РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 сентября 2020 года г.Самара
Кировский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Башмаковой Т.Ю.,
при секретаре Путылиной А.Ю.,
с участием прокурора ФИО3, адвоката Антонова А.П., представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1155/2020 по исковому заявлению ФИО1 к НАЗВАНИЕ1, главному врачу ФИО4, о признании незаконными действия и решения НАЗВАНИЕ1, выразившееся в неоказании медицинской помощи в соответствии с медицинскими показаниями, взыскании убытков, связанных с оплатой медицинских услуг, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к НАЗВАНИЕ1, главному врачу ФИО4, о признании незаконными действия и решения НАЗВАНИЕ1, выразившееся в неоказании медицинской помощи в соответствии с медицинскими показаниями, взыскании убытков, связанных с оплатой медицинских услуг, компенсации морального вреда, указав, что ДД.ММ.ГГГГ. получила уличную травму, в связи с чем, была доставлена бригадой «скорой помощи» в травмпункт НАЗВАНИЕ2, где ей по результатам обследования был диагностирован перелом шейки правого бедра, в связи с чем, был наложен гипсовый «сапожок», прописан прием обезболивающих препаратов, дыхательная гимнастика и наблюдение в течение 3-х месяцев в поликлинике по месту жительства. Однако консервативный метод лечения не дал результатов, восстановление костных тканей не происходило, перелом тазобедренных костей не срастался, а данная травма причиняла истцу сильные боли. В связи с чем, на дому была осмотрена травматологом, хирургом, терапевтом поликлиники. По результатам осмотра, анализа снимков перелома, врач-травматолог заявил, что перелом не срастается, поэтому необходим оперативный метод лечения. ДД.ММ.ГГГГ. в поликлинике по месту жительства истцу было выписано направление на консультацию ортопеда-травматолога для решения вопроса об оперативном лечении и определении даты госпитализации. Несмотря на вид травмы и дату ее приобретения, регистратурой НАЗВАНИЕ1 истец была записана на прием к врачу лишь на ДД.ММ.ГГГГ., в ходе которого, врачом специалистом (травматологом-ортопедом) ФИО6, было дано подтверждение заключения о необходимости оперативного метода лечения травмы. Однако ФИО6 не была определена дата госпитализации, поэтому она вынуждена была обратиться к заведующему травматологическим отделением НАЗВАНИЕ1 ФИО7 для решения вопроса о дате госпитализации, который сообщил об отсутствии протеза в настоящее время, а также невозможности постановки на очередь на эндопротезирование. В связи с тем, что врачом НАЗВАНИЕ1 было рекомендовано оперативное лечение, однако не была определена дата постановки на очередь на ВМП, дата проведения оперативного лечения, заведующая отделением поликлиники, в которой истец наблюдалась, ФИО7, на основании истории болезни, снимка перелома, заключения врачей, осматривавших истца и принимая во внимание общее состояние ее здоровья, выписала направление на оперативное лечение (госпитализацию) № от ДД.ММ.ГГГГ в отделение травматологии-ортопедии в НАЗВАНИЕ1, расценив ее состояние как неотложное. 03.03.2017 г. истец в очередной раз обратилась к руководству по направлению от ДД.ММ.ГГГГ. по вопросу принятия на оперативное лечение, согласно направлению на госпитализацию, однако, в очередной раз, получила отказ в связи с тем, что эндопротезирование в НАЗВАНИЕ1 проводится в соответствии с очередностью и ограничено «госзаданием». При этом сообщили, что могут поставить истца лишь на очередь на ВМП. Таким образом, истец была поставлена на очередь на ВМП только ДД.ММ.ГГГГ.. Также было подано заявление непосредственно главному врачу НАЗВАНИЕ1 ФИО4, в котором просила определить дату госпитализации на оперативное лечение, при этом к заявлению было приложено заключение врачебной комиссии ГБУЗ СО НАЗВАНИЕ3, в соответствии с которым, с учетом наличия травмы на стороне с частичным ограничением движения, истец нуждается в оперативном лечении внеплановой очередности. Также в данном заключении говорится о необходимости решения вопроса НАЗВАНИЕ1 об оперативном лечении во внеплановом порядке. При этом, комиссия указала на то, что ожидание плановой операции в течение 3-х лет повлечет за собой атрофию поврежденной конечности, что сделает затруднительным, либо невозможным дальнейшее протезирование, равно как и положительный исход оперативного вмешательства, и всего курса реабилитационных мероприятий, что подтверждается Протоколом заседания врачебной комиссии ГБУЗ СО «НАЗВАНИЕ3» от ДД.ММ.ГГГГ. №. Однако, администрацией НАЗВАНИЕ1 в оперативном лечении истцу вновь было отказано. Главный врач НАЗВАНИЕ1 ФИО4 такой отказ мотивировал тем, что экстренным эндопротезированием считается оперативное вмешательство, выполненное в течение первых 3-х дней после получения травмы, сославшись на научную статью Аврунина А.С. и соавт., 2002г.; Бердавлетова Б.А., Ни P.P., 2015 г. (Информационное письмо от ДД.ММ.ГГГГ.). Мотивировка главным врачом отказа во внеплановом эндопротезированием связи с тем, что такое вмешательство должно было выполняться в течение первых 3-х дней после получения травмы, со ссылкой на научную статью Казахского национального медицинского университета им. Асфендиярова — авторов Аврунина А.С. и соавт., 2002 г.; Бердавлетова Б.А., Ни P.P., 2015 г., вызывает сомнение. Мнения отдельных авторов научной статьи, является оценочным, а не категоричным. Считает, что ей требовалась внеплановая неотложная помощь, т.к. у истца имелись показания к данному виду помощи, что обусловлено и показаниями проведенного медицинского обследования врачебной комиссией, а также ранее данными заключениями и мнениями врачей специалистов. Однако, даже после заключения врачебной комиссии ГБУЗ СО «НАЗВАНИЕ3» ДД.ММ.ГГГГ., которая установила необходимость в оперативном внеплановом проведении операции, сформировала прогноз о том, что если такая операция будет производиться в плановом порядке, то это повлечет за собой необратимые последствия для организма истца, а в частности атрофию поврежденной конечности, и сделает невозможным дальнейшее протезирование, равно как и положительный исход оперативного вмешательства, и курса реабилитационных мероприятий, истцу отказано и была поставлена в реестр ожидания. Данные действия администрации НАЗВАНИЕ1, как минимум противоречат принципам охраны здоровья, установленные положениями п.п. 1, 2,4-7 ст. 4, ч.1 ст.6 ФЗ от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», среди которых поименован приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи и оказания такой помощи пациенту с учетом его физического состояния. Врачебной комиссией было указано на то, что проведение операции в плановом порядке повлечет необратимые последствия в виде утраты функций организма и сделает дальнейшее лечение невозможным, однако истцу все равно назначили проведение операции в плановом порядке, т.е. в противоречие с показаниями врачебной комиссии и ранее данными заключениями иных обследовавших истца врачей-специалистов. Иными словами, назначили проведение бессмысленных медицинских услуг (помощи), которые окажут уже после наступления необратимых последствий в организме. Представленное истцом заключение врачебной комиссии о том, что она нуждается во внеплановом оперативном вмешательстве, с целью предотвращения необратимых последствий для ее организма, администрация НАЗВАНИЕ1 безосновательно сочла документом, носящим исключительно рекомендательный характер, и не стала принимать данное заключение во внимание. При этом, в и информационном письме от ДД.ММ.ГГГГ. главный врач НАЗВАНИЕ1 ФИО4 указал на то, что помощь по эндопротезированию вне очереди истец может получить лишь платно, в соответствии с положениями ст. 84 ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», а оказание такой помощи бесплатно ограничено «государственным заданием». В то же время, на основании ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая оказывается гражданам бесплатно, за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. В соответствии с положениями, ч.ч. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются. Помимо этого, истец испытывала нескончаемые боли, как физического характера, так и психологического (нравственные страдания). Утверждать это позволяют, характер травмы, постоянными отказами администрации больницы в оказании помощи, характер страданий обуславливается и тем, что истец в результате невозможности своевременного оперативного лечения постоянно вела лежачий образ жизни, что помимо дополнительного травмирующего эффекта, еще и катализировало проблемы соматического характера, связанные, в первую очередь, с тем, что такое лечение, проведенное не вовремя, могло повлечь проблемы со здоровьем, которые носили уже необратимый характер. В письме АО “НАЗВАНИЕ4” от ДД.ММ.ГГГГ. было указано на то, что НАЗВАНИЕ1 включено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации «Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи на 2018г.», а также включена в реестр медицинских организаций оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь. Неоднократные заявления к руководству, администрации НАЗВАНИЕ1 об оказании истцу бесплатных медицинских услуг вне очереди и наличии у нее как медицинских, так и правовых оснований к их получению, всячески игнорировались. Отчаявшись, она обратилась к Председателю Самарской Губернской думы — ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ. руководителем управления Министерства здравоохранения Самарской области ФИО10 в адрес главного врача НАЗВАНИЕ1 было направлено сообщение, в котором указано на то, что Министерство просит оказать содействие во внеочередной госпитализации в НАЗВАНИЕ1. ДД.ММ.ГГГГ. главным врачом ФИО4 было отказано, со ссылкой на то, что истец уже стоит в реестре ожидающих эндопротезирования и ранее прооперирована быть не может, так как оказание такой помощи ограничено «государственным заданием». Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона Федеральный закон от 21.11.2011г. №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 32 Федерального закона Федеральный закон от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» неотложная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента. В соответствии с положениями ч.ч. 7.1, 8 ст. 34 ФЗ от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлен порядок, организация и перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи. П.п. 5, 5.1, 5.2 Приказа Минздрава России от 29.12.2014г. №930н «Об утверждении Порядка организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы» определен перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи оказываемой гражданам бесплатно, включенных и не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования. В рамках «Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 г.г.» (утв. постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2016 г. №1403) действующих на тот момент, бесплатно предоставляется: специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь. Гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы при следующих заболеваниях и состояниях: болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, а также травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин. Таким образом, оказание высокотехнологичной медицинской помощи для граждан является бесплатным. Помимо этого, вышеуказанный Приказ не содержит терминов «ограничено государственным заданием». Более того, не один из нормативно-правовых актов федерального уровня, а также подзаконных правовых актов не содержит подобных терминов. Содержание п. 11 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 29 декабря 2014 г. №930н «Об утверждении Порядка организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы» устанавливает, что медицинские показания к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи определяет лечащий врач медицинской организации, в которой пациент проходит диагностику и лечение в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи и (или) специализированной медицинской помощи, с учетом права на выбор медицинской организации. Наличие медицинских показаний к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи подтверждается решением врачебной комиссии указанной медицинской организации, которое оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента. Таким образом, показание к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи было подтверждено решением врачебной комиссии, изложенном в Протоколе заседания врачебной комиссии ГБУЗ СО НАЗВАНИЕ3 от ДД.ММ.ГГГГ. № При этом, закон не указывает на относительный или рекомендательный характер такого решения врачебной комиссии. Напротив, пп. “а” п.п. 18.2.5, 19-19.3, 20, 21 вышеназванного приказа толкует его как абсолютный, которым подтверждается наличие медицинских показаний для направления пациента в медицинскую организацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Следует учитывать, что в соответствии с п. 1ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.11.2010г. №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», застрахованные лица имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая. Кроме того, в соответствии с п.п. 4-5 ч.1 ст. 16 того же закона, застрахованные лица имеют право на выбор медицинской организации и врача, а в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 20 того же закона, медицинские организации обязаны бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования. При указанных обстоятельствах, полагает, что ей было необоснованно отказано в оказании неотложной медицинской помощи. Просила суд признать незаконными действия и решения ГБУЗ «НАЗВАНИЕ1», выразившиеся в неоказании истцу медицинской помощи в соответствии с медицинскими показаниями, а также решение главного врача НАЗВАНИЕ1 об отказе в оказании медицинской помощи в соответствии с медицинскими показаниями, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ. №, взыскать с ответчика НАЗВАНИЕ1 в пользу истца ФИО1, причиненные убытки, связанных с оплатой платных медицинских услуг (имущественный ущерб) в сумме 260123 рублей, а также моральный вред в сумме 50000 рублей.
Определением Кировского районного суда г. Самары от №. гражданское дело ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО1 к НАЗВАНИЕ1 о взыскании убытков, связанных с оплатой платных медицинских услуг, компенсации морального вреда и административное дело ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО1 к ГБУЗ «НАЗВАНИЕ1», главному врачу ФИО4 о признании действий и решений незаконными, объединены в одно производство. Гражданскому делу присвоен номер ДД.ММ.ГГГГ.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель истца по доверенности Антонов А.П. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель ответчика НАЗВАНИЕ1 по доверенности ФИО5 требования не признала, поддержав письменный отзыв на иск.
Ответчик главный врач ГБУЗ «НАЗВАНИЕ1» ФИО4 в судебное заседание не явился, извещался своевременно, причины неявки суду не сообщил.
Третьи лица ГБУЗ СО «НАЗВАНИЕ3», Министерство здравоохранения Самарской области, ФИО7-врач-ортопед, ГБУЗ СО НАЗВАНИЕ2, НАЗВАНИЕ извещались своевременно, письменные отзывы не представили, причины неявки суду не сообщили.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации — статья 46, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
(далее — Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма (пункт 1 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что к основным принципам охраны здоровья относятся, в частности: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Медицинская помощь — комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; пациент — физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния (пункты 3, 9 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Как следует из содержания статьи 10 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
В соответствии с частью статьи 11 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
По смыслу статьи 34 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.
Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.
Порядок формирования перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, устанавливаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, включает, в том числе, предельные сроки, по истечении которых виды высокотехнологичной медицинской помощи включаются в базовую программу обязательного медицинского страхования.
Организация оказания высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется с применением единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение указанных требований закона, 2 декабря 2014 года Министерством здравоохранения России издан Приказ №796н «Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи» (далее — Положение).
Согласно пункту 6 Положения, специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
В силу пункта 7 Положения, специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается в следующих условиях: стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Подпунктом «а», пункта 9 Положения предусмотрено, что медицинскими показаниями для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях являются: наличие или подозрение на наличие у пациента заболевания и (или) состояния, требующего оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме в целях диагностики и лечения.
В соответствии с пунктом 12 Положения, определение наличия медицинских показаний для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в плановой форме, предусмотренных подпунктом «б» пункта 9 и пунктом 10 настоящего Положения, осуществляется врачебной комиссией медицинской организации, в которой пациенту оказывается первичная специализированная медико-санитарная помощь или специализированная медицинская помощь, с учетом перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, установленного программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Решение врачебной комиссии медицинской организации оформляется протоколом с записью в медицинской документации пациента.
В то же время, пунктом 13 указанного Положения предусмотрено, что для получения специализированной медицинской помощи в экстренной или неотложной форме пациент вправе самостоятельно обратиться в медицинскую организацию.
В случае самостоятельного обращения пациента в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь, определение медицинских показаний для оказания специализированной медицинской помощи стационарно, предусмотренных подпунктом «а» пункта 9 настоящего Положения, осуществляется врачом-специалистом (врачами-специалистами) данной медицинской организации с оформлением записи в учетной документации медицинской организации и медицинской документации пациента (пункт 14 Положения).
В случае выявления у пациента медицинских показаний для оказания специализированной медицинской помощи лечащий врач оформляет выписку из медицинской документации пациента в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 19 настоящего Порядка, и направление на госпитализацию в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь (далее — направление на госпитализацию), в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 20 настоящего Порядка.
Выписка из медицинской документации и направление на госпитализацию выдаются пациенту (его законному представителю) (пункт 18 Положения).
Аналогичный порядок направления пациента в медицинское учреждение для оказания ему высокотехнологичной медицинской помощи установлен Порядком организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения России от 29 декабря 2014 года №930н (далее — Порядок).
Так, согласно пунктам 11, 12, 13 указанного Порядка предусмотрено, что медицинские показания к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи определяет лечащий врач медицинской организации, в которой пациент проходит диагностику и лечение в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи и (или) специализированной медицинской помощи, с учетом права на выбор медицинской организации.
Наличие медицинских показаний к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи подтверждается решением врачебной комиссии указанной медицинской организации, которое оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
Медицинскими показаниями для направления на оказание высокотехнологичной медицинской помощи является наличие у пациента заболевания и (или) состояния, требующих применения высокотехнологичной медицинской помощи в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи.
При наличии медицинских показаний к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, подтвержденных в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка, лечащий врач медицинской организации, в которой пациент проходит диагностику и лечение в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи и (или) специализированной медицинской помощи (далее — направляющая медицинская организация) оформляет направление на госпитализацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи на бланке направляющей медицинской организации, которое должно быть написано разборчиво от руки или в печатном виде, заверено личной подписью лечащего врача, личной подписью руководителя медицинской организации (уполномоченного лица), печатью направляющей медицинской организации.
В соответствии с пунктами 19, 19.2 Порядка, основанием для госпитализации пациента в принимающую медицинскую организацию и медицинские организации, предусмотренные в пункте 7 настоящего Порядка (далее — медицинские организации, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь), является решение врачебной комиссии медицинской организации, в которую направлен пациент, по отбору пациентов на оказание высокотехнологичной медицинской помощи (далее — Комиссия медицинской организации, оказывающей высокотехнологичную медицинскую помощь).
Комиссия медицинской организации, оказывающей высокотехнологичную медицинскую помощь, выносит решение о наличии (об отсутствии) медицинских показаний или наличии медицинских противопоказаний для госпитализации пациента с учетом оказываемых медицинской организацией видов высокотехнологичной медицинской помощи в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня оформления на пациента Талона на оказание ВМП (за исключением случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи).
По смыслу приведенных выше требований закона и их системного толкования следует, что решение о наличии (об отсутствии) медицинских показаний или наличии медицинских противопоказаний для госпитализации пациента с учетом оказываемых медицинской организацией видов высокотехнологичной медицинской помощи во всяком случае принимается Комиссией медицинской организации, оказывающей высокотехнологичную медицинскую помощь.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 получила уличную травму, в связи с чем, доставлена бригадой скорой помощи в травмпункт Самарской городской клинической больницы НАЗВАНИЕ2, где ей по результатам обследования диагностирован перелом шейки правого бедра, оказана помощь и рекомендовано наблюдение в течение трех месяцев в поликлинике по месту жительства.
Согласно медицинской карте амбулаторного больного ФИО1 перелом шейки правого бедра не срастался, в связи с чем, ФИО1 осмотрена на дому травматологом, хирургом, терапевтом поликлиники.
ДД.ММ.ГГГГ года государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «НАЗВАНИЕ3» выдало ФИО1 направление на консультацию ортопеда-травматолога ГБУЗ «НАЗВАНИЕ1», обосновав направление наличием диагноза: закрытый перелом шейки правого бедра от ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ года представителю ФИО1 дано консультативное заключение в поликлинике ГБУЗ «НАЗВАНИЕ1», даны рекомендации по проведению оперативного лечения по месту жительства.
ДД.ММ.ГГГГ года государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «НАЗВАНИЕ3» выдало ФИО1 направление № 4753 на госпитализацию в отделение травматологии-ортопедии ГБУЗ «НАЗВАНИЕ1», обосновав направление наличием диагноза: закрытый перелом шейки правого бедра. Указан диагноз закрытый перелом шейки правого бедра от ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 выдано направление №22610 в ГБУЗ «НАЗВАНИЕ1» на высокотехнологичную медицинскую помощь (далее — ВМП); профиль ВМП: травматология и ортопедия; вид планируемой помощи: эндопротезирование суставов конечностей при выраженных деформациях, дисплазии, анкилозах, неправильно сросшихся переломах области сустава, посттравматических вывихах и подвывихах, остеопорозе и системных заболеваниях.
Протоколом заседания врачебной комиссии государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «НАЗВАНИЕ3» от ДД.ММ.ГГГГ года № в составе заведующей поликлиническим отделением, врача — терапевта, заведующего ОВОП № 2 определено возможным направить ФИО1 в ГБУЗ «НАЗВАНИЕ1» для рассмотрения вопроса об оперативном лечении вне плановой очередности. Ожидание плановой операции в течение трех лет повлечет за собой атрофию поврежденной конечности, что сделает затруднительным, либо невозможным дальнейшее протезирование, равно как и положительного исхода оперативного вмешательства, и курса реабилитационных мероприятий.
ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 обратилась к главному врачу ГБУЗ «НАЗВАНИЕ1» с заявлением о госпитализации (определении даты) на оперативное лечение, приложив протокол заседания врачебной комиссии государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «НАЗВАНИЕ3» от ДД.ММ.ГГГГ года №.
По результатам рассмотрения обращения ФИО1 направлен ответ за подписью главного врача ГБУЗ «НАЗВАНИЕ1» ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ года № в котором сообщено, что экстренным эндопротезированием считается, оперативное вмешательство, выполненное в течении первых 3-х дней после получения травмы. Принимая во внимание давность травмы (ДД.ММ.ГГГГ года) рекомендовано проведение эндопротезирования в плановом порядке по программе оказания ВМП в условиях ортопедического отделения, с предварительным внесением в реестр пациентов нуждающихся и ожидающих эндопротезирование (консультативная поликлиника ГБУЗ «НАЗВАНИЕ1» 507 каб.). Травматологическое отделение (заведующий отделением ФИО7) не участвует в программе ВМП по данной нозологии, поэтому провести нужную операцию не могут. Представленное дочерью заявителя заключение врачебной комиссии носит рекомендательный характер. Для рассмотрения вопроса об оперативном лечении вне очереди, определении показаний для лечения в федеральном центре ФИО1 необходима консультация главного внештатного специалиста Министерства здравоохранения Самарской области по травматологии и ортопедии.
ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 повторно обратилась к главному врачу ГБУЗ «НАЗВАНИЕ1» ФИО4 с заявлением о возмещении ущерба, в связи с отказом в оказании бесплатной медицинской помощи и необходимостью покупки за счет собственных средств эндопротеза и оплаты лечения в Клиниках САМГМУ.
На обращение ФИО1 дан письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ года № в котором сообщено, что ДД.ММ.ГГГГ года она была внесена в реестр, ожидающих вызовов на врачебную комиссию по вопросу эндопротезирования тазобедренных суставов в ГБУЗ «НАЗВАНИЕ1». Порядок организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.12.2014 года № 93Он. Оказание ВМП в ГБУЗ «НАЗВАНИЕ1» осуществляется в соответствии с принципом очередности и ограничено размером государственного задания.
АО «НАЗВАНИЕ4» сообщило ДД.ММ.ГГГГ года на обращение ФИО1, что эндопротезирование тазобедренных суставов входит в перечень видов ВМП, включенных в программу обязательного медицинского страхования, согласно приложению №1 к тарифному соглашению в системе ОМС Самарской области.
Установлено, что ГБУЗ «НАЗВАНИЕ1» специализированная, в т.ч. высокотехнологическая медицинская помощь оказывается в стационарах СОКБ в плановой и экстренной форме.
Согласно ст.81 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают:
порядок реализации установленного законодательством Российской Федерации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;
Правительством Самарской области № 827 от 27.12.2016 г. вынесено постановление «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи на 2017 года и на плановый период 2018 и 2019 годов».
Главой 8 Постановления Правительством Самарской области № 827 от 27.12.2016 г. определены условия и порядок оказания медицинской помощи, предусмотренной Программой, в том числе в медицинских организациях, участвующих в реализации Территориальной программы ОМС, в том числе определены категории граждан, имеющих право внеочередного оказания медицинской помощи.
Согласно Постановлению Правительства Самарской области №827 от 27.12.2016г. «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи на 2017 года и на плановый период 2018 и 2019 годов» к категории граждан: …. имеющих право внеочередного оказания медицинской помощи, относятся лица, нуждающиеся в экстренной и неотложной медицинской помощи,,,. Предоставление плановой стационарной медицинской помощи вышеуказанным категориям граждан осуществляется во внеочередном порядке, о чем делается запись в листе ожидания.
С ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 находилась на обследовании и лечении в клиниках НАЗВАНИЕ, в отделении травматологии и ортопедии №1. Проведено оперативное лечение: тотальное эндопротезирование правого тазобедренного сустава тотальным протезом на бесцементной основе. Выписана с улучшением под наблюдение травматолога (хирурга) в поликлинике по месту жительства.
Указанные услуги оказывались ФИО1 платно, что подтверждается материалами дела, так, общая сумма затрат на оказанные платные медицинские услуги, составила 260123 руб., которые истец просит взыскать с ответчика ГБУЗ «НАЗВАНИЕ1» в ее пользу, ссылаясь на неправомерность действий ответчика, из-за которых ФИО1 причинен значительный имущественный ущерб и моральный вред.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Так ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 врачом НАЗВАНИЕ3 ФИО8 выдано направление на госпитализацию в отделение травматологии — ортопедии в ГБУЗ «НАЗВАНИЕ1» в связи с выставленным ей диагнозом: закрытый перелом шейки правого бедра.
ДД.ММ.ГГГГ года врачебной комиссией ГБУЗ Самарской области «НАЗВАНИЕ3» дано заключение о необходимости оперативного лечения и направления ее в ГБУЗ «НАЗВАНИЕ1» для оперативного лечения — эндопротезирования внеплановой очередности, исходя из того, что плановая операция в течении 3 лет повлечет за собой атрофию поврежденной конечности, что сделает затруднительным, либо невозможным дальнейшее протезирование, равно как и положительного исхода оперативного вмешательства и курса реабилитационных мероприятий.
Указанные документы были представлены ФИО1 при обращении в ГБУЗ «НАЗВАНИЕ1» для решения вопроса о госпитализации в данное медицинское учреждение.
Несмотря на это, ответчик заявление ФИО1 и представленные ею документы о госпитализации для проведения оперативного лечения на рассмотрение врачебной комиссии не передал, решение комиссией принято не было, талон на оказание ВМП не выдавался, что противоречит изложенным выше Порядку и Положению об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, в результате чего у истца с истечением времени повлекло образование некроза вертлужной впадины, что следует из предоперационного эпикриза и могло повлечь более тяжкие последствия, в связи с чем, суд приходит к выводу, что требования истца о признании незаконными действия и решения ГБУЗ «НАЗВАНИЕ1», выразившиеся в неоказании истцу медицинской помощи в соответствии с медицинскими показаниями, а также решение главного врача ГБУЗ «НАЗВАНИЕ1» об отказе в оказании медицинской помощи в соответствии с медицинскими показаниями, выраженное в письме от 19.04.2017г. №3444 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Истец ФИО1 просит взыскать стоимость оплаченных ею медицинских услуг в сумме 260123 рубля, а именно: 1 393 руб. за оказание медицинских услуг в виде первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи по Договору об оказании платных медицинских услуг № от ДД.ММ.ГГГГ.; 132 000 руб. за тотальный эндопротез ТБС (Mathys) по Договору № ДД.ММ.ГГГГ.; 34 000 руб. за оказание медицинских услуг в виде лечения в одноместной палате по Договору об оказании платных медицинских услуг от ДД.ММ.ГГГГ.; 50 000 руб. за оказание медицинских услуг в виде операции по Договору об оказании платных медицинских услуг от ДД.ММ.ГГГГ г.; 1 000 руб. за оказание медицинских услуг в виде УЗДГ вен нижней конечности (1 конечность) по Договору об оказании платных медицинских услуг от ДД.ММ.ГГГГ.; 9 800 руб. за оказание медицинских услуг в виде осмотра анестезиолога, спинальной анестезии, катетеризации эпидурального пространства, самостоятельного дыхания до 1 часа по Договору об оказании платных медицинских услуг от ДД.ММ.ГГГГ г.; 17 000 руб. за оказание медицинских услуг в виде лечения в одноместной палате (5 дней) по Договору об оказании платных медицинских услуг от ДД.ММ.ГГГГ.; 510 руб. за оказание медицинских услуг в виде дыхательной гимнастики по Договору об оказании платных медицинских услуг от ДД.ММ.ГГГГ г.; 320 руб. за оказание медицинских услуг в виде общего анализа на автоматическом анализаторе по Договору об оказании платных медицинских услуг от ДД.ММ.ГГГГ г.; 13 600 руб. за оказание медицинских услуг в виде лечения в одноместной палате по Договору об оказании платных медицинских услуг от ДД.ММ.ГГГГ г.; 500 руб. за оказание медицинской услуги № по Договору об оказании платных медицинских услуг от ДД.ММ.ГГГГ., представив подлинники указанных договоров и квитанции по оплате на указанную сумму (т.5).
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации для взыскания убытков подлежат доказыванию факт нарушения, причинно-следственная связь между нарушением и требуемыми убытками и размер убытков.
При данных обстоятельствах совокупность условий, необходимых для возложения на ответчика обязанности по уплате убытков в установленном размере судом установлена, размер убытков ответчиком не оспорен, свой расчет не представлен.
Суд не соглашается с позицией прокурора об исключении суммы в размере 64920 рублей, потраченных на лечение в одноместной палате, поскольку ФИО1 является инвалидом 1 группы (л.д.38 т.2), за ней требовался уход. Указанный уход за ней осуществляет ФИО2, что следует из справки УПФ в Кировском и Промышленном районах г.о.Самара (л.д.6 т.2).
Согласно расшифровке сумм оказанных платных медицинских услуг – лечение в одноместной палате с полным комплексом сервисных услуг, стоимость которой включает в себя расходы на оплату: труда медицинского персонала, труда немедицинского персонала, коммунальных услуг, лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, амортизации оборудования, амортизации инвентаря.
Суд полагает требования истца о взыскании убытков обоснованными, документально подтвержденными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст. 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Учитывая, что из-за отказа в своевременном оказании специализированной медицинской помощи во внеплановом порядке, у ФИО1, ухудшилось состояние здоровья, длительный период травмы и затянутое последующее лечение негативно отразилось на послеоперационной реабилитации, требования истца о компенсации морального вреда, с учетом требований разумности и справедливости, подлежат удовлетворению частично, в сумме 20000 рублей.
С учетом освобождения истца от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, в силу ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5801 рублей 23 копейки.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к НАЗВАНИЕ1, главному врачу ФИО4, о признании незаконными действия и решения НАЗВАНИЕ1, выразившееся в неоказании медицинской помощи в соответствии с медицинскими показаниями, взыскании убытков, связанных с оплатой медицинских услуг, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать незаконными действия и решения НАЗВАНИЕ1, выразившиеся в неоказании медицинской помощи ФИО1 в соответствии с медицинскими показаниями, а также решение главного врача НАЗВАНИЕ1 ФИО4 об отказе в оказании медицинской помощи в соответствии с медицинскими показаниями, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ года №.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения НАЗВАНИЕ1 в пользу истца ФИО1 убытки, связанные с оплатой медицинских услуг в размере 260123 рубля, компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения НАЗВАНИЕ1 в доход муниципального бюджета г.о.Самара государственную пошлину в размере 5801 (Пять тысяч восемьсот один) рубль 23 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течение месяца, со дня составления решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме составляется в течение 5 дней.
Лица, участвующие в деле, вправе представить в суд первой инстанции возражения в письменной форме относительно апелляционной жалобы, представления с приложением документов, подтверждающих эти возражения, и вправе знакомиться с материалами дела, с аудиопротоколированием, с поступившими жалобами, представлением и поступившими возражениями относительно них, подавать замечания на протокол судебного заседания.
Председательствующий Т.Ю. Башмакова
Решение в окончательной форме изготовлено 30.09.2020 года.
Здесь и далее в целях соблюдения адвокатской тайны имена и фамилии участников дела изменены
Дата актуальности материала: 24.09.2020