top-menu
г. Москва, ул. Верхняя Красносельская, д.11а, оф.29
г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф.614
г. Санкт-Петербург
menu-mobile

Адвокат по мобилизации: ​альтернативная гражданская служба в период частичной мобилизации

Главная Профессиональные новости Адвокат по мобилизации: ​альтернативная гражданская служба в период частичной мобилизации
Альтернативная гражданская служба в период частичной мобилизации
Альтернативная гражданская служба в период частичной мобилизации

Сейчас всех волнует мобилизация. А есть ли альтернатива?

Право гражданина отказаться от несения военной службы, когда это противоречит его убеждениям или вероисповеданию с заменой военной службы на альтернативную гражданскую службу закреплено частью 3 ст. 59 Конституции РФ. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (АГС).

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

И там отсутствуют исключения, которые бы позволяли говорить о том, что замена военной службы альтернативной гражданской невозможна в период мобилизации. А значит, ввиду прямого действия Конституции, граждане вправе отказываться от призыва на военную службу и требовать ее замены на альтернативную гражданскую службу. Однако и в этом вопросе есть нюансы. 

Большая часть прохождения альтернативной гражданской службы регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», однако в данном законе есть существенный пробел. Проблема в том, что ФЗ о мобилизации вообще не предусматривает права на АГС.

Статья 1: «Альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву».

Действующий ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» закрепляет право на АГС только в случае призыва на срочную службу. Ни на контрактную службу, ни на мобилизацию он не распространяется.

Также в законе никоим образом не прописан порядок направления граждан на прохождение альтернативной службы. Имеется лишь общая отсылка о том, что такой порядок определяется некими законами и подзаконными актами. ⠀

Статья 9: «Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ».

В Федеральном законе от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» вопросы прохождения альтернативной военной службы вообще не упоминаются.

В отсутствие таких нормативных актов представители власти отрицают возможность альтернативной гражданской службы при мобилизации.

Таким образом, созданы предпосылки для злоупотребления сотрудниками военкоматов своими полномочиями и в момент призыва граждан по мобилизации они будут утверждать, что альтернативная гражданская служба в период мобилизации не предусмотрена. Но это противоречит Конституции, а также идее, закрепленной в Законе об альтернативной гражданской службе. Отсутствие правового регулирования не должно препятствовать гражданам в реализации их конституционных прав. ⠀

Конституция и Конституционный суд РФ э утверждают, что право на АГС должно быть гарантировано в любом случае.

Конституционный Суд РФ в Определении № 63-О от 22 мая 1996 года указал, что буквально закрепленное в названной конституционной норме и не нуждающееся в конкретизации право граждан, чьим убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, на замену ее альтернативной гражданской службой, как и все другие права и свободы человека и гражданина, является непосредственно действующим и должно обеспечиваться независимо от того, принят или не принят соответствующий федеральный закон

КС РФ также подчеркивал, что стремление гражданина реализовать свое конституционное право не запрещенными законом способами, во всяком случае, не может служить основанием для возбуждения против него уголовного или иного преследования. Действия граждан, реализующих свое конституционное право на альтернативную гражданскую службу, не могут расцениваться как уклонение без уважительной причины от военной службы.

И действия граждан, реализующих свое конституционное право на альтернативную гражданскую службу, не могут расцениваться как уклонение без уважительной причины от военной службы и, следовательно, не подпадают под признаки предусмотренного названными законодательными нормами правонарушения.

Таким образом, если вашим убеждениям, вероисповеданию противоречит военная служба (с оружием в руках), то даже в случае мобилизации вы вправе подать заявление на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Отказ в удовлетворении заявления о замене можно обжаловать в судебном порядке, вопрос лишь в том, останется ли время (скорее всего нет).

Дата актуальности материала: 18.10.2022

Чтобы записаться на консультацию позвоните по круглосуточному номеру +7 (846) 212-99-71 или оставьте заявку ниже

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Оставьте здесь свой отзыв о нашей работе!
Адвокатское бюро «Антонов и партнеры» — качественная юридическая помощь по всей России. Ваш регион не имеет значения!
Подготовим для Вас любой процессуальный документ по Вашим материалам (проект иска, жалобы, ходатайства и т.д.)! Недорого! Для заказа просто напишите нам сообщение в диалоговом окне в правом нижнем углу страницы либо позвоните нам по номеру в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71
Каждому Доверителю гарантируем индивидуальный подход и гибкую ценовую политику, конфиденциальность и поддержку в течении 24 часов в сутки!
Подписывайтесь на наши новости в Телеграмме
Telegram-канал
Оплачивайте юридическую помощь прямо с сайта
Оплата по QR-коду
Добавляйтесь к нам в друзья
Подписывайтесь на наш канал

КонсультантПлюс: "Горячие" документы

Приказ Минсельхоза России от 02.11.2022 N 776 "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов для ветеринарного применения, перечня лекарственных средств для ветеринарного применения, в том числе антимикробных препаратов для ветеринарного применения, отпускаемых по рецепту на лекарственный препарат или по требованию ветеринарной организации или организации (индивидуального предпринимателя), осуществляющей (осуществляющего) разведение, выращивание и содержание животных, формы рецептурного бланка на лекарственный препарат для ветеринарного применения, формы требования ветеринарной организации или организации (индивидуального предпринимателя), осуществляющей (осуществляющего) разведение, выращивание и содержание животных, порядка оформления таких рецептурного бланка и требования, их учета и хранения" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2022 N 71227)

ПРАВО.RU

ГАРАНТ: Новости

Свежие комментарии

s-top-menu--fixed