Получается, если сейчас турист будет аннулировать, скажем, тур в Турцию, Грецию или любую другую страну за исключением четырех названных выше, то он получит деньги за вычетом фактически понесенных туроператором затрат.
После оплаты тура туроператоры перечисляют деньги отелям, перевозчикам и другим партнерам за рубежом. Какую часть этих средств удастся вернуть, пока не ясно. Чаще всего сейчас сделать это просто невозможно, поскольку границы во многих странах закрыты, объявлены карантины, не работают банки и принимающие туркомпании. Кроме того, деньги будут возвращены туристу по тому курсу рубля, который был на момент приобретения тура, отметили в Ассоциации туроператоров России. Поэтому сегодня в туристических компаниях поясняют, что лучше сохранить эти средства на будуще (перенести тур по времени). Воспользоваться ими можно будет, когда эпидемиологическая ситуация нормализуется.
Впрочем, нормативная база может поменяться. Госдума 31 марта приняла в третьем чтении поправки, которыми также вводится еще одно основание для полной компенсации туров — ограничение другой страной въезда туристов. Как предполагается, выплаты могут быть произведены из средств фонда персональной ответственности туроператора. Такие фонды формируются за счет отчислений туроператоров.
Как сказано в законопроекте, механизм выплаты компенсаций определяет правительство. «Сегодня мы можем только предполагать, каким он будет. Нужно дождаться, когда закон вступит в силу, и будут приняты подзаконные акты, которые определят механизм выплат», — заметил Осауленко. К тому же сам по себе механизм фондов персональной ответственности еще только формируется. Сейчас финансовую безопасность в сфере туризма обеспечивают страховки и банковские гарантии, добавил он.
В любом случае, если турист расторгает договор с туроператором, ему стоит написать в турфирму заявление с просьбой вернуть уплаченные деньги, отметила юрист, эксперт проекта Минфина по повышению уровня финансовой грамотности Лолла Кириллова. Отправить заявление лучше почтой, тогда доказательством обращения будет почтовая квитанция о направлении письма. «Если туркомпания медлит с возвратом, то придется обратиться в суд», — добавила она.
Законами в области авиаперевозок или туризма не установлены специальные правила, устанавливающие ответственность за просрочку удовлетворения правомерного требования человека о возврате стоимости тура. «В связи с этим, если туристу было отказано в выплате, подлежат применению нормы п.5. ст. 28 и ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также ст. 15 и 13 названного Закона о компенсации морального вреда и взыскании штрафа в размере 50% от присужденной суммы за отказ в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя», — сказала эксперт.
Источник: Российская газета