Налоговый мониторинг — форма налогового контроля, при которой организация предоставляет ИФНС онлайн-доступ к данным своего бухгалтерского и налогового учета.
Инспекторы контролируют расчет налогов в режиме реального времени и сообщают организации об ошибках.
Доступен только для крупных организаций, у которых сумма уплаченных за год налогов не менее 100 млн руб., годовой доход не менее 1 млрд руб., активы не менее 1 млрд руб. (ст. 105.26 НК РФ).
Перейти на налоговый мониторинг могут организации, для которых одновременно выполняются следующие условия (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):
- общая сумма НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, НДПИ и страховых взносов за предыдущий год составила не менее 100 млн руб. В расчет этой суммы включаются налоги, которые организация должна уплачивать (перечислять) как налогоплательщик и как налоговый агент. Не включаются в расчет НДС и акцизы, которые организация должна уплатить при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза;
- доходы по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущий год составили не менее 1 млрд руб.;
- балансовая стоимость активов на 31 декабря прошлого года составляла не менее 1 млрд руб.
Все эти условия должны выполняться, если на момент подачи заявления мониторинг в организации не проводится.
Не требуется выполнение этих условий в отношении следующих субъектов (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):
- организаций, у которых мониторинг уже идет;
- участников КГН (включая ответственного участника);
- участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений.
Налогоплательщик в ходе мониторинга обеспечивает возможность взаимодействия с налоговым органом через свою информационную систему.
От организации требуется в установленный срок предоставить налоговому органу по ТКС информацию о параметрах доступа к соответствующей информационной системе.
Получив эту информацию, налоговый орган сообщает организации, появилась ли у него возможность подключиться к информационной системе или нет.
Если подключиться не получается, потребуется внести изменения (дополнения) и заново направить параметры доступа.
Также налогоплательщик в ходе мониторинга раскрывает налоговому органу финансово-хозяйственную информацию. Объем раскрываемой информации определяется в Регламенте информационного взаимодействия, который согласуется с налоговым органом.
Объем информации зависит от оценки системы внутреннего контроля организации. На первом (начальном) уровне нужно предоставлять инспекции до 50% документов, на пятом (совершенствуемом) уровне — не более 5% (п. 6 ст. 105.26 НК РФ, Приложение N 13 к Требованиям к организации системы внутреннего контроля).
Налогоплательщик раскрывает риски, выявленные его системой внутреннего контроля и запрашивает мотивированное мнение налогового органа по вопросам расчета и уплаты налогов (страховых взносов) (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).
Налоговый орган в ходе мониторинга проводит комплексный анализ рисков организации и оценивает эффективность работы ее системы внутреннего контроля.
По общему правилу за проверяемый в рамках мониторинга период не проводятся выездные и камеральные проверки. Если в ходе мониторинга инспекция обнаружит противоречия и несоответствия в документах, она потребует (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 105.29 НК РФ):
- представить пояснения;
- внести исправления.
При обнаружении инспекцией фактов неправильного исчисления (удержания), неполной и (или) несвоевременной уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, неправильного определения размеров затрат, по которым предусмотрена господдержка, в том числе по истечении срока представления пояснений, ею направляется уведомление о наличии оснований для составления мотивированного мнения, а затем составляется мотивированное мнение, если после пояснений (или сообщения о внесении соответствующих исправлений), а равно в случае их отсутствия выявленные факты будут все-таки указывать на наличие нарушений.
Если с мотивированным мнением налогоплательщик не согласен, проводится взаимосогласительная процедура (п. 8 ст. 105.30, ст. 105.31 НК РФ).
Провести выездную проверку за период, за который проводится (проведен) налоговый мониторинг, налоговый орган может только в следующих случаях (п. 5.1 ст. 89, п. 4.1 ст. 89.1 НК РФ):
- проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью инспекции, которая проводила мониторинг;
- налоговый мониторинг прекратился досрочно;
- не было выполнено мотивированное мнение (мотивированные мнения) налогового органа в срок до 1 декабря года, следующего за периодом, проверенным в рамках мониторинга.
Решение о проверке выносится не позднее двух месяцев с этой даты.
В общем случае предметом проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (сборов, страховых взносов) в соответствии с этим мотивированным мнением (мотивированными мнениями). У участника КГН проверяется налог на прибыль.
Также налоговый орган может провести выездную проверку за период, за который проводится (проведен) налоговый мониторинг, в случае, если в календарном году, за который мониторинг не проводится, была подана уточненная декларация (расчет) за проверяемый (проверенный) мониторингом период и в ней уменьшена сумма налога (сбора, страховых взносов) к уплате, увеличена сумма возмещаемого НДС (или акциза) либо увеличена сумма полученного убытка.
У ответственного участника КГН речь идет об уточненной декларации по налогу на прибыль по КГН, где уменьшен налог либо увеличен убыток в связи с уменьшением доходов (увеличением расходов) участником КГН, в отношении которого проводился мониторинг.
Предмет проверки — правильность исчисления налога (сбора, страховых взносов) (определения суммы убытка) на основании измененных показателей уточненной декларации.
Налоговый мониторинг проводится за календарный год (п. 4 ст. 105.26 НК РФ). Срок проведения мониторинга в общем случае за каждый проверяемый период (год) начинается с 1 января проверяемого года и оканчивается 1 октября следующего года (п. 5 ст. 105.26 НК РФ).
Если заявление о проведении мониторинга подано в текущем году, инспекция проведет мониторинг за следующий год. Для продления процедуры мониторинга на следующие годы подавать заявление на его проведение не нужно, инспекция продлит его сама, если не будет отказа от проведения мониторинга.
Максимальный срок налогового мониторинга не ограничен. В нем можно участвовать столько времени, сколько считается целесообразным.
Для отказа от мониторинга за следующий год подается заявление до 1 декабря текущего года (п. 7 ст. 105.27 НК РФ).
Проведение налогового мониторинга продлевается на несколько месяцев в случаях:
- подачи в календарном году, который не проверяется в рамках мониторинга, менее чем за три месяца до окончания мониторинга уточненной декларации (уточненного расчета) за налоговый (отчетный) период проверяемого (проверенного) в рамках мониторинга года. Срок проведения мониторинга продлевается не более чем на три месяца. Правило применяется к декларациям (расчетам) за наступившие после 1 июля 2021 г. налоговые (отчетные) периоды;
- подачи в календарном году, который не проверяется в рамках мониторинга, менее чем за шесть месяцев до окончания мониторинга уточненной декларации по НДС (акцизу), где заявлено возмещение, за налоговый период проверяемого (проверенного) в рамках мониторинга года. Срок проведения мониторинга продлевается не более чем на шесть месяцев. Правило применяется к декларациям (расчетам) за наступившие после 1 июля 2021 г. налоговые (отчетные) периоды.
Решение о продлении направляется налогоплательщику в течение пяти дней со дня его принятия.
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры». (В)
Материал статьи взят из открытых источников
Дата актуальности материала: 16.05.2023