Страховая деятельность – это деятельность, связанная с гражданско-правовыми отношениями по защите и обеспечению имущественных интересов как физических, так и юридических лиц в случае возникновения определенных событий (страховых случаев), результатом которых является причинение страхователю значительного материального ущерба.
Денежная компенсация уплачивается страховщиком (как правило – страховой компанией) из фонда, формируемого за счет страховых премий – взносов страхователей.
Страховой спор — это разногласия, возникающие в ходе исполнения страхователем и страховщиком условий договора страхования, такие как выплата или отказ в возмещении, изменения условий страхования, признание случая не страховым.
Когда нужно соблюдать досудебный порядок в спорах со страховыми?
Перед подачей иска по ОСАГО или каско претензию нужно предъявлять, если страхователь взыскивает деньги (например, страховое возмещение) со страховой компании в арбитражном суде либо добивается изменения или расторжения договора. Закон может предусматривать дополнительные случаи, когда досудебный порядок обязателен.
В частности, претензию по ОСАГО нужно подавать, если:
- страховщик нарушил свои обязательства по договору;
- страхователь не согласны с размером страховой выплаты, которую произвел страховщик;
- страхователь требует от страховщика выдать направление на ремонт.
Кроме того, досудебный порядок может быть установлен договором (правилами страховой компании). Перед тем как подавать иск, необходимо проверить, нет ли в договоре такого положения.
Когда подается претензия?
Если страхователя не устраивает принятое страховщиком решение, например он выплатил страховое возмещение не полностью, претензию можно подавать со дня, когда страхователь о нем узнал или должен был узнать.
Если страховщик не принял решение по заявлению страхователя в срок, предъявлять претензию можно на следующий день после его истечения.
Принять решение по заявлению страховщик должен в течение 20 календарных дней после его подачи. Этот срок увеличивается до 30 календарных дней, если потерпевший сам организовал восстановление автомобиля на станции техобслуживания в порядке, предусмотренном п. 15.3 ст. 12 Закона об ОСАГО. При исчислении сроков не учитываются нерабочие праздничные дни (п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО).
В случае некачественного ремонта по ОСАГО страхователь может предъявить страховщику претензию (в том числе о выплате неустойки за нарушение срока проведения восстановительного ремонта и нарушение иных обязательств по восстановительному ремонту) как непосредственно после ремонта, так и в течение гарантийного срока.
Претензию нужно предъявить в ту же компанию, что рассматривала заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков. Например, если страховая компания, которая выдала страхователю полис ОСАГО, отказала в выплате по прямому возмещению убытков, то не нужно обращаться с претензией в страховую компанию виновника.
Такая претензия окажется новым заявлением о страховом возмещении и не подтвердит соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.
Необходимо направить претензию по месту нахождения страховщика или его уполномоченного представителя. Сведения о представителях страховщика в субъектах РФ прилагаются к страховому полису. Рекомендуется обратиться с претензией к тому представителю, который рассматривал заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков.
Направить претензию можно разными способами, главное, чтобы была возможность подтвердить факт и дату ее получения, например:
- вручить под расписку;
- направить по почте заказным письмом с описью вложения;
- направить по адресу электронной почты, указанному на официальном сайте страховщика.
В суд можно обратиться после получения ответа на претензию или через 10 дней (не считая нерабочие праздничные дни), предоставленных страховщику для ее рассмотрения. Этот срок применяется, если страхователь добросовестно и своевременно предоставил поврежденное имущество или его остатки для осмотра и (или) независимой экспертизы (технической, оценочной). В противном случае он продлевается в соответствии с п. 11 ст. 12 Закона об ОСАГО.
Для споров, вытекающих из договоров КАСКО и ОСАГО с физическими лицами, действует правило альтернативной подсудности: предъявление иска по месту нахождения заявителя, если требования касаются выплаты страхового возмещения (некачественно оказанной финансовой услуги).
Иск о взыскании со страховщика неустойки может быть предъявлен по выбору страхователя в суд:
- по месту нахождения страховщика либо его филиала или представительства, заключившего договор каско;
- по месту жительства или пребывания страхователя;
- по месту заключения или исполнения договора каско;
- в соответствии с условиями соглашения о подсудности, заключенного между страхователем и страховщиком.
Если взыскиваемая сумма не превышает 50 000 руб., иск подается мировому судье, в остальных случаях — в районный суд.
Альтернативная территориальная подсудность предоставляет страхователю возможность наиболее полно и без излишних затрат реализовать право на судебную защиту. Так, предъявление иска по месту своего жительства позволяет гражданину избежать расходов на проезд к суду, расположенному в ином административном районе или ином субъекте РФ.
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры». (В)
Материал статьи взят из открытых источников
Дата актуальности материала: 14.02.2023