г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф.614
г. Москва, ул. Верхняя Красносельская, д.11а, оф.29
г. Санкт-Петербург, Спасский пер., д. 14/35, лит. А, офис 1304
АНТОНОВ
И ПАРТНЁРЫ
АДВОКАТСКОЕ БЮРО

Спор об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (на основании судебной практики Московского областного суда)

Примечание. С 15.09.2015 споры об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка рассматриваются по правилам гл. 25 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) с учетом разъяснений, приведенных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 (п. 1 Постановления).

В данном материале приведены примеры судебных актов, в том числе Мособлсуда, принятые до 15.09.2015.

Федеральные нормативные правовые акты

Кодекс административного судопроизводства РФ

— ст. 125 «Форма и содержание административного искового заявления»

— ст. 126 «Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению»

— ст. 128 «Отказ в принятии административного искового заявления»

— ст. 129 «Возвращение административного искового заявления»

— ст. 130 «Оставление административного искового заявления без движения»

— гл. 25 «Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости»

Земельный кодекс РФ

— п. 5 ст. 65 «Платность использования земли»

— ст. 66 «Оценка земли»

Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»

— ст. 3 «Орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости»

— ст. 7 «Состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости»

— ст. 16 «Основания осуществления кадастрового учета»

Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

— гл. III.1 «Государственная кадастровая оценка» (ст. ст. 24.11 — 24.15, 24.17 — 24.21)

— ст. 12 «Достоверность отчета как документа, содержащего сведения доказательственного значения»

Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель»

Приказ Минэкономразвития России от 20.09.2010 N 445 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения»

Приказ Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов»

Приказ Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка»

Федеральная судебная практика

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»

Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами ст. ст. 65 и 66 ЗК РФ, гл. III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов РФ либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

(Определение Верховного Суда РФ от 02.09.2015 N 16-АПГ15-21)

Установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, и само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.

(Определение Конституционного Суда РФ от 03.07.2014 N 1555-О)

Федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку земельного участка, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости. При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости федеральный законодатель указывает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

(Определение Верховного Суда РФ от 09.12.2015 N 83-АПГ15-7)

Закон прямо предусматривает возможность установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости. Довод о том, что пересмотр кадастровой стоимости участка повлечет сокращение налоговых поступлений в местный бюджет, не может служить основанием к отмене решения суда об установлении кадастровой стоимости участка в размере, равном его рыночной стоимости, определенной на основании заключения эксперта.

(Определение Верховного Суда РФ от 18.02.2015 N 41-АПГ15-1)

Для целей налогообложения изменение кадастровой стоимости на основании решения суда будет иметь правовые последствия в том случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано в течение налогового периода, равного календарному году, в котором оспариваемая кадастровая стоимость является актуальной.

(Определение Верховного Суда РФ от 14.09.2015 N 4-АПГ15-33)

В п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 пояснено, что арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. При этом право арендатора объекта недвижимости на обращение в суд в целях оспаривания результатов определения кадастровой стоимости не ставится в зависимость от срока действия договора аренды этого объекта.

(Определение Верховного Суда РФ от 25.02.2016 N 89-КГ15-25)

В абз. 8 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 разъяснено, что лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости. При этом наличие у заявителя задолженности по арендной плате не исключает его права на обращение в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости.

(Определение Верховного Суда РФ от 14.09.2015 N 16-АПГ15-33)

Суд отказал заявителю в удовлетворении заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, не признав отчет о рыночной стоимости участка, на который получено положительное экспертное заключение, допустимым доказательством, поскольку согласно отчету оценка участка проводилась на дату, отличную от даты внесения сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости, которые послужили причиной для определения его кадастровой стоимости.

(Определение Верховного Суда РФ от 31.08.2015 N 18-АПГ15-26)

Практика Московского областного суда

Суд удовлетворил заявление сособственников земельных участков о внесении изменений в сведения ГКН о кадастровой стоимости участков, поскольку указанные сведения и сведения об удельном показателе кадастровой стоимости участков необоснованно завышены по сравнению с рыночной стоимостью участков.

Это нарушает права заявителей, т.к. именно кадастровая стоимость определяет размер налоговой базы для исчисления земельного налога. При рассмотрении дела суд принял во внимание представленный заявителями отчет независимого оценщика об определении рыночной стоимости земельных участков, согласно которому кадастровая стоимость участков существенно превышает определенную оценщиком рыночную стоимость этих земельных участков на дату внесения в ГКН сведений об их стоимости. Кроме того, распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, на основании которого в ГКН были внесены сведения о кадастровой стоимости участков заявителей, кадастровая стоимость этих конкретных участков и ее удельный показатель не утверждались.

(Апелляционное определение Московского областного суда от 14.09.2015 по делу N 33-18949/2015)

Действия ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области по предоставлению в налоговую инспекцию информации о кадастровой стоимости земельного участка заявителя являются незаконными, поскольку имеется вступившее в законную силу решение суда, которым указанная кадастровая стоимость участка признана не соответствующей рыночной стоимости и исключена из ГКН.

Ранее суд удовлетворил заявление заявителя к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка и вынес решение установить в отношении земельного участка кадастровую стоимость в размере рыночной; заверенная копия этого судебного решения была направлена на исполнение в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области. Однако, несмотря на наличие судебного акта, кадастровая палата предоставила в налоговый орган сведения (справку) о недействующей кадастровой стоимости участка. Суд квалифицировал действия кадастровой палаты как противоречащие положениям ст. 13 ГПК РФ, т.к. они не учитывают вступивший в законную силу судебный акт об установлении в отношении земельного участка с определенной даты кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости.

(Апелляционное определение Московского областного суда от 03.08.2015 по делу N 33-18308/2015)

Удельный показатель кадастровой стоимости, исходя из которого рассчитывается кадастровая стоимость объектов недвижимости, утверждается для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта РФ; действующее законодательство предусматривает возможность внести в качестве кадастровой стоимости конкретного земельного участка его рыночную стоимость (ч. 3 ст. 66 ЗК РФ), но не предусматривает возможность оспаривать удельный показатель кадастровой стоимости, применяемый для расчета кадастровой стоимости объекта недвижимости.

(Апелляционное определение Московского областного суда от 10.08.2015 по делу N 33-15503/2015)

Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости; установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

(Апелляционное определение Московского областного суда от 15.06.2015 по делу N 33-11771/15)

Оценив экспертное заключение, сделанное по результатам проведения судебной оценочной экспертизы, суд признал результаты отчета достоверными и актуальными и сделал вывод о том, что кадастровая стоимость земельного участка истца может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании названного отчета.

Суд пояснил, что кадастровая стоимость земельного участка представляет собой публичный эквивалент стоимости земельного участка, который учитывается при исчислении земельного налога, арендной платы за пользование земельными участками, выкупной стоимости земельного участка при его приобретении из государственной и муниципальной собственности, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Размер кадастровой стоимости является одной из основных составляющих, определяющих экономическую эффективность использования земельного участка и затраты, связанные с приобретением и использованием земельных участков; неправильное определение кадастровой стоимости участка может привести к финансовым потерям для его правообладателей. Ответчик (Управление Росреестра по Московской области) не представил доказательств того, что рыночная стоимость спорного участка является иной или что результаты отчета независимого оценщика не соответствуют требованиям действующего законодательства.

(Апелляционное определение Московского областного суда от 03.06.2015 по делу N 33-12936/2015)

Суд отказал в удовлетворении искового заявления гражданина об обязании ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области внести изменения в сведения ГКН о кадастровой стоимости земельных участков, поскольку орган кадастрового учета не является надлежащим ответчиком по делу.

То обстоятельство, что гражданин потребовал обязать орган кадастрового учета внести в ГКН сведения о рыночной стоимости земельных участков согласно представленному отчету независимого оценщика, не является основанием для признания этого учреждения надлежащим ответчиком по делу, рассмотренному в порядке искового производства, или надлежащим заинтересованным лицом по заявленным требованиям, рассматриваемым в порядке производства по делам из публичных правоотношений. Суд пояснил, что разрешение вопроса об установлении рыночной стоимости сформированного и стоящего на учете объекта недвижимости на дату определения его кадастровой стоимости не затрагивает права и законные интересы ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области. Данное учреждение в соответствии с прямым предписанием федерального законодателя обязано внести в ГКН сведения о кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с распоряжением органа государственной власти субъекта РФ, утвердившего его кадастровую стоимость, либо принять к исполнению вступившее в законную силу судебное постановление об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости.

(Апелляционное определение Московского областного суда от 20.05.2015 по делу N 33-9069/2015)

Законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости; при этом достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении не являются в этом случае предметом оспаривания.

(Апелляционное определение Московского областного суда от 11.02.2015 по делу N 33-145/2015, 33-27923/2014)

Коротко о важном

Исковые требования

Примечание. Данные исковые требования приведены исходя из судебной практики, сформировавшейся до 15.09.2015, т.е. до вступления в силу КАС РФ.

Основные:

— об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости;

— об обязании заинтересованного лица (ответчика) внести в государственный кадастр недвижимости (ГКН) в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка его рыночную стоимость;

— о признании незаконными действий заинтересованного лица (ответчика) по внесению в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка;

— об обязании заинтересованного лица (ответчика) внести в ГКН изменения в сведения о кадастровой стоимости в соответствии с решением суда;

— об обязании заинтересованного лица (ответчика) исключить из ГКН сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка и внести в реестр указанные сведения в соответствии с рыночной стоимостью участка.

Примечание. Данные исковые требования приведены исходя из разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 (п. 2 Постановления).

Основные:

— об установлении в отношении земельного участка его рыночной стоимости;

— об изменении кадастровой стоимости земельного участка в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки (земельном участке), использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки;

— об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Эта категория споров подразумевает ситуацию, в которой истец-гражданин не согласен с кадастровой стоимостью земельного участка, определенной по правилам гл. III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ и утвержденной решением исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, обычно — распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области (например, Апелляционные определения Московского областного суда от 14.09.2015 по делу N 33-18949/2015, от 15.06.2015 по делу N 33-11771/15, от 20.05.2015 по делу N 33-9069/2015).

Как правило, основанием для обращения в суд является несоответствие кадастровой стоимости участка его рыночной стоимости, когда первая величина превышает вторую.

Кадастровая стоимость земельных участков устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения (п. 5 ст. 65 ЗК РФ, п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28). Следовательно, неправильное ее определение (завышение по сравнению с рыночной стоимостью) влечет увеличение налоговых обязательств истца, в частности, по уплате земельного налога (например, Апелляционные определения Московского областного суда от 14.09.2015 по делу N 33-18949/2015, от 10.08.2015 по делу N 33-15503/2015, от 03.06.2015 по делу N 33-12936/2015, от 20.05.2015 по делу N 33-9069/2015). Кроме того, внесение в ГКН сведений о размере кадастровой стоимости земельных участков, завышенном по сравнению с их рыночной стоимостью, снижает коммерческую привлекательность участков (например, Апелляционные определения Московского областного суда от 20.05.2015 по делу N 33-9069/2015, от 11.02.2015 по делу N 33-145/2015, 33-27923/2014).

Обычно поводом для подачи заявления является получение заявителем письма (уведомления) о новой кадастровой стоимости участка от Управления Росреестра по Московской области (например, Апелляционные определения Московского областного суда от 01.09.2014 по делу N 33-19070, от 06.08.2014 по делу N 33-15419/14) или от ФКБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области (например, Апелляционные определения Московского областного суда от 14.09.2015 по делу N 33-18949/2015, от 04.06.2014 по делу N 33-10640/2014). Также об измененной стоимости участка заявитель может узнать из уведомления об уплате земельного налога (например, Апелляционное определение Московского областного суда от 11.02.2015 по делу N 33-145/2015, 33-27923/2014).

— Оспаривание сведений о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (абз. 5 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28). До 15.09.2015 дела данной категории рассматривались согласно положениям гл. 25 ГПК РФ.

С 15.09.2015 дела этой категории рассматриваются в соответствии с гл. 25 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

— Как указано выше, перечень исковых требований, которые предъявлялись до 15.09.2015 и которые следует предъявлять после этой даты, различный. Однако и в том, и в другом случае заявитель (административный истец) оспаривает результаты определения кадастровой стоимости земельного участка. Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка предполагает предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости участка (абз. 4 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).

В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 названо три основных требования, которые можно предъявить к административному ответчику после 15.09.2015.

Первое из них предполагает установить в отношении земельного участка его рыночную, а не кадастровую стоимость (ч. 11 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ). Законодательство закрепляет возможность определить кадастровую стоимость участка таким образом (п. 3 ст. 66 ЗК РФ). В судебной практике, сложившейся до вступления в силу КАС РФ (до 15.09.2015), данное требование предъявлялось в подавляющем большинстве случаев.

Второе требование направлено на изменение кадастровой стоимости участка, если выявлены недостоверные сведения о нем, которые были использованы при определении его кадастровой стоимости. Сюда относится и требование об исправлении ошибки — как технической, так и кадастровой.

Третье требование связано с решениями, действиями или бездействием Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, которые административный истец считает незаконными.

Все другие требования (например, об обязании уполномоченного органа государственной власти внести в ГКН изменения в сведения о кадастровой стоимости участка на основании решения суда) являются дополнительными. Привести их подробный перечень в настоящее время не представляется возможным, поскольку судебная практика по КАС РФ пока отсутствует.

— Обращаясь в суд с требованием об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка после 15.09.2015, не допускается заявлять другие требования. В частности, о пересмотре налоговых обязательств, арендных платежей, о признании недействующим нормативного правового акта. В такой ситуации судья откажет в принятии административного искового заявления в части требований, не подлежащих совместному рассмотрению, на основании п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ или вернет его на основании п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).

— Исходя из разъяснений, приведенных в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28, с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости участка после 15.09.2015 могут обратиться те же лица, которые до указанной даты имели право подать в суд заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости участка.

Чаще всего кадастровую стоимость земельного участка оспаривает гражданин, который является его собственником (например, Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 14.01.2016 N 67-АПГ15-38, Апелляционные определения Московского областного суда от 14.09.2015 по делу N 33-18949/2015, от 10.08.2015 по делу N 33-17795/2015, от 10.08.2015 по делу N 33-15503/2015).

Однако сделать это может и лицо, которое владеет участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).

Также заявителем может быть арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если арендная плата за пользование участком рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости (например, Определения Верховного Суда РФ от 07.04.2016 N 18-АПГ15-31, от 25.02.2016 N 89-КГ15-25, от 14.01.2016 N 81-АПГ15-23, от 14.01.2016 N 5-АПГ15-73).

Бывший собственник участка вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результаты кадастровой оценки затрагивают его права и обязанности как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28, Определение Верховного Суда РФ от 31.08.2015 N 18-АПГ15-25).

— После 15.09.2015 надлежащими административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости участка в размере рыночной являются государственный орган (орган местного самоуправления), утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки к участию в деле также привлекается орган, на который возложена обязанность по исправлению кадастровой или технической ошибки.

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) Комиссии административными ответчиками являются Комиссия и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, при котором она создана (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).

Исходя из судебной практики, сложившейся до 15.09.2015, надлежащим заинтересованным лицом (ответчиком) по данной категории споров являлось ФКБУ (филиал ФКБУ) «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области (например, Апелляционные определения Московского областного суда от 14.09.2015 по делу N 33-18949/2015, от 10.08.2015 по делу N 33-17795/2015, от 10.08.2015 по делу N 33-15503/2015, от 15.06.2015 по делу N 33-11771/15).

Также в качестве заинтересованного лица (ответчика) допускалось указать Управление Росреестра по Московской области (например, Апелляционные определения Московского областного суда от 03.06.2015 по делу N 33-12936/2015, от 04.06.2014 по делу N 33-10640/2014) или администрацию соответствующего муниципального района (например, Апелляционное определение Московского областного суда от 17.03.2014 по делу N 33-5756/2014). В подобных случаях третьим лицом выступало ФГБУ «ФКП Росреестра».

Если же заинтересованным лицом (ответчиком) выступало ФКБУ (филиал ФКБУ) «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд обычно привлекал Управление Росреестра по Московской области, администрацию соответствующего муниципального района (например, Апелляционные определения Московского областного суда от 01.09.2014 по делу N 33-19070, от 27.01.2014 по делу N 33-729/2014), Министерство экологии и природопользования Московской области (например, Апелляционное определение Московского областного суда от 04.06.2014 по делу N 3-11489/14) или его функционального преемника — Министерство имущественных отношений Московской области (например, Апелляционные определения Московского областного суда от 14.09.2015 по делу N 33-18949/2015, от 10.08.2015 по делу N 33-15503/2015, от 15.06.2015 по делу N 33-11771/15, от 20.05.2015 по делу N 33-9069/2015).

— Согласно новым правилам, действующим с 15.09.2015, административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ или государственного органа, определившего кадастровую стоимость в порядке ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ч. 4 ст. 245, ст. ст. 20, 24 КАС РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28). Административное исковое заявление рассматривается в течение двух месяцев со дня его поступления в суд (ч. 1 ст. 247, ст. 141 КАС РФ).

— По новым правилам, действующим с 15.09.2015, подать административное исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости участка можно не позднее 5 лет с даты ее внесения в государственный кадастр недвижимости (например, Определение Верховного Суда РФ от 19.08.2015 N 82-АПГ15-18). При этом на момент обращения в суд в кадастр не должны быть внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости участка, а также сведения, связанные с изменением характеристик участка, которые повлекли изменение его кадастровой стоимости (п. 3 ст. 245 КАС РФ).

Важно помнить, что пропуск указанного пятилетнего срока не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления. Его можно восстановить, если по истечении пяти лет в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости участка (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).

— До 15.09.2015 заявитель, оспаривающий в суд кадастровую стоимость земельного участка, подавал заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ, которая утратила силу с 15.09.2015.

С 15.09.2015 административный истец, оспаривающий в суд кадастровую стоимость земельного участка, обращается в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (ч. 1 ст. 245 КАС РФ). Такое административное исковое заявление должно соответствовать требованиям ст. 125 КАС РФ, в том числе содержать обязательные сведения, указанные в этой статье Кодекса (ч. 1 ст. 246 КАС РФ).

В настоящее время административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде, подписывается административным истцом и (или) его представителем с указанием даты внесения подписей. С 1 января 2017 г. предусмотрена возможность подать административное исковое заявление с использованием сети Интернет (ч. 1, 8 ст. 125 КАС РФ, ст. 2 Федерального закона от 08.03.2015 N 22-ФЗ в редакции Федерального закона от 23.06.2016 N 220-ФЗ).

— Согласно новым правилам, действующим с 15.09.2015, к административному исковому заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка должны прилагаться документы, перечень которых приведен в ст. 126, ч. 2, 3 ст. 246 КАС РФ.

Одним из таких обязательных документов является кадастровая справка о кадастровой стоимости земельного участка (п. 1 ч. 2 ст. 246 КАС РФ). По смыслу ч. 5.1, п. 4.1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровая справка представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и его кадастровом номере, и является одним из документов, содержащих сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Ее форма установлена Приказом Минэкономразвития России от 01.10.2013 N 566. Кадастровая справка содержит сведения о дате, на которую определена кадастровая стоимость участка.

Сведения об этой дате также могут содержаться в отчете об определении кадастровой стоимости, составленном по результатам проведения государственной кадастровой оценки, в акте определения кадастровой стоимости и в иных документах (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28). Таким образом, все другие документы, содержащие сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости (кадастровый паспорт участка, письма Росреестра и пр.), будут являться иными, дополнительными документами, прилагаемыми к административному исковому заявлению.

Если иск направлен на установление в качестве кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, к административному исковому заявлению должны прилагаться отчет о рыночной стоимости участка, составленный на ту же дату, на которую была определена его кадастровая стоимость, а также подготовленное экспертом (экспертами) саморегулируемой организации оценщиков положительное экспертное заключение на такой отчет (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).

— По делам об оспаривании гражданином кадастровой стоимости земельного участка не был предусмотрен ранее и не предусмотрен в настоящее время обязательный досудебный порядок их разрешения, предполагающий предварительное обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, ч. 4 ст. 245 КАС РФ, ст. ст. 9, 10 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).

На это обстоятельство неоднократно указывалось в судебной практике, сложившейся до 15.09.2015 (например, Определения Верховного Суда РФ от 18.02.2015 N 43-АПГ14-14, от 18.02.2015 N 53-АПГ14-16) и после 15.09.2015 (например, Определение Верховного Суда РФ от 23.12.2015 N 53-КГ15-29). По новым правилам, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 129 КАС РФ, суд не вправе вернуть административное исковое заявление со ссылкой на то, что административным истцом-гражданином не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории административных споров.

Вместе с тем в сложившейся до 15.09.2015 судебной практике встречаются случаи, когда заявитель до обращения в суд направлял в филиал ФГБУ «Кадастровая палата» по Московской области письмо с просьбой о внесении в государственный кадастр недвижимости изменений в отношении кадастровой стоимости участка, однако не получил ответа (например, Апелляционное определение Московского областного суда от 04.06.2014 по делу N 3-11489/14).

— Если суд принимает решение об установлении новой кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, он определяет последнюю на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость (ч. 4, 11 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28). Такой подход прослеживается и в судебной практике, сложившейся до 15.09.2015 (например, Апелляционные определения Московского областного суда от 14.09.2015 по делу N 33-18949/2015, от 10.08.2015 по делу N 33-15503/2015, от 11.02.2015 по делу N 33-145/2015, 33-27923/2014).

— По новым правилам, действующим с 15.09.2015, дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки. Если в период рассмотрения дела в суде апелляционной или кассационной инстанции кадастровая стоимость земельного участка изменилась, это также не является основанием для прекращения производства по делу, прекращения производства по апелляционной или кассационной жалобе (п. п. 15, 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).

— Согласно новым правилам, действующим с 15.09.2015, если суд принял отказ от требований и прекратил производство по делу, административный истец не вправе повторно обращаться с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, установленной на ту же дату, в отношении того же земельного участка (п. 4 ч. 1 ст. 128, п. 2 ч. 1 ст. 194 КАС РФ).

Отказ суда в удовлетворении административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости участка также препятствует повторному обращению с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, установленной на ту же дату, в отношении того же участка (п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).

Рекомендации административному истцу

— Перед обращением в суд позже 15.09.2015 следует убедиться, что административным истцом соблюдены все требования к форме и содержанию административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Ведь при принятии его к производству суд проверяет его на соответствие требованиям ст. 125, ч. 1 ст. 246 КАС РФ (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).

Если выявятся несоответствия, судья выносит определение об оставлении заявления без движения в соответствии со ст. 130 КАС РФ, извещает об этом административного истца и предоставляет разумный срок для устранения недостатков.

Если административный истец не устранит их в установленный срок, тогда судья на основании ст. 129 КАС РФ выносит определение о возвращении заявления со всеми приложенными к нему документами (ч. 4, 5 ст. 246 КАС РФ).

— При обращении в суд с административным исковым заявлением после 15.09.2015 административному истцу следует проверить, все ли необходимые документы приложены к заявлению.

Принимая административное исковое заявление к производству, суд проверяет его на соответствие требованиям ст. 126, ч. 2, 3 ст. 246 КАС РФ (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).

Если выяснится факт отсутствия необходимых документов, судья выносит определение об оставлении заявления без движения в соответствии со ст. 130 КАС РФ, извещает об этом административного истца и предоставляет разумный срок для устранения недостатков.

Если административный истец не устранит их в установленный срок, судья на основании ст. 129 КАС РФ выносит определение о возвращении заявления со всеми приложенными к нему документами (ч. 4, 5 ст. 246 КАС РФ).

Если факт отсутствия необходимых документов, в том числе отчета о рыночной стоимости участка и (или) экспертного заключения саморегулируемой организации на этот отчет, выяснится в ходе рассмотрения дела, суд предоставляет административному истцу срок для устранения нарушений, а в случае их неустранения на основании п. 5 ч. 1 ст. 196 КАС РФ оставляет заявление без рассмотрения (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).

— Важно помнить, что с 15.09.2015 на административном истце лежит обязанность доказать, во-первых, недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, а во-вторых, — величину рыночной стоимости участка, которая устанавливается в качестве кадастровой (ч. 5 ст. 247, ч. 1 ст. 248 КАС РФ, п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).

Доказательством определения рыночной стоимости земельного участка является отчет независимого оценщика и с 15.09.2015 — положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков (ч. 2 ст. 246 КАС РФ).

При рассмотрении дела суд обязательно выясняет, отвечает ли лицо, составившее отчет, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам. При выявлении несоответствий такого рода отчет не будет расцениваться как допустимое доказательство (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28). Эти обстоятельства административному истцу следует учитывать при выборе оценщика, который будет составлять отчет о рыночной стоимости земельного участка для обращения в суд.

— Кроме того, после 15.09.2015 суд проверяет отчет независимого оценщика об оценке рыночной стоимости земельного участка на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28, Определения Верховного Суда РФ от 14.01.2016 N 5-АПГ15-73, от 14.01.2016 N 47-АПГ15-23, от 14.10.2015 N 71-АПГ15-11).

Если суд установит, что отчет не соответствует этим стандартам, а указанная в нем итоговая величина рыночной стоимости участка не может быть признана достоверной для установления его кадастровой стоимости, суд откажет в удовлетворении иска об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости (например, Определение Верховного Суда РФ от 18.02.2015 N 53-АПГ14-15). Отказ вероятен, например, в случае, когда рыночная стоимость земельного участка, указанная в отчете оценщика, определена не на дату внесения сведений об участке в ГКН (например, Определения Верховного Суда РФ от 30.09.2015 N 48-АПГ15-63, от 21.09.2015 N 81-АПГ15-38).

Такая ситуация возможна и в том случае, если на отчет об оценке дано положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков (например, Определения Верховного Суда РФ от 14.01.2016 N 5-АПГ15-73, от 12.08.2015 N 18-АПГ15-16, от 08.07.2015 N 67-АПГ15-33). Ведь такое заключение не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами (п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).

— Необходимо учитывать, что в случае утверждения и внесения в ходе рассмотрения дела в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки, применимых к спорному земельному участку, административный истец не вправе изменить требования в порядке ч. 1 ст. 46 КАС РФ и оспорить результаты очередной кадастровой оценки. В этом случае административный истец вправе обратиться в суд с самостоятельным требованием, представив соответствующие доказательства (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).

— По новым правилам, принимая решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, суд вправе установить рыночную стоимость в другом размере, чем указано в административном исковом заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28, Определения Верховного Суда РФ от 14.01.2016 N 81-АПГ15-23, от 16.12.2015 N 49-АПГ15-29, Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 24.02.2016 N 11-АПГ15-21).

— Важно учитывать, что кадастровая стоимость земельного участка, установленная судом, используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Она применяется до вступления в силу в порядке, определенном ст. 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).

В Письме ФНС России от 06.11.2015 N БС-4-11/19464 разъяснено, что при изменении кадастровой стоимости земельного участка по решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 6 п. 1 ст. 391 НК РФ). В 2014 г. налогообложение земельным налогом должно осуществляться с учетом ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, а именно если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано в суд после 22.07.2014, то земельный налог исчисляется по новой кадастровой стоимости, начиная с 01.01.2014 (Письмо ФНС России от 03.12.2015 N БС-4-11/21155@).

Порядок применения кадастровой стоимости участка, установленной судом, для иных целей, предусмотренных законодательством (например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости), другой.

В таких случаях установленная судом кадастровая стоимость земельного участка применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 3, 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).

— Административному истцу придется оплатить госпошлину в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ в отношении каждого земельного участка, кадастровую стоимость которого он оспаривает (п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28). В случаях и порядке, которые установлены НК РФ, могут применяться льготы по уплате госпошлины (ст. 104 КАС РФ).

КАС РФ также предусматривает возможность применения льгот по возмещению издержек, связанных с рассмотрением административного дела (ст. 107 КАС РФ).

Для принятия решения в пользу административного истца при заявлении требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка необходимо доказать обстоятельства, указанные в таблице.

Примечание. В данном материале таблица содержит примеры судебных решений, принятых до вступления в силу КАС РФ — 15.09.2015, не учитывающих разъяснения, приведенные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28. Судебных актов, рассматривающих указанный тип споров по правилам, установленным КАС РФ, пока не имеется.

Обстоятельства, подлежащие доказыванию Доказательства, которыми можно подтвердить эти обстоятельства Примеры из судебной практики
Данная часть таблицы содержит примеры судебных актов, принятых до вступления в силу КАС РФ — 15.09.2015, без учета разъяснений, приведенных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28
Кадастровая стоимость участка превышает его рыночную стоимость Кадастровая справка о кадастровой стоимости земельного участка

Кадастровый паспорт земельного участка

Кадастровая выписка (выписка из ГКН), содержащая сведения о кадастровой стоимости земельного участка

Письмо Росреестра о кадастровой стоимости земельного участка, выданное заявителю

Ответ Росреестра о кадастровой стоимости земельного участка

Отчет независимого оценщика об оценке рыночной стоимости земельного участка, подтвержденный положительным экспертным заключением

Заключение судебной оценочной экспертизы (экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка)

Определение Верховного Суда РФ от 07.04.2016 N 18-АПГ15-31

Определение Верховного Суда РФ от 14.01.2016 N 81-АПГ15-23

Определение Верховного Суда РФ от 14.01.2016 N 5-АПГ15-73

Определение Верховного Суда РФ от 14.01.2016 N 48-АПГ15-45

Определение Верховного Суда РФ от 14.01.2016 N 47-АПГ15-23

Определение Верховного Суда РФ от 17.12.2015 N 5-АПГ15-60

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 24.02.2016 N 11-АПГ15-21

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 14.01.2016 N 67-АПГ15-38

Апелляционное определение Московского областного суда от 14.09.2015 по делу N 33-18949/2015

Апелляционное определение Московского областного суда от 10.08.2015 по делу N 33-15503/2015

Апелляционное определение Московского областного суда от 03.06.2015 по делу N 33-12936/2015

Апелляционное определение Московского областного суда от 11.02.2015 по делу N 33-145/2015, 33-27923/2014

Апелляционное определение Московского областного суда от 01.09.2014 по делу N 33-19070

Апелляционное определение Московского областного суда от 18.08.2014 по делу N 33-17993/14

Апелляционное определение Московского областного суда от 06.08.2014 по делу N 33-15419/14

Заинтересованное лицо (ответчик) внес в ГКН сведения о кадастровой стоимости земельных участков истцов не в соответствии с решением суда, которым такая стоимость признана равной их рыночной стоимости, а в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области, утвержденным позднее даты принятия решения суда Решение суда, согласно которому кадастровая стоимость земельных участков истцов установлена равной их рыночной стоимости в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости с определенной даты

Заявления истцов заинтересованному лицу (ответчику) с просьбой осуществить государственный кадастровый учет изменений объектов недвижимости (земельных участков), в соответствии с решением суда

Решения заинтересованного лица (ответчика) об отказе в учете изменений объектов недвижимости (земельных участков) ввиду того, что решение суда исполнено

Кадастровые паспорта земельных участков, выданные истцам, с указанием кадастровой стоимости участков, отличающейся от указанной в решении суда стоимости

Апелляционное определение Московского областного суда от 06.10.2014 по делу N 33-20681/2014
Данная часть таблицы содержит обстоятельства, подлежащие доказыванию, и доказательства с учетом разъяснений, приведенных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28, и с учетом положений КАС РФ.

Судебных актов, рассматривающих указанный тип споров по правилам, предусмотренным КАС РФ, пока не имеется

Кадастровая стоимость земельного участка определена неверно, поскольку:

— при ее определении использованы недостоверные сведения об участке (например, сведения неправильно указаны в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; оценщик неправильно определил условия, влияющие на стоимость участка, неправильно применил данные при расчете кадастровой стоимости и пр.);

— допущена кадастровая ошибка, повлиявшая на размер кадастровой стоимости участка;

— допущена техническая ошибка, которая повлекла неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости участка в государственный кадастр недвижимости

Документы, подтверждающие недостоверные сведения о земельном участке

Документы, подтверждающие наличие кадастровой и (или) технической ошибки

П. п. 11, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28

Судебная практика по КАС РФ пока отсутствует (не найдена)

Примечание. Данный образец основан на положениях гл. 25 ГПК РФ, утратившей силу с 15.09.2015, а также на судебной практике, сложившейся до указанной даты.


Заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (на основании судебной практики Мособлсуда)

В _______________________ (суд субъекта РФ)

Заявитель: ___________(Ф.И.О.)_____________

адрес: ___________________________________,

телефон: _________________________________,

эл. почта: ________________________________

Представитель Заявителя: ____(Ф.И.О.)______

адрес: ___________________________________,

телефон: _________________________________,

эл. почта: ________________________________

Заинтересованное лицо: (наименование)

адрес: ___________________________________,

телефон: _________________________________,

эл. почта: ________________________________

Госпошлина: ________________________ рублей

Заявление об оспаривании результатов

определения кадастровой стоимости земельного участка

(на основании судебной практики Мособлсуда)

Заявителю на праве собственности/на праве постоянного (бессрочного) пользования/на праве пожизненного наследуемого владения/на праве аренды государственного (муниципального) участка принадлежит земельный участок площадью ______ кв. м, расположенный по адресу: __________________________, с кадастровым номером _______________ (далее — Земельный участок). Права Заявителя на Земельный участок подтверждаются свидетельством о праве собственности/свидетельством о государственной регистрации права от «___» ______ ___ г. N ___/выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N _____, выданной «___» ________ _____ г./иными документами.

В соответствии с Распоряжением/другим документом Министерства экологии и природопользования Московской области/другого органа власти от «___» ________ _____ г. N _____ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель __________ по состоянию на «___» ________ _____ г.

С учетом указанного правового акта по данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость Земельного участка составляет ______ (__________) рублей, что подтверждается кадастровым паспортом Земельного участка от «___» ________ _____ г./кадастровой справкой о кадастровой стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г. N _____/кадастровой выпиской/выпиской из ГКН от «___» ________ _____ г. N _____, содержащей сведения о кадастровой стоимости Земельного участка/письмом Росреестра о кадастровой стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г., выданным Заявителю/ответом Росреестра о кадастровой стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г./другими документами.

Рыночная стоимость Земельного участка по состоянию на «___» ________ _____ г. составляет ______ (__________) рублей, о чем свидетельствует отчет независимого оценщика ________ об оценке рыночной стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г. N _____/отчет независимого оценщика ________ об оценке рыночной стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г. N _____, подтвержденный положительным экспертным заключением _____________ от «___» ________ _____ г. N _____/другие документы.

Указанная кадастровая стоимость Земельного участка превышает/значительно превышает его рыночную стоимость. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы Заявителя, поскольку влечет увеличение его налоговых обязательств, в частности, по уплате земельного налога/увеличение размера арендной платы, исчисляемой на основании кадастровой стоимости Земельного участка/другое.

Согласно ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

На основании п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости среди прочих сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ) определен порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В силу ч. 2 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Согласно ч. 11 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с ч. 4 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

На основании ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь ст. ст. 65, 66 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 24.18, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ст. ст. 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

ПРОШУ:

  1. Установить кадастровую стоимость Земельного участка в размере его рыночной стоимости ______ (__________) рублей.
  2. Обязать Заинтересованное лицо внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости Земельного участка его рыночную стоимость в размере ______ (__________) рублей.

Приложения:

  1. Доказательства, подтверждающие права Заявителя на Земельный участок: копия свидетельства о праве собственности на Земельный участок от «___» ______ ___ г. N ___/свидетельства о государственной регистрации права от «___» ______ ___ г. N ___/копия выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N _____, выданной «___» ________ _____ г./копии других документов, подтверждающих права Заявителя на Земельный участок.
  2. Доказательства, подтверждающие кадастровую стоимость Земельного участка: кадастровый паспорт Земельного участка от «___» ________ _____ г./кадастровая справка о кадастровой стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г. N _____/кадастровая выписка/выписка из ГКН от «___» ________ _____ г. N _____, содержащая сведения о кадастровой стоимости Земельного участка/письмо Росреестра о кадастровой стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г., выданное Заявителю/ответ Росреестра о кадастровой стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г./другие документы.
  3. Доказательства, подтверждающие рыночную стоимость Земельного участка: отчет независимого оценщика ________ об оценке рыночной стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г. N _____/отчет независимого оценщика ________ об оценке рыночной стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г. N _____, подтвержденный положительным экспертным заключением _____________ от «___» ________ _____ г. N _____/другие документы.
  4. Копии заявления и приложенных к нему документов Заинтересованному лицу.
  5. Квитанция об уплате государственной пошлины.
  6. Доверенность представителя от «___» ______ ___ г. N ___ (если заявление подписано представителем Заявителя).

«___» __________ ____ г.

    Заявитель (представитель):

     ________________/________________________________/

     (подпись) (Ф.И.О.)

Судебные акты, прилагаемые к административному исковому заявлению:

Апелляционное определение Московского областного суда от 14.09.2015 по делу N 33-18949/2015

Апелляционное определение Московского областного суда от 10.08.2015 по делу N 33-15503/2015

Апелляционное определение Московского областного суда от 03.06.2015 по делу N 33-12936/2015

Апелляционное определение Московского областного суда от 11.02.2015 по делу N 33-145/2015, 33-27923/2014

Примечание. Данный образец основан на положениях КАС РФ и разъяснениях Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28.


Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка

В ________________________ (суд субъекта РФ)

Административный истец: ______(Ф.И.О.)______

адрес: ____________________________________,

телефон: __________________________________,

эл. почта: _________________________________

Представитель Административного истца: _____

_____(Ф.И.О.)______

адрес: ____________________________________,

телефон: __________________________________,

эл. почта: _________________________________

Административный ответчик: _(наименование)__

адрес: ____________________________________,

телефон: __________________________________,

эл. почта: _________________________________

Госпошлина: _________________________ рублей

Административное исковое заявление об оспаривании

результатов определения кадастровой стоимости

земельного участка

Административному истцу на праве собственности/на праве постоянного (бессрочного) пользования/на праве пожизненного наследуемого владения/на праве аренды государственного (муниципального) участка принадлежит земельный участок площадью ______ кв. м, расположенный по адресу: __________________________, с кадастровым номером _______________ (далее — Земельный участок). Права Административного истца на Земельный участок подтверждаются нотариально заверенной копией правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа (свидетельство о праве собственности/свидетельство о государственной регистрации права от «___» ______ ___ г. N ___/выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N _____, выданная «___» ________ _____ г./иные документы).

В соответствии с Распоряжением/другим документом Министерства экологии и природопользования Московской области/другого органа власти от «___» ________ _____ г. N _____ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель __________ по состоянию на «___» ________ _____ г.

С учетом указанного правового акта по данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость Земельного участка составляет ______ (__________) рублей, что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г. N _____, а также кадастровым паспортом Земельного участка от «___» ________ _____ г./кадастровой выпиской/выпиской из ГКН от «___» ________ _____ г. N _____, содержащей сведения о кадастровой стоимости Земельного участка/письмом Росреестра о кадастровой стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г., выданным Административному истцу/ответом Росреестра о кадастровой стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г./другими документами.

Рыночная стоимость Земельного участка по состоянию на «___» ________ _____ г. составляет ______ (__________) рублей, о чем свидетельствует отчет независимого оценщика ________ об оценке рыночной стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г. N _____, подтвержденный положительным экспертным заключением _____________ от «___» ________ _____ г. N _____/другие документы.

Указанная кадастровая стоимость Земельного участка превышает/значительно превышает его рыночную стоимость. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы Административного истца, поскольку влечет увеличение его налоговых обязательств, в частности, по уплате земельного налога/увеличение размера арендной платы, исчисляемой на основании кадастровой стоимости Земельного участка/другое.

ИЛИ

Кадастровая стоимость Земельного участка определена неверно, поскольку:

— при ее определении использованы недостоверные сведения о Земельном участке, а именно: сведения о Земельном участке неправильно указаны в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке/оценщик неправильно определил условия, влияющие на стоимость участка/оценщик неправильно применил данные при расчете кадастровой стоимости Земельного участка/другое. Об этом свидетельствуют следующие документы: ________.

— допущена кадастровая ошибка, повлиявшая на размер кадастровой стоимости Земельного участка, о чем свидетельствуют следующие документы: _______.

— допущена техническая ошибка, которая повлекла неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости Земельного участка в государственный кадастр недвижимости, о чем свидетельствуют следующие документы: _______.

Неверное определение кадастровой стоимости Земельного участка нарушает права и законные интересы Административного истца, поскольку влечет неверное определение его налоговых обязательств, в частности, по уплате земельного налога/неверное определение размера арендной платы, исчисляемой на основании кадастровой стоимости Земельного участка/другое.

Согласно ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

На основании п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости среди прочих сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ) определен порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В силу ч. 2 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Согласно ч. 11 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с ч. 4 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

На основании абз. 3, 4 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ. В случае исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.

В силу абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь ст. ст. 65, 66 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 24.18, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ст. ст. 125, 126, 245, 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

ПРОШУ:

  1. Установить кадастровую стоимость Земельного участка в размере его рыночной стоимости ______ (__________) рублей.
  2. Обязать Административного ответчика внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости Земельного участка его рыночную стоимость в размере ______ (__________) рублей.

Или

  1. Изменить кадастровую стоимость Земельного участка, установив ее в размере ______ (__________) рублей.
  2. Обязать Административного ответчика внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость Земельного участка в размере ______ (__________) рублей.

Приложения:

  1. Доказательства, подтверждающие права Административного истца на Земельный участок: нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на Земельный участок (свидетельство о праве собственности на Земельный участок от «___» ______ ___ г. N ___/свидетельство о государственной регистрации права от «___» ______ ___ г. N ___/выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N _____, выданная «___» ________ _____ г./другие документы, подтверждающие права Административного истца на Земельный участок).
  2. Доказательства, подтверждающие кадастровую стоимость Земельного участка: кадастровая справка о кадастровой стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г. N _____ (кадастровый паспорт Земельного участка от «___» ________ _____ г./кадастровая выписка/выписка из ГКН от «___» ________ _____ г. N _____, содержащая сведения о кадастровой стоимости Земельного участка/письмо Росреестра о кадастровой стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г., выданное Административному истцу/ответ Росреестра о кадастровой стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г./другие документы).
  3. Доказательства, подтверждающие рыночную стоимость Земельного участка: отчет независимого оценщика ________ об оценке рыночной стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г. N _____, подтвержденный положительным экспертным заключением _____________ от «___» ________ _____ г. N _____/другие документы.
  4. Доказательства, подтверждающие неверно определенную кадастровую стоимость Земельного участка: документы, подтверждающие недостоверные сведения о Земельном участке/документы, подтверждающие наличие кадастровой ошибки/документы, подтверждающие наличие технической ошибки/другие документы.
  5. Копии административного искового заявления и приложенных к нему документов Административному ответчику.
  6. Квитанция об уплате государственной пошлины.
  7. Документы для представителя Административного истца, подписавшего административное исковое заявление, который не является адвокатом: доверенность представителя от «___» ______ ___ г. N ___; документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у представителя (ст. 55 КАС РФ).
  8. Документы для представителя Административного истца, подписавшего административное исковое заявление, который является адвокатом: ордер от «___» ______ ___ г. N ____, выданный адвокатским образованием; доверенность от «___» ______ ___ г. N ___ (в случаях, предусмотренных КАС РФ) (ст. ст. 55, 57 КАС РФ).

«___» __________ ____ г.

    Административный истец (представитель):

    ________________/________________________________/

    (подпись) (Ф.И.О.)


Источник: «Электронный журнал «Помощник адвоката», 2016

Готовы доверить решение проблемы нам?

Ваше сообщение успешно отправлено.
Наши сотрудники свяжутся с Вами в ближайшее время.

Наша главная цель — помощь клиентам в решении существующих проблем и их профилактика в будущем.

Оставьте заявку на консультацию, чтобы убедиться в этом лично!

Мы работаем по всей России. Укажите Ваш город в комментарии

Отправляя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Отзывы

Получить консультацию юриста
x
Полезная информация
Сторонние сайты