top-menu
г. Москва, ул. Верхняя Красносельская, д.11а, оф.29
г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф.614
г. Санкт-Петербург, Спасский пер., д. 14/35, лит. А, офис 1304
menu-mobile

В каком порядке над совершеннолетним дееспособным гражданином может быть установлен патронаж?

Главная Профессиональные новости В каком порядке над совершеннолетним дееспособным гражданином может быть установлен патронаж?

Согласно п. 1 ст. 41 ГК РФ патронаж устанавливается над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности.

Согласно правовой позиции, выраженной в Апелляционном определении Тульского областного суда от 10.06.2014 по делу N 33-1511, патронаж является формой социальной защиты совершеннолетнего дееспособного гражданина, оказавшегося в беспомощной ситуации; лицо, находящееся под патронажем, полностью дееспособно. Это означает, что все юридически значимые действия оно может совершать самостоятельно. Помощник не вправе представлять интересы совершеннолетнего дееспособного гражданина во всех без исключения правоотношениях, поскольку он не является законным представителем последнего.

Основаниями установления патронажа могут быть:

  • состояние здоровья вследствие перенесенного гражданином и (или) имеющихся у него заболевания или травмы;
  • возраст, в силу которого гражданин является беспомощным по состоянию здоровья;
  • физические недостатки, которые не позволяют вести нормальный образ жизни.

При этом лицо должно сохранять ясность ума и быть дееспособным, то есть иметь возможность управлять своим имуществом и заключать сделки.

Совершеннолетнему дееспособному гражданину органом опеки и попечительства назначается помощник.

В соответствии с п. п. 2 — 4 ст. 41 ГК РФ помощник может быть назначен с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж.

Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.

Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

Орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора. В комментарии к ст. 1 Федерального закона от 24.04.2008 N 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» («Комментарий к Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» и Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» (постатейный) (под ред. П.В. Крашенинникова) («Статут», 2009)) разъяснено, что задачи органа опеки и попечительства в части работы с совершеннолетними дееспособными гражданами сводятся к следующим:

1) выявление граждан, нуждающихся в установлении над ними патронажа;

2) подыскание и назначение таким гражданам помощника;

3) контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещение находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником.

Непосредственным основанием возникновения отношений по патронажу тем не менее является не акт о назначении помощника, а договор поручения, договор доверительного управления имуществом или иной договор, заключаемый непосредственно между патронируемым и его помощником. Содержание этого договора стороны определяют сами, без вмешательства органа опеки и попечительства. Основаниями прекращения патронажа служат любые основания прекращения соответствующего договора.

Гражданин, нуждающийся в патронаже, может быть выявлен медицинским учреждением, бригадой скорой медицинской помощи, волонтерами, а также органами полиции, прокуратуры в ходе осуществления их деятельности. Затем информация передается в орган опеки и попечительства органа местного самоуправления.

Уполномоченный орган по выявлению лиц, нуждающихся в патронаже, определяется, как правило, муниципальным правовым актом.

Согласно п. 6.2 Примерного положения об органах опеки и попечительства в муниципальном образовании, принятого Советом муниципальных образований Московской области, выявление совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности и нуждаются в установлении над ними попечительства в форме патронажа, относится к полномочиям органа опеки и попечительства в муниципальном образовании.

В соответствии с п. 5.3 Положения об органах опеки и попечительства муниципального образования «Городской округ Электрогорск», утв. Постановлением главы городского округа Электрогорск МО от 18.07.2006 N 404, выявление таких лиц отнесено к компетенции городской больницы.

На основании п. 5.3 Положения об органах опеки и попечительства Пушкинского района, утв. Постановлением главы Пушкинского района МО от 22.04.2005 N 1125, такие полномочия отнесены к компетенции управления здравоохранения администрации Пушкинского района.
В силу п. 3.1.3 Положения об управлении жилищных субсидий, опеки и попечительства администрации муниципального образования «Городское поселение Ногинск Московской области, утв. Решением Совета депутатов городского поселения Ногинск Ногинского муниципального района МО от 29.06.2006 N 9/9, данные полномочия возложены на управление жилищных субсидий, опеки и попечительства, являющееся структурным подразделением администрации муниципального образования «Городское поселение Ногинск Московской области».

В юридической литературе (комментарий к п. п. 2, 3 ст. 41 ГК РФ; Агешкина Н.А., Баринов Н.А., Бевзюк Е.А., Беляев М.А., Бельянская А.Б., Бирюкова Т.А., Вахрушева Ю.Н., Гришина Я.С., Закиров Р.Ю., Кожевников О.А., Копьев А.В., Кухаренко Т.А., Морозов А.П., Морозов С.Ю., Серебренников М.М., Шадрина Е.Г. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс», 2016) отмечается, что для установления патронажа гражданин, нуждающийся в установлении над ним патронажа, и кандидат в помощники подают в орган опеки и попечительства заявления по определенным этим органом формам.

К заявлению прилагается соответствующий пакет документов, как правило, это:

  • медицинское заключение о состоянии здоровья совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, о невозможности по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности;
  • медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина, оформляющего патронаж, об отсутствии у него заболеваний, при которых он не может быть помощником гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа;
  • трудовая книжка кандидата в помощники или иной документ, подтверждающий, что кандидат в помощники не является социальным работником (справка с места работы).

Граждане при подаче заявлений должны предъявить паспорта или иные документы, удостоверяющие личность.

При соответствии представленных документов действующему законодательству РФ орган опеки и попечительства (как правило, в течение 7 дней со дня регистрации заявлений) производит обследование условий жизни, материально-бытового положения гражданина, с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих о его нуждаемости в посторонней помощи.

По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни, материально-бытового положения совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности и нуждается в установлении патронажа.

С учетом указанного акта обследования орган опеки и попечительства в установленный срок (как правило, в течение 15 дней со дня регистрации заявления) принимает решение об установлении патронажа и назначении помощника. Решение органа опеки и попечительства оформляется, как правило, в форме распоряжения. В случае принятия решения об отказе в удовлетворении заявления гражданина об установлении патронажа и назначении помощником орган опеки и попечительства направляет ему письменный мотивированный отказ. Вместе с мотивированным отказом гражданам возвращаются все документы и разъясняется порядок их обжалования. Копии указанных документов хранятся в органе опеки и попечительства.

В силу того что помощник может быть назначен с его согласия, а также согласия гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, согласие каждого из указанных лиц должно быть выражено в письменной форме.

Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином прекращается в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором (п. 5 ст. 41 ГК РФ).

Рассмотрим порядок установления патронажа на примере Рекомендаций и регламента взаимодействия муниципалитетов и органов социальной защиты населения города Москвы при осуществлении государственных полномочий в сфере опеки и попечительства по вопросам патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами в городе Москве, утв. Распоряжением Департамента социальной защиты населения г. Москвы от 31.10.2008 N 02-р (далее — Рекомендации).

В соответствии с разд. 1 Рекомендаций в течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, муниципалитетом ему назначается помощник (патрон).

Патронаж устанавливается на основании личного заявления нуждающегося в этом совершеннолетнего дееспособного гражданина, а также с согласия в письменной форме гражданина, назначаемого помощником (патроном).

Согласие гражданина, над которым устанавливается патронаж, является обязательным условием. Вместе с тем для предотвращения возможных злоупотреблений лицо, назначаемое помощником, должно отвечать требованиям п. п. 2 и 3 ст. 35 ГК РФ.

Назначаемый совершеннолетнему дееспособному гражданину патрон выступает в качестве его помощника, советчика, человека, оказывающего практическую помощь в быту. Подопечный, являясь полностью дееспособным, имеет право сам совершать любые сделки и иные юридически значимые действия. При этом он в согласии или разрешении патрона не нуждается. Помощь в управлении имуществом, представлении интересов подопечного в государственных органах власти и управления, судебных органах патрон может осуществлять не в силу решения муниципалитета, а на основании оформленной в установленном порядке доверенности, договора поручения (гл. 10 и 49 ГК РФ) или договора о доверительном управлении имуществом (ст. 209 и гл. 53 ГК РФ), который заключается с самим подопечным.

Сделки, направленные на удовлетворение бытовых потребностей подопечного и его содержание (покупка продуктов, одежды, лекарственных средств, предметов домашнего обихода и т.п.), помощник совершает с согласия подопечного или по его фактическому поручению.

Контроль за деятельностью помощника (патрона) дееспособного совершеннолетнего гражданина осуществляет муниципалитет в силу полномочий, возложенных на него Законом города Москвы от 26.12.2007 N 51 «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа».

Согласно разд. 2 Рекомендаций помощник (патрон) совершеннолетнего дееспособного гражданина назначается по месту жительства лица, нуждающегося в патронаже.

Для рассмотрения вопроса об установлении патронажа рекомендуется истребовать следующие документы:

1) для лица, нуждающегося в патронаже:

  • заявление об установлении патронажа;
  • паспорт;

2) для лица, назначаемого помощником (патроном):

  • заявление о согласии исполнения обязанностей помощника;
  • паспорт.

Способность быть помощником подвергается соответствующей проверке, в ходе которой определяются личные качества лица, назначаемого помощником (патроном), и его способность к выполнению обязанностей по патронажу.

В этих целях муниципалитетом могут быть истребованы дополнительно следующие документы:

  • справка с места работы (учебы) с кратким указанием (описанием) характера работы (есть ли командировки, их продолжительность и другие факторы, которые могут затруднять либо способствовать исполнению обязанностей по патронажу);
  • справки психоневрологического, кожно-венерологического, наркологического и туберкулезного диспансеров об отсутствии заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей по патронажу.

Муниципалитет вправе запрашивать в установленном порядке у органов исполнительной власти г. Москвы, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности дополнительные сведения, необходимые для принятия решения об установлении патронажа.

Муниципалитет, принявший заявление об установлении патронажа, проводит с выходом на дом обследование материально-бытовых условий лица, нуждающегося в патронаже. В ходе обследования лицу, нуждающемуся в патронаже, должны быть разъяснены его права, порядок осуществления помощником (патроном) действий в интересах подопечного, в том числе на основании договора поручения или договора о доверительном управлении имуществом, который может быть заключен с самим подопечным по его желанию. По результатам обследования составляется акт, который заверяется личными подписями обследуемого и лиц, проводивших обследование.

В необходимых случаях могут быть обследованы материально-бытовые условия будущего помощника.

Учет и регистрация заявлений на установление патронажа ведется муниципалитетом в специальном журнале.

С учетом принятых документов и по результатам проведенного обследования муниципалитет принимает решение об установлении (отказе в установлении) патронажа.

Постановление об установлении патронажа принимается муниципалитетом в соответствии с п. 1 ст. 41 ГК РФ. Постановлением должна быть предусмотрена обязанность помощника информировать муниципалитет о заключении с лицом, находящимся под патронажем, договора поручения, договора о доверительном управлении имуществом или иного договора.

Помощник (патрон) назначается в течение 1 месяца с момента, когда муниципалитету стало известно о необходимости установления патронажа над гражданином.

Копии постановления выдаются на руки лицу, над которым установлен патронаж, и помощнику.
Муниципалитет формирует наблюдательное дело по каждому установленному патронажу и приобщает к нему документы, послужившие основанием для назначения помощника (патрона), постановление об установлении патронажа, а также документы по осуществлению контроля за исполнением помощником (патроном) своих обязанностей.

Муниципалитет отказывает в назначении помощника, если такое назначение противоречит действующему законодательству либо интересам совершеннолетнего дееспособного лица, нуждающегося в патронаже. В этом случае руководитель муниципалитета официально извещает заявителей об отказе в установлении патронажа.

В разд. 5 Рекомендаций установлено, что патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином прекращается в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.

Патронаж прекращается также по требованию гражданина, находящегося под патронажем, либо в связи с его смертью; прекращается договор патронажа и смертью помощника (Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к главам 1 — 5 / А.В. Барков, А.В. Габов, В.Г. Голубцов и др.; под ред. Л.В. Санниковой. М.: Статут, 2015. 662 с.).

Постановление о прекращении патронажа принимается муниципалитетом в соответствии с п. 5 ст. 41 ГК РФ. Постановление о прекращении патронажа приобщается к наблюдательному делу, копия постановления выдается на руки лицу, находившемуся под патронажем.

В случае смерти подопечного патронаж прекращается в связи с данным обстоятельством. Попечительское дело закрывается на основании свидетельства о смерти подопечного. В этом случае принятие постановления о прекращении патронажа не требуется.

Помощник (патрон) может быть отстранен от исполнения им своих обязанностей в случаях ненадлежащего выполнения им возложенных на него обязанностей, в том числе при использовании им патронажа в корыстных целях, а также при оставлении подопечного без необходимого ухода и помощи, т.е. по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 39 ГК РФ. В указанных случаях муниципалитет принимает решение об освобождении или отстранении помощника (патрона) от исполнения им своих обязанностей.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Материал статьи взят из открытых источников

Дата актуальности материала: 21.12.2022

Чтобы записаться на консультацию позвоните по круглосуточному номеру +7 (846) 212-99-71 или оставьте заявку ниже

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Оставьте здесь свой отзыв о нашей работе!
Адвокатское бюро «Антонов и партнеры» — качественная юридическая помощь по всей России. Ваш регион не имеет значения!
Подготовим для Вас любой процессуальный документ по Вашим материалам (проект иска, жалобы, ходатайства и т.д.)! Недорого! Для заказа просто напишите нам сообщение в диалоговом окне в правом нижнем углу страницы либо позвоните нам по номеру в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71
Каждому Доверителю гарантируем индивидуальный подход и гибкую ценовую политику, конфиденциальность и поддержку в течении 24 часов в сутки!
Подписывайтесь на наши новости в Телеграмме
Telegram-канал
Оплачивайте юридическую помощь прямо с сайта
Оплата по QR-коду
Добавляйтесь к нам в друзья
Подписывайтесь на наш канал

Наша практика

КонсультантПлюс: "Горячие" документы

Постановление Правительства РФ от 23.01.2023 N 58 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях Российской Федерации, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами применения коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах Российской Федерации, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях Российской Федерации) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях Российской Федерации")

ПРАВО.RU

ГАРАНТ: Новости

Свежие комментарии

s-top-menu--fixed