г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф.619
+7 (846) 212-99-71

С карты пропали деньги: кто виноват и что делать

Адвокат Антонов А.П.

Неожиданная пропажа денег с карточного счета может объясняться разными причинами: происками мошенников, ошибочными действиями банка, торговой точки, платежной системы, а иногда даже самого владельца карты и т.п.

Что делать, если вы неожиданно получаете информацию о списании средств, которое не было вами санкционировано?

Независимо от причин списания порядок действий владельца карты должен быть единым. Этот порядок определяется в Законе о НПС. Причем Закон определяет порядок действий не только ваших, но и банка.

Во-первых, банк обязан проинформировать владельца карты обо всех совершенных по счету операциях (как правило, применяется СМС-оповещение). Если банк не проинформирует клиента о транзакции, он будет «обязан возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без согласия клиента» (ч. 13 ст. 9 Закона о НПС).

Во-вторых, клиент, получив сообщение о «неправильной» или несанкционированной им операции, должен незамедлительно сообщить об этом в банк («не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции» (ч. 11 ст. 9 Закона о НПС)). Закон также требует сообщить в банк о потере, пропаже карты.

В-третьих, если клиент сообщил в указанные сроки о том, что списание денег было инициировано не им, банк «обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента — физического лица» (ч. 15 ст. 9 Закона о НПС).

В-четвертых, если клиент не сообщает банку о том, что операция не была им санкционирована, банк «не обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента» (ч. 14 ст. 9 Закона о НПС).

Следует также иметь в виду, что существует процедура возврата платежей (ошибочных, мошеннических) chargeback в самих платежных системах. Не всегда она работает, но попытаться ею воспользоваться при возникновении проблем необходимо. Подробнее о ней говорится далее.

Маленькое историческое отступление.

Перечисленные положения Закона о НПС вступили в силу с 2014 года. До этого практически все спорные ситуации, связанные с карточным мошенничеством, решались в пользу банка. Суды исходили из положения, что ответственность за сохранение контрольной информации лежит на потребителе, поэтому все неоднозначные споры решались в пользу кредитных институтов.

В 2014 году эта ситуация изменилась. Если стороны исполняют требования Закона, по умолчанию банк должен покрыть убытки от действий мошенников. В случаях очевидных проколов клиента, например, при фишинге, когда тот сам сообщает мошенникам всю контрольную информацию, банк может рассчитывать на решение в свою пользу. Однако и в такой ситуации он должен будет представить доказательства того, что неправомерная операция была непосредственно связана с неправильными действиями клиента. В остальных случаях средства должны быть возвращены на карточный счет клиента. И хотя в реальных судебных процессах банки периодически выигрывают споры у клиентов, ситуация сегодня принципиально иная, чем была несколько лет назад. Банки стараются не доводить дело до судов, поскольку в случае проигрыша суд может наложить еще и серьезные штрафные санкции на финансовую организацию, которая не удовлетворила своевременно справедливые требования потребителя.

Если раньше банки могли переложить основную долю потерь от мошенничества на клиентов, то теперь им приходится покрывать их в основном самим. Как результат, они стали более серьезно относиться к вопросам безопасности в сфере карточных расчетов.

В 2016 году, по данным компании Zecurion, несмотря на продолжающийся рост карточной эмиссии и карточных расчетов, в стране произошло сокращение потерь от мошенничества на 15%.

В определенной степени положительное влияние на ситуацию оказало повышение финансовой грамотности владельцев карт.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Чтобы записаться на бесплатную консультацию позвоните по круглосуточному номеру +7 (846) 212-99-71 или оставьте заявку ниже

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Оставьте здесь свой отзыв о нашей работе!
Адвокатское бюро «Антонов и партнеры» — качественная юридическая помощь по всей России. Ваш регион не имеет значения!
Подготовим для Вас любой процессуальный документ по Вашим материалам (проект иска, жалобы, ходатайства и т.д.)! Недорого! Для заказа просто напишите нам сообщение в диалоговом окне в правом нижнем углу страницы либо позвоните нам по номеру в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71
Каждому Доверителю гарантируем индивидуальный подход и гибкую ценовую политику, конфиденциальность и поддержку в течении 24 часов в сутки!
Оплачивайте юридическую помощь прямо с сайта
Добавляйтесь к нам в друзья
Подписывайтесь на наш канал
Наша практика
КонсультантПлюс: "Горячие" документы
ПРАВО.RU
ГАРАНТ: Новости
Свежие комментарии