г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф.614
г. Москва, ул. Верхняя Красносельская, д.11а, оф.29
г. Санкт-Петербург, Спасский пер., д. 14/35, лит. А, офис 1304
АНТОНОВ
И ПАРТНЁРЫ
АДВОКАТСКОЕ БЮРО

ВС: банк не имеет права обязывать клиента решать спор в досудебном порядке

Условие договора банковского вклада об обязательном досудебном урегулировании споров является ничтожным, как ущемляющее права потребителя, поясняет Верховный суд (ВС) РФ в специальном обзоре судебной практики.

Он приводит в пример иск клиента банка об обязанности начислить проценты по вкладу, взыскании штрафа и компенсации морального вреда.

Определением суда первой инстанции, оставленным без изменения апелляционным определением, исковое заявление вкладчика было оставлено без рассмотрения.

Суды при этом руководствовались абзацем вторым статьи 222 ГПК РФ и исходили из того, что истцом не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный условиями договора, согласно которому все спорные вопросы стороны решают путем переговоров с соблюдением претензионного порядка урегулирования. Однако заявитель какую-либо претензию ответчику не направлял.

Позиция ВС 

Судебная коллегия по гражданским делам ВС Верховного отменила состоявшиеся по делу определения суда и направила его для рассмотрения по существу в суд первой инстанции.

ВС напомнил, что в силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Законом о защите прав потребителей не предусмотрен обязательный досудебный претензионный порядок рассмотрения споров между потребителем и исполнителем услуг, а договорное условие об этом должно рассматриваться как ограничивающее право потребителя на доступ к правосудию, указывает ВС.

«Поскольку такой запрет установлен законом не только для защиты прав конкретного потребителя, но и в целях защиты публичных интересов, оспариваемые условия договора являются ничтожными в силу пункта 1 статьи 16 Закона о защите прав потребителей и пункта 2 статьи 168 ГК РФ», — отмечается в обзоре.

(Определение от 5 февраля 2019 года № 49-КГ18-61)

Источник: РАПСИ

Дата актуальности материала: 15.10.2020

Оставить комментарий

Добавить комментарий
Ваш email не будет опубликован.

Готовы доверить решение проблемы нам?

Ваше сообщение успешно отправлено.
Наши сотрудники свяжутся с Вами в ближайшее время.

Наша главная цель — помощь клиентам в решении существующих проблем и их профилактика в будущем.

Оставьте заявку на консультацию, чтобы убедиться в этом лично!

Мы работаем по всей России. Укажите Ваш город в комментарии

Отправляя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Отзывы

Получить консультацию юриста
Наверх
x
Полезная информация
Сторонние сайты