Процедуру оформления наследства в Самаре начинать нужно, ответив для себя на несколько вопросов — являетесь ли Вы родственником наследодателю,- если «да», то есть ли у наследодателя более близкие родственники, чем Вы (более ранних очередей наследования), есть ли у Вашего наследодателя в собственности имущество (движимое или недвижимое имущество, акции или сберегательные вклады в банках и т.п.), ради которого стоит все это затевать? Если все-таки – есть и Вы являетесь наследодателю родственником или он составил на Вас завещание — тогда эта статья для Вас.
Для оформления наследства в Самаре на себя Вам необходимо будет доказать свои наследственные права на имущество умершего наследодателя и документально их подтвердить. Перед обращением к нотариусу по месту открытия наследства с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство, Вы должны заранее позаботиться о получении всех необходимых справок и документов для открытия наследственного дела.
ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ОТКРЫТИЯ НАСЛЕДСТВА |
Документ, подтверждающий факт смерти наследодателя.
Для начала вам необходимо получить документ, подтверждающий факт смерти наследодателя — это свидетельство о смерти установленного образца.
Факт смерти гражданина удостоверяется документом установленной формы (по форме «Медицинское свидетельство о смерти»), выданным медицинским учреждением или частнопрактикующим врачом. На основании этого документа осуществляется государственная регистрация смерти гражданина органом ЗАГСа по его последнему месту жительства, месту наступления смерти, месту обнаружения тела умершего или месту нахождения учреждения, выдавшего медицинский документ о факте смерти. В результате государственной регистрации смерти выдается свидетельство о смерти. В этом свидетельстве указывается дата смерти гражданина.
При наследовании по праву представления (статья 1146 ГК РФ) или в порядке наследственной трансмиссии (статья 1156 ГК РФ) требуется представить также документ, подтверждающий факт смерти наследника, от которого переходит право на наследство.
Документы, удостоверяющие последнее место жительства наследодателя.
Для получения первичных справок необходимо посетить одно из учреждений по месту регистрации умершего, ответственное за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства, снять его с регистрационного учета и заказать там же документы, удостоверяющие последнее место жительства наследодателя.
Не забудьте свой паспорт и свидетельство о смерти Вашего наследодателя – без него с Вами не будут разговаривать.
Примечание. Минимальный срок снятия с регистрационного учета по месту жительства наследодателя составляет одну неделю.
Примечание. В некоторых паспортных столах у доверенных лиц (лиц, действующих на основании доверенности от наследника по ведению наследственного дела) при снятии с регистрационного учета по месту жительства умершего могут возникнуть затруднения. Поэтому желательно, но не обязательно, чтобы с регистрационного учета умершего снимали сами наследники.
Справка из паспортного стола о том, что умерший был зарегистрирован на момент смерти по данному адресу, и кто проживал (был зарегистрирован на данной жилплощади) совместно с умершим на дату смерти.
Выписка из домовой книги по данному адресу с указанием умершего.
При наследовании по завещанию:
Необходимо сделать отметку у нотариуса, ранее удостоверившего его, о том, что при жизни наследодателя оно не было отменено или изменено.
ПЕРВОЕ ПОСЕЩЕНИЕ НОТАРИУСА |
После того, как Вы собрали все вышеперечисленные документы и справки, смело отправляйтесь на прием к нотариусу по месту открытия наследственного дела для оформления наследства.
Совет. Не забудьте свой паспорт – без него с Вами не будут разговаривать.
Совет. Не забудьте прихватить с собой документы, подтверждающие Ваши льготы – прилично сэкономите на оплате госпошлины.
Нотариус проверит на основе представленных документов факт смерти наследодателя, время и место открытия наследства, наличие родственных или иных отношений, являющихся основанием для призвания Вас к наследованию, примет от Вас заявление о принятии наследства и выдаче свидетельства, и откроет наследственное дело по умершему наследодателю.
Теперь у Вас есть время для сбора документов по имуществу, оставшемуся после смерти Вашего наследодателя.
Совет. Вы можете значительно облегчить себе жизнь (сэкономить время и нервы от стояния в очереди на прием к нотариусу), если предварительно подготовите все необходимые документы по наследуемому имуществу и принесете их нотариусу уже при первом его посещении.
ОФОРМЛЕНИЕ НАСЛЕДСТВА НА КВАРТИРУ — КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЭТОГО ПОДГОТОВИТЬ? |
В первую очередь Вы должны найти правоустанавливающие документы на квартиру наследодателя. Это могут быть:
Первичная приватизация — Свидетельство о собственности на жилище (розовый или зеленый бланки) + договор передачи и заявление;
Договоры отчуждения (купли-продажи, ренты, дарения, мены) — Свидетельство о собственности на жилище + оригинал договора отчуждения + акт приема-передачи жилого помещения (для сделок, заключенных после 1 марта 1996 года);
Наследство — Свидетельство о собственности на жилище + свидетельство о праве на наследство по закону (по завещанию) или Свидетельство о собственности на жилище + свидетельство о праве на наследство по закону + соглашение об определении долей;
Собственность в ЖСК или ЖК — Свидетельство о собственности на жилище + справка ЖСК, ЖК о выплаченном пае или Регистрационное удостоверение Бюро технической инвентаризации + 2 оригинала справки ЖСК, ЖК о выплаченном пае.
Если Вы не нашли правоустанавливающие документы на квартиру, либо они сгорели, их украли Ваши недоброжелательные «родственнички» или конкуренты, не отчаивайтесь – выход всегда есть.
Примечание. Если квартира на день смерти принадлежала Вам, вашему наследодателю и другим членам семьи на правах общей без определения долей совместной собственности, то Вам придется составлять у нотариуса соглашение об определении долей между всеми сособственниками. Дополнительную информацию можно найти по ссылке правоустанавливающие документы на квартиру.
Затем Вы должны заказать в территориальном отделе Бюро технической инвентаризации по месту нахождения квартиры следующие документы:
- Справка о балансовой стоимости квартиры или её доли (бывшая Форма 11-а) на день смерти наследодателя (обязательно указать);
- Кадастровый паспорт квартиры;
- Поэтажный план квартиры ( с 01.09.2010 поэтажный план не входит в кадастровый паспорт квартиры).
- Экспликация квартиры.
После 01.01.2005 года, нотариусы стали требовать при оформлении наследственных прав граждан оценочный документ о рыночной стоимости имущества, ссылаясь на Закон «О Государственной пошлине».
Для заказа такой оценки необходимо предоставить фирме-оценщику (имеющей соответствующую лицензию на право оценки недвижимого имущества) документы о собственности на квартиру, свидетельство о смерти, кадастровый паспорт, экспликацию и оценку о балансовой стоимости квартиры из БТИ.
Получив документы и справку из БТИ, сверьте содержащиеся в них сведения с данными из правоустанавливающих документов на квартиру: адрес объекта недвижимости и его характеристики (общую площадь, жилую площадь и т.п.). Все цифры должны совпадать!
Некоторые нотариусы (хорошо, что не все) при открытии наследственного дела на имущество, в состав которого входит квартира, просят принести справку из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об отсутствии арестов и запрещений на квартиру.
Такая справка называется «Выписка из Единого Государственного Реестра Прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ЕГРП) на объект, запрос делается по адресу наследуемой квартиры, стоит 200 рублей (+ % комиссионных возьмет Сбербанк).
ОФОРМЛЕНИЕ НАСЛЕДСТВА НА ГАРАЖ — НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ |
Для оформления наследства на гараж необходимо предоставить нотариусу следующие документы:
- правоустанавливающие документы на гараж или машино-место;
- оценку стоимости гаража или машино-места на день смерти наследодателя из БТИ;
- кадастровый паспорт, поэтажный план и выписку из технического паспорта на гараж или машино-место из БТИ;
- экспликацию гаража или машино-места из БТИ;
- справку из налоговой инспекции об отсутствии задолженности по налогам (если гараж перешел в свое время Вашему наследодателю по наследству или по договору дарения).
ОФОРМЛЕНИЕ НАСЛЕДСТВА НА ЖИЛОЕ СТРОЕНИЕ ИЛИ ЕГО ЧАСТЬ — НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ |
Для оформления наследства на жилой дом или его часть необходимо предоставить нотариусу следующие документы:
- правоустанавливающие документы о принадлежности такого имущества наследодателю;
- справку из БТИ об оценке стоимости жилого строения на день смерти наследодателя;
- кадастровый паспорт и выписку из технического паспорта на жилое строение;
- справку из налоговой инспекции по месту нахождения жилого строения об отсутствии задолженности по налогам (в случае, если дом перешел Вашему наследодателю по наследству или договору дарения),
- справку из БТИ или филиала Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об отсутствии арестов и запрещений на жилое строение.
ОФОРМЛЕНИЕ НАСЛЕДСТВА НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК — НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ |
Для оформления наследства на земельный участок необходимо предоставить нотариусу следующие документы:
- правоустанавливающие документы на земельный участок;
- выписку из кадастрового паспорта (кадастровый паспорт) на земельный участок с кадастровой стоимостью участка на день смерти наследодателя (из ФГУ «Кадастровая палата» по месту нахождения Вашего участка);
- справку об отсутствии арестов и запрещений (из филиала Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по месту нахождения Вашего участка);
- справку из налоговой инспекции об отсутствии задолженности по налогам (в случае, если земельный участок перешел Вашему наследодателю по наследству или договору дарения).
ОФОРМЛЕНИЕ НАСЛЕДСТВА НА ИМУЩЕСТВО, ПОДЛЕЖАЩЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ РЕГИСТРАЦИИ — НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ |
Для оформления наследства на имущество, подлежащее специальной регистрации (автомобили, мотоциклы, моторные лодки), нотариусу необходимо предоставить следующие документы:
- документы о принадлежности такого имущества наследодателю (технический паспорт, судовое свидетельство, свидетельство о регистрации транспортного средства (из ГИБДД) и др.);
- справку об оценке стоимости транспортного средства (из организации, имеющей лицензию на право оценки имущества).
ОФОРМЛЕНИЯ НАСЛЕДСТВА НА ДЕНЕЖНЫЕ ВКЛАДЫ — НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ |
Для оформления наследства на денежные вклады, включение их в состав наследства осуществляется на основании сберегательной книжки.
Если по каким-либо причинам Вы не нашли сберегательные книжки вашего наследодателя (утеряны, сгорели при пожаре, украдены вашими недоброжелателями), но Вы уверены, что денежные вклады хранились в банке (Сберегательном банке РФ, «Банке Москвы» и т.д.), в заявлении о принятии наследства в графе «наследуемое имущество» обязательно укажите «денежные вклады».
Нотариус подготовит запрос в отделение банка, где хранятся денежные вклады вашего наследодателя. С этим запросом Вы едете в банк, оформляете заявление на розыск вкладов.
Хотя в соответствии с пунктом 4 статьи 1152 ГК РФ право собственности на принятое наследство и признаётся принадлежащим наследнику со времени открытия наследства (со дня смерти наследодателя), но распорядиться наследственным недвижимым имуществом он сможет только после государственной регистрации своего права в органах регистрации.
Здравствуйте! Меня зовут Анатолий Антонов, я являюсь адвокатом и руководителем «Адвокатского бюро Антонов и партнеры».
Если у Вас возникла необходимость в получении наследства, прежде чем обращаться к нотариусу или юристу, внимательно изучите информацию на моем сайте.
Незнание действующего законодательства влечет за собой пропуск срока принятия наследства и, зачастую, является основной причиной утраты права на открывшееся наследство даже у ближайших родственников. Наследники пропускают сроки вступления в наследство, подают в суды бесполезные иски и, как правило, теряют время и деньги. Чтобы избежать этого, мной специально создан этот ресурс, где я постарался максимально доходчиво и полно рассказать об этой процедуре.
Ищете, где получить информацию по наследству? Нужны ответы на вопросы? Появилась необходимость в юридической консультации по наследству? Просто наберите номер телефона в Самаре +7 (846) 212-99-71 и получите ответ на свой вопрос по наследству!
Полезные статьи о наследовании:
- Общие положения о наследовании
- Как оформить наследство в Самаре?
- Вступление в наследство через суд
- Можно ли оспорить завещание?
- Общая собственность на жилые помещения: особенности наследования по закону
- Оспаривание завещания
- Исковое заявление к наследственному имуществу при отсутствии иного ответчика, возможно ли такое?
- Права супругов при наследовании
- Наследование усыновителями, усыновленными и их потомством
- Наследование акций, долей и пр.
- Наследование жилых помещений
- Наследование земельных участков
- Наследование транспортных средств
- Наследование детьми и внуками
- Недостойные наследники
- Как оспорить или как отменить завещание?
- Оформление наследства «Под ключ»
Цена на услуги адвоката по гражданским делам
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните по телефону +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Дата актуальности материала: 23.08.2015