Каско — один из видов имущественного страхования, которое в зависимости от условий конкретного договора может гарантировать автовладельцу денежную компенсацию либо организацию и (или) оплату ремонта автомобиля в случае причинения ему ущерба в ДТП, во время стихийных бедствий, в результате действий третьих лиц (угона, хищения автомобиля), падения каких-либо предметов, пожара или самовозгорания автомобиля и др.
Совершившееся событие, предусмотренное договором страхования, с наступлением которого возникает обязанность страховщика осуществить вам или иному выгодоприобретателю страховую выплату или страховое возмещение, называется страховым случаем (п. 2 ст. 9, п. 4 ст. 10 Закона от 27.11.1992 N 4015-1; п. 1 ст. 927, ст. 929, п. 1 ст. 930 ГК РФ).
Следует учитывать, что у каждого страховщика свои правила страхования.
Чтобы возместить ущерб по каско при наступлении страхового случая, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Зафиксируйте страховой случай
Если это возможно и необходимо, например при ДТП согласно Правилам дорожного движения, вызовите на место происшествия сотрудника ГИБДД. При наступлении иных страховых случаев — другие компетентные органы, к примеру МВД, МЧС.
По возможности сделайте фото- и видеосъемку места происшествия и видимых повреждений автомобиля.
Шаг 2. Обратитесь к страховщику
О наступлении страхового случая необходимо уведомить страховщика или его представителя. Если договором предусмотрен срок и (или) способ уведомления, оно должно быть сделано в условленный срок и указанным в договоре способом (п. 1 ст. 961 ГК РФ).
В связи с наступлением страхового случая страховщику потребуется представить, в частности, следующие документы:
документы, подтверждающие наступление страхового случая (например, копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении/определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, постановления о возбуждении уголовного дела, протокола с места происшествия, протокола об осмотре автомобиля представителем страховщика);
копию свидетельства о регистрации транспортного средства;
заявление о возмещении ущерба;
страховой полис (абз. 2 п. 3 ст. 930 ГК РФ);
другие необходимые документы согласно Правилам страхования и типу страхового случая (п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 20).
Следует иметь в виду, что обязанность по представлению одновременно с уведомлением о страховом случае всех необходимых документов на страхователя законом не возлагается (п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 20).
Рекомендуется представлять страховщику копии документов, поскольку оригиналы могут понадобиться в дальнейшем, в том числе и для обращения в суд.
Документы необходимо передать под подпись представителю страховщика и по возможности проставить печати на копиях документов, которые остаются у вас. Если страховщик отказывается принять документы, отправьте их заказным письмом с описью вложения.
Шаг 3. Представьте автомобиль для осмотра представителю страховщика
Представитель страховщика составляет Акт осмотра транспортного средства, в котором перечисляет все видимые повреждения автомобиля. В этот же или другой день он осматривает автомобиль для выявления скрытых повреждений, которые также отражаются в Акте осмотра.
Если вы согласны с актом, то подпишите его и дождитесь страхового возмещения (в виде выплаты или ремонта).
Отметим, что законодательство не определяет сроки направления и проведения ремонта по каско. Страховщики могут сами устанавливать минимальные и максимальные пределы с учетом параметров СТО, на которой производится ремонт автомобиля. Чаще всего сроки направления и проведения ремонта составляют от 15 до 45 дней.
Если вы не согласны с актом осмотра, укажите на это в соответствующей графе Акта, поставьте подпись и переходите к следующему шагу.
Шаг 4. Запросите у страховщика документ, подтверждающий сумму ущерба
В случае отказа в представлении соответствующего документа направьте в адрес страховщика письменный запрос в свободной форме о выдаче копии документа, подтверждающего ущерб, причиненный в результате страхового случая (калькуляции, акта о страховом случае и т.д.).
Письменный запрос рекомендуется отправить заказным письмом с описью вложения.
Шаг 5. Обратитесь к независимому оценщику, если страховщик занизил ущерб или отказал в возмещении
Сообщите страховщику о дате и месте осмотра автомобиля оценщиком.
Получите от оценщика заключение о сумме ущерба, после этого вы вправе предъявить страховщику требование о пересмотре решения о сумме страхового возмещения (Информация Банка России).
Шаг 6. Представьте страховщику документы на возмещение ущерба в соответствии с заключением оценщика
Страховщику необходимо представить следующие документы:
претензию об осуществлении страхового возмещения (страховой выплаты) в пределах страховой суммы, указанной в договоре страхования, либо о выплате стоимости самостоятельно проведенного вами ремонта (п. 1 ст. 947 ГК РФ; п. 4 ст. 10 Закона N 4015-1; п. 5 Обзора N 3 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018);
копии договора с оценщиком и заключения о сумме ущерба;
документ — обоснование суммы ущерба, выданный страховщиком (при его отсутствии — копии запроса о представлении документа, подтверждающего сумму ущерба, и квитанции о его направлении страховщику).
Документы передают под подпись представителю страховщика. По возможности проставьте печати на вашем экземпляре. Если представитель страховщика отказывается принять документы, отправьте их заказным письмом с описью вложения.
Обратите внимание! Если выплата страхового возмещения будет произведена страховщиком в большем размере, в том числе в случае недобросовестного заявления суммы ущерба, излишне выплаченная сумма может быть взыскана с вас как неосновательное обогащение (п. 7 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017; п. 9 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017).
В случае отказа страховщика в удовлетворении требований, указанных в претензии, или при неполучении ответа на претензию переходите к шагу 7.
Шаг 7. Обратитесь в суд с исковым заявлением
Иск подается в районный суд, если сумма ущерба превышает 50 тыс. руб., либо мировому судье, если сумма ущерба менее 50 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 23, ст. 24 ГПК РФ).
Вы вправе предъявить иск (ст. 28, ч. 7, 10 ст. 29 ГПК РФ; п. 2 ст. 17 Закона от 07.02.1992 N 2300-1):
1)по вашему месту жительства или пребывания;
2)по адресу страховщика;
3)по месту заключения или исполнения договора.
На отношения в рамках договоров добровольного страхования распространяются положения законодательства РФ о защите прав потребителей (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 20).
Истцы по искам о защите прав потребителей освобождены от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., то госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (п. 3 ст. 17 Закона N 2300-1; пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 333.36 НК РФ).
Кроме того, вы вправе взыскать со страховщика неустойку, а также штраф в размере 50% от общей суммы, присужденной судом, в связи с неудовлетворением требований в добровольном порядке (п. 6 ст. 13, п. 5 ст. 28 Закона N 2300-1).
Если вследствие несвоевременной выплаты страхового возмещения у вас возникли убытки, вы также можете взыскать их со страховщика. К таким убыткам, например, можно отнести уплату процентов по кредитному договору, в соответствии с условиями которого был заключен договор каско (п. 4 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018).
Обратите внимание! При получении страхового возмещения по договору каско у вас может возникнуть облагаемый НДФЛ доход в виде суммы возмещения, превышающей сумму ущерба. Исчислить и удержать из вашего дохода сумму налога должен страховщик (абз. 2, 3 п. 4 ст. 213, п. п. 1, 4 ст. 226 НК РФ).
Материал статьи взят из открытых источников
Остались вопросы к адвокату по данной тематике?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Дата актуальности материала: 28.12.2021