Кассовый чек является документом, подтверждающим факт заключения договора розничной купли-продажи (ст. 493 ГК РФ).
Он может потребоваться, если приобретенный товар не подошел вам по каким-то характеристикам и вы захотели обменять его или вернуть продавцу, в случае обнаружения недостатка в товаре для его возврата продавцу или обращения в сервисный центр для ремонта.
Кассовый чек может быть передан покупателю (ст. 1.2 Закона о защите прав потребителей):
на бумажном носителе и (или) в электронной форме;
посредством электронного ресурса в сети Интернет.
Право покупателя требовать восстановления ранее переданного ему кассового чека и обязанность продавца такое требование удовлетворить законодательством не предусмотрены. Но попросить об этом продавца можно. При обращении к продавцу с просьбой о восстановлении чека следует сообщить ему дату, время и сумму покупки.
По общему правилу контрольно-кассовая техника (ККТ) должна обеспечивать возможность поиска любого фискального документа (в том числе кассового чека), записанного в фискальный накопитель, по его номеру, а также его печать на бумажном носителе. Номер кассового чека продавец может уточнить через своего оператора фискальных данных. Фискальный накопитель, в свою очередь, должен обеспечивать хранение реквизитов кассового чека в течение сроков, установленных уполномоченным органом (ст. 4, ст. 4.1 Закона о защите прав потребителей).
Таким образом, продавец может получить дубликат чека из фискального накопителя ККТ. Также он может получить его через личный кабинет на сайте оператора фискальных данных.
Однако отсутствие кассового чека не лишает вас возможности подтвердить факт заключения договора купли-продажи и его условий иными доказательствами (ст. 18, ст. 25 Закона о защите прав потребителей).
Если продавец отказал в удовлетворении вашей просьбы восстановить чек или если это невозможно сделать по каким-то другим причинам, доказательствами, подтверждающими заключение договора, могут являться (п. 43 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 N 17; Информация Роспотребнадзора «О защите прав потребителей при сбое кассового оборудования»):
свидетельские показания;
выписка с банковского счета об авторизации и о совершении транзакции с указанием получателя платежа, а также иные документы, подтверждающие перевод денежных средств (например, подтверждение об исполнении распоряжения об осуществлении перевода электронных денежных средств, выдаваемые оператором электронных денежных средств);
данные фото- и видеосъемки процесса покупки;
иные документы, выданные продавцом (товарный чек, гарантийный талон и др.).
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Дата актуальности материала: 07.10.2020