни одна программа не может выполнить функции государства.

Появление биткоина осуществляется путем «майнинга» — добычи по аналогии с полезными ископаемыми. И максимальное число биткоинов ограничено. Ни золото, ни какие-либо другие полезные ископаемые (нефть, газ) не являются деньгами. Следовательно, сделки с биткоинами являются сделками по обмену товара на товар, то есть меной, и он не является средством платежа. Таким образом, с экономической точки зрения биткоин не обладает всеми функциями денег, и это «квазиденьги», как и криптовалюта, к которой он относится – не валюта.

В данный момент законопроект Министерства Юстиции РФ и судебная практика расходятся во мнении относительно правовой природы биткоина. В рамках дела о банкротстве физического лица арбитражным управляющим было заявлено ходатайство о включении в конкурсную массу виртуального кошелька, содержащего криптовалюту. Должник возражал, обосновывая это тем, что криптовалюта – информация, записанная посредством блокчейна. В удовлетворении ходатайства суд отказал[15]. Таким образом, на сегодняшний день ни законодатель, ни суд не может однозначно ответить на вопрос о том, к какой категории вещей относится биткоин и является ли он вещью.

Из вышеуказанного примера видно, что ни судья, ни стороны не могли с достаточной степенью достоверности говорить о том, является ли биткоин имуществом вообще. Необходимость определить правовой режим биткоина не вызывает сомнений, так как нахождение его вне поля законодательного регулирования будет и дальше порождать неопределенность в гражданско-правовых отношениях.

[1] Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».// Собрание законодательства РФ. – 2006. – №31. – Ст. 3434.

[2] «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ.// ».// Собрание законодательства РФ. – №31. – Ст. 3824

[3] «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) Официальный сайт Евразийского экономического союза https://www.eaeunion.org/, 12.04.2017 (Дата обращения 20.03.2018 г.)

[4] «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – №32. – Ст. 3301

[5] Российская юридическая энциклопедия /Авт. кол. : Т. Е. Абова, С. А. Авакьян, Г. Д. Алексеев ; Гл. ред. А. Я. Сухарев. –  М.:Инфра,1999. – С. 719-720.

[6] Карнушин В.Е. Гражданско-правовая сущность денег как объектов гражданских прав // Юрист – М.: Юрист, 2017 – N 3 – С. 22 – 26

[7] Бельский К.С. К вопросу о понятии денежной системы Российской Федерации//Финансовое право. – М.: Юрист, 2005 – N 8 – С. 3 – 6

[8] Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 (ГК РФ ч.2) от 26 января 1996 года N 14-ФЗ//Собрание законодательства РФ. – №5. – Ст. 410

[9] Сорокина Я.С., Торжевский К.А. Биткоин: инновационная валюта или инструмент финансовых преступлений // Научный журнал КубГАУ // 2017 // №131 (07) // С. 6

[10] Любшина Д.С., Золотарюк А.В. Криптовалюта как инновационный инструмент мировой торговли Интерактивная наука // 2016 // С.145-146

[11] Сорокина Я.С., Торжевский К.А. Биткоин: инновационная валюта или инструмент финансовых преступлений // Научный журнал КубГАУ // 2017 // №131 (07) // С. 6

[12] Проект Федерального закона «О цифровых финансовых активах» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/document/?group_type=&q_4=+%C2%AB%D0%9E+%D1%86%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85+%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85+%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%85%C2%BB&DOCUMENT_NUMER_4=&M_DATE_from_4=&M_DATE_to_4=&P_DATE_from_4=&P_DATE_to_4=&t_4=641772060&order_4=P_DATE&dir_4=DESC (дата обращения 26.02.18).

[13] Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://asozd2c.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/B91DEDFBCF19B4E04325825C0032641E/$FILE/424632-7_26032018_424632-7.PDF?OpenElement (дата обращения 04.04.18)

[14] Лихута В, Каплан А., Гадомский Д., Король К., Гелетканич О., Гаврыляк О., Оттер Т. Правовое регулирование криптовалютного бизнеса // 2017 С. 18, 48, 77-81, 98-99 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://axon.partners/wp-content/uploads/2017/02/Global-Issues-of-Bitcoin-Businesses-Regulation.pdf (дата обращения 26.02.18).

[15] АСГМ не стал включать криптовалюту в конкурсную массу банкрота [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.ru/news/200702/ (дата обращения 05.03.18)

Автор: Бессонова Татьяна Владимировна

Дата актуальности материала: 29.08.2018

Чтобы записаться на консультацию позвоните по круглосуточному номеру +7 (846) 212-99-71 или оставьте заявку ниже

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Оставьте здесь свой отзыв о нашей работе!
Адвокатское бюро «Антонов и партнеры» — качественная юридическая помощь по всей России. Ваш регион не имеет значения!
Подготовим для Вас любой процессуальный документ по Вашим материалам (проект иска, жалобы, ходатайства и т.д.)! Недорого! Для заказа просто напишите нам сообщение в диалоговом окне в правом нижнем углу страницы либо позвоните нам по номеру в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71
Каждому Доверителю гарантируем индивидуальный подход и гибкую ценовую политику, конфиденциальность и поддержку в течении 24 часов в сутки!
Подписывайтесь на наши новости в Телеграмме
Telegram-канал
Оплачивайте юридическую помощь прямо с сайта
Оплата по QR-коду
Добавляйтесь к нам в друзья
Подписывайтесь на наш канал

КонсультантПлюс: "Горячие" документы

Приказ МЧС России от 15.11.2022 N 1156 "Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ, применяемых при обучении работников соискателей лицензии или лицензиатов, осуществляющих лицензируемые виды деятельности в области пожарной безопасности, а также физических лиц, осуществляющих проектирование средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (вместе с "Типовой дополнительной профессиональной программой профессиональной переподготовки "Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также их проектированию", "Типовой дополнительной профессиональной программой повышения квалификации "Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры", "Типовой дополнительной профессиональной программой повышения квалификации "Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений") (Зарегистрировано в Минюсте России 28.11.2022 N 71153)
Положение Банка России от 25.07.2022 N 802-П "О требованиях к защите информации в платежной системе Банка России" (вместе с "Правилами материально-технического обеспечения формирования электронных сообщений и контроля реквизитов электронных сообщений в информационной инфраструктуре участника обмена при осуществлении переводов денежных средств в платежной системе Банка России с использованием сервиса срочного перевода и сервиса несрочного перевода, а также правилами материально-технического обеспечения обработки электронных сообщений и контроля реквизитов электронных сообщений в информационной инфраструктуре операционного центра, платежного клирингового центра другой платежной системы при предоставлении операционных услуг и услуг платежного клиринга при переводе денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей") (Зарегистрировано в Минюсте России 25.11.2022 N 71124)
Постановление Правительства РФ от 24.11.2022 N 2139 "Об утверждении Правил осуществления субъектом Российской Федерации, являющимся самостоятельной стороной соглашения о муниципально-частном партнерстве, объектом которого являются объекты транспортной инфраструктуры и технологически связанные с ними транспортные средства, обеспечивающие деятельность, связанную с перевозками пассажиров транспортом общего пользования, за исключением метрополитена, и публичным партнером по которому выступает муниципальное образование, контроля за исполнением такого соглашения, требований к составу результатов выполнения этапов соглашения о муниципально-частном партнерстве, объектом которого являются объекты транспортной инфраструктуры и технологически связанные с ними транспортные средства, обеспечивающие деятельность, связанную с перевозками пассажиров транспортом общего пользования, за исключением метрополитена, а также о внесении изменений в Правила осуществления публичным партнером контроля за исполнением соглашения о государственно-частном партнерстве и соглашения о муниципально-частном партнерстве"
Постановление Правительства РФ от 24.11.2022 N 2138 "Об утверждении Правил осуществления субъектом Российской Федерации, являющимся самостоятельной стороной концессионного соглашения, объектом которого являются объекты транспортной инфраструктуры и технологически связанные с ними транспортные средства, обеспечивающие деятельность, связанную с перевозками пассажиров транспортом общего пользования, за исключением метрополитена, и концедентом по которому выступает муниципальное образование, контроля за исполнением такого концессионного соглашения, а также требований к составу результатов выполнения этапов исполнения условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты транспортной инфраструктуры и технологически связанные с ними транспортные средства, обеспечивающие деятельность, связанную с перевозками пассажиров транспортом общего пользования, за исключением метрополитена"

ПРАВО.RU

ГАРАНТ: Новости

Свежие комментарии

s-top-menu--fixed