г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф.619
+7 (846) 212-99-71

Служебные жилые помещения

Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным и муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (ст.93 ЖК РФ). Термин «орган государственной власти», которым оперирует законодатель в данном случае, следует понимать в широком смысле слова, то есть, включая в него органы законодательной, исполнительной и судебной власти РФ и субъектов РФ.

В науке жилищного права П.П. Васильев обосновывает позицию о существовании самостоятельного жилищного фонда служебных жилых помещений, ссылаясь на наличие значительных отличий в пользовании ими по сравнению с другими подвидами специализированных жилых помещений[1]. Сложно согласиться с его мнением, поскольку назначение служебных жилых помещений, временный характер их использования и масса других общих черт позволяет последним обоснованно войти в состав специализированного жилищного фонда.       По своему характеру предоставление служебных жилых помещений  направлено на создание необходимых условий жизни работников, обеспечение их проживания вблизи места работы, особенно если предусмотрен ненормированный рабочий день, периодические вызовы на место работы в связи с производственной необходимостью. Традиционно служебные жилые помещения предназначались для граждан, которым в связи со спецификой их работы требовалось проживать непосредственно по месту работы или вблизи от него (ст. 101 ЖК РСФСР). В отличие от ранее действовавшего законодательства в ЖК РФ отсутствует зависимость обеспечения служебными жилыми помещениями от потребности проживать по месту работы или вблизи от него, в связи с эти практически исчезла грань между необходимостью предоставления служебного жилья и необходимостью предоставления жилого помещения в общежитии. Поддерживаем высказанную в литературе позицию, согласно которой, несмотря на отсутствие этого критерия как основного, предназначение служебных жилых помещений должно быть с ним связано[2].

Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются:

  • органами государственной власти РФ – в жилищном фонде Российской Федерации;
  • органами государственной власти субъекта РФ – в жилищном фонде субъекта РФ;
  • органами местного самоуправления – в муниципальном жилищном фонде.

Различными  законами и подзаконными нормативными актами, в том числе принятыми до появления ЖК РФ,  предусмотрены перечни лиц, имеющих право на предоставление служебного  жилого помещения. Так, например, ч.1 ст. 34 ФЗ от 8.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» предусматривает, что члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы, не имеющим в Москве жилой площади, на период осуществления ими своих полномочий может предоставляться служебное жилое помещение. Согласно ст.15 ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и др.

Единого системного перечня не было разработано и до вступления в силу ЖК РФ. В науке жилищного права предлагается принять именно такой перечень, а не постепенно, отдельными нормативными актами устанавливать эти должности[3]. Представляется, что реализация указанного предложения вызовет значительные затруднения, поскольку для этих целей в ЖК РФ предполагается существование актов различного уровня, да и потребность и обеспеченность жилищным фондом в различных регионах и муниципальных образованиях может существенно отличаться.

В отношении военнослужащих законодателем предусмотрена также возможность заключения жилищного договора, имеющего ряд расхождений по своему содержанию с договором найма служебного жилого помещения. Типовой жилищный договор утвержден Постановлением Правительства РФ от 4.05.1999 № 487 «Об условиях и порядке заключения  жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба»[4]. В теории по поводу соотношения этих договоров не выработано единой позиции

[1]  См.: Васильев П.П. Понятие служебного жилого помещения // Актуальные проблемы правоведения. – 2005. — № 1. – С.109.

[2] См.: Постатейный комментарий к Жилищному кодексу РФ / Под ред. П.В. Крашенинникова. – М.: Статут, 2005. – С. 404.

[3] См.: Постатейный комментарий к Жилищному кодексу РФ / Под ред. П.В. Крашенинникова. – М.: Статут, 2005. – С. 425.

[4] СЗ РФ. – 1999. — № 19. – Ст. 2353.

Чтобы записаться на бесплатную консультацию позвоните по круглосуточному номеру +7 (846) 212-99-71 или оставьте заявку ниже

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Адвокатское бюро «Антонов и партнеры» — качественная юридическая помощь по всей России. Ваш регион не имеет значения!
Подготовим для Вас любой процессуальный документ по Вашим материалам (проект иска, жалобы, ходатайства и т.д.)! Недорого! Для заказа просто напишите нам сообщение в диалоговом окне в правом нижнем углу страницы либо позвоните нам по номеру в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71
К каждому клиенту гарантируем индивидуальный подход и гибкую ценовую политику, конфиденциальность и поддержку в течении 24 часов в сутки!
Добавляйтесь в друзья
Подписывайтесь на мой канал
Наша практика
КонсультантПлюс: "Горячие" документы
ПРАВО.RU
ГАРАНТ: Новости
Свежие комментарии