top-menu
г. Москва, ул. Верхняя Красносельская, д.11а, оф.29
г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф.614
г. Санкт-Петербург
menu-mobile

Всегда ли в РФ исполняются решения ЕСПЧ

Главная Профессиональные новости Всегда ли в РФ исполняются решения ЕСПЧ

Адвокат Антонов А.П.

Решение по делу “Климов и другие и против России” было вынесено ЕСПЧ достаточно давно — в 2017 году. Оно было вынесено по жалобам 8 лиц, в отношении которых имела место провокация изготовления или сбыта наркотических средств со стороны оперативных сотрудников. 

Провокация совершения преступления чаще всего встречается именно по делам о незаконном обороте наркотиков. Исходя из позиции, сформулированной в п.7.2 Обзора судебной практики по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 июня 2012 г.), под провокацией сбыта судам следует понимать подстрекательство, склонение, побуждение в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий, направленных на передачу наркотических средств сотрудникам правоохранительных органов (или лицам, привлекаемым для проведения ОРМ). То есть, если в отношении лица проводится ОРМ “контрольная закупка”, для осуждения лица необходимо доказать, что умысел на сбыт наркотических средств вообще (а не конкретному лицу) возник раньше, чем это предложили сделать оперативные сотрудники.

Необходимо понимать, что даже если ЕСПЧ признает действия оперативных сотрудников незаконными, а приговоры — подлежащими отмене, это лишь является поводом для подачи надзорной жалобы в Верховный суд РФ. Однако по данному делу постановлением Президиума Верховного суда РФ все предыдущие судебные акты в соответствии с позицией ЕСПЧ были признаны незаконными, а уголовные дела направлены на новое рассмотрение. Дальнейшая судьба этих уголовных дел представляет интерес.

В РФ решения ЕСПЧ не только не являются обязательными, но и не имеют преюдициального значения. В силу ст.90 УПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда признаются судом без дополнительной проверки. Однако здесь речь идет только о решении судов РФ, а не постановлениях ЕСПЧ.

Итак, при новом рассмотрении суды пришли к следующим выводам:

  1. В действиях оперативных сотрудников не имелось ни личной заинтересованности, ни провокации. При этом суд не принял во внимание, что оперативный сотрудник сам рассказал осужденному, как можно изготовить наркотическое средство (приговор Щекинского районного суда Тульской области от 09.08.2018 по делу № 1–138/2018);
  2. Предыдущие решения судов были незаконны, поскольку они основаны на материалах ОРМ и показаниях свидетеля, которые не подтвердились (постановление Люблинского районного суда г. Москвы от 09.10.2018 №  01–0475/2018);,
  3. В действиях оперативных сотрудников не было провокации, поскольку подставное лицо неоднократно предупреждалось об ответственности за заведомо ложный донос;
  4. В действиях оперативных сотрудников не было признаков подстрекательства, склонения, побуждения в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий, что могло бы свидетельствовать о провокации в отношении него;
  5. В действиях оперативных сотрудников не было провокации, поскольку в отношении него уже велось оперативное наблюдение и было принято решение о прослушивании телефонных переговоров;
  6. Прокурор отказался от обвинения, поэтому суд прекратил уголовное дело;
  7. На момент совершения ОРМ “контрольная закупка” у лица уже имелся умысел на сбыт наркотического средства. Однако данный вывод был опровергнут в суде кассационной инстанции, дело уже второй раз направлено на новое рассмотрение (определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции в определении от 26.05.2020 по делу № 77–830/202);
  8. В уголовном деле не имеется никаких доказательств того, что умысел на сбыт наркотических средств возник у осужденного до проведения ОРМ, поэтому был вынесен оправдательный приговор.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Дата актуальности материала: 10.08.2020

Чтобы записаться на консультацию позвоните по круглосуточному номеру +7 (846) 212-99-71 или оставьте заявку ниже

Всего комментариев: 1

  • Алекс
    Автор: Алекс, 16 февраля, 2021 в 16:01

    Почитать комментарии по данному решению ЕСПЧ

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Оставьте здесь свой отзыв о нашей работе!
Адвокатское бюро «Антонов и партнеры» — качественная юридическая помощь по всей России. Ваш регион не имеет значения!
Подготовим для Вас любой процессуальный документ по Вашим материалам (проект иска, жалобы, ходатайства и т.д.)! Недорого! Для заказа просто напишите нам сообщение в диалоговом окне в правом нижнем углу страницы либо позвоните нам по номеру в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71
Каждому Доверителю гарантируем индивидуальный подход и гибкую ценовую политику, конфиденциальность и поддержку в течении 24 часов в сутки!
Подписывайтесь на наши новости в Телеграмме
Telegram-канал
Оплачивайте юридическую помощь прямо с сайта
Оплата по QR-коду
Добавляйтесь к нам в друзья
Подписывайтесь на наш канал

КонсультантПлюс: "Горячие" документы

Приказ МЧС России от 15.11.2022 N 1156 "Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ, применяемых при обучении работников соискателей лицензии или лицензиатов, осуществляющих лицензируемые виды деятельности в области пожарной безопасности, а также физических лиц, осуществляющих проектирование средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (вместе с "Типовой дополнительной профессиональной программой профессиональной переподготовки "Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также их проектированию", "Типовой дополнительной профессиональной программой повышения квалификации "Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры", "Типовой дополнительной профессиональной программой повышения квалификации "Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений") (Зарегистрировано в Минюсте России 28.11.2022 N 71153)
Положение Банка России от 25.07.2022 N 802-П "О требованиях к защите информации в платежной системе Банка России" (вместе с "Правилами материально-технического обеспечения формирования электронных сообщений и контроля реквизитов электронных сообщений в информационной инфраструктуре участника обмена при осуществлении переводов денежных средств в платежной системе Банка России с использованием сервиса срочного перевода и сервиса несрочного перевода, а также правилами материально-технического обеспечения обработки электронных сообщений и контроля реквизитов электронных сообщений в информационной инфраструктуре операционного центра, платежного клирингового центра другой платежной системы при предоставлении операционных услуг и услуг платежного клиринга при переводе денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей") (Зарегистрировано в Минюсте России 25.11.2022 N 71124)
Постановление Правительства РФ от 24.11.2022 N 2139 "Об утверждении Правил осуществления субъектом Российской Федерации, являющимся самостоятельной стороной соглашения о муниципально-частном партнерстве, объектом которого являются объекты транспортной инфраструктуры и технологически связанные с ними транспортные средства, обеспечивающие деятельность, связанную с перевозками пассажиров транспортом общего пользования, за исключением метрополитена, и публичным партнером по которому выступает муниципальное образование, контроля за исполнением такого соглашения, требований к составу результатов выполнения этапов соглашения о муниципально-частном партнерстве, объектом которого являются объекты транспортной инфраструктуры и технологически связанные с ними транспортные средства, обеспечивающие деятельность, связанную с перевозками пассажиров транспортом общего пользования, за исключением метрополитена, а также о внесении изменений в Правила осуществления публичным партнером контроля за исполнением соглашения о государственно-частном партнерстве и соглашения о муниципально-частном партнерстве"
Постановление Правительства РФ от 24.11.2022 N 2138 "Об утверждении Правил осуществления субъектом Российской Федерации, являющимся самостоятельной стороной концессионного соглашения, объектом которого являются объекты транспортной инфраструктуры и технологически связанные с ними транспортные средства, обеспечивающие деятельность, связанную с перевозками пассажиров транспортом общего пользования, за исключением метрополитена, и концедентом по которому выступает муниципальное образование, контроля за исполнением такого концессионного соглашения, а также требований к составу результатов выполнения этапов исполнения условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты транспортной инфраструктуры и технологически связанные с ними транспортные средства, обеспечивающие деятельность, связанную с перевозками пассажиров транспортом общего пользования, за исключением метрополитена"

ПРАВО.RU

ГАРАНТ: Новости

Свежие комментарии

s-top-menu--fixed