Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.о.Чапаевск
12.01.2018 года
Самарской области
Чапаевский городской суд в составе: председательствующего – судьи Канафьевой Н.П.,. при секретаре Щовой Н.В.,
с участием:
представителей истца ФИО1– Малофеева В.А., действующего по доверенности,
представителя ответчика Администрации г.о. Чапаевск – ФИО2, действующей по доверенности,
третьего лица – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Чапаевского городского суда гражданское дело №2-26/18 по исковому заявлению ФИО1 к администрации г.о.Чапаевск о признании за ним права быть поставленным на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением ( с учетом уточнения) к администрации г.о.Чапаевск о признании за ним права быть поставленным на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС.
В судебном заседании представитель истца Малофеев В.А. исковое заявление поддержал и просил удовлетворить. Он пояснил, что ФИО1 с конца 2014 года является гражданином Российской Федерации, <Дата обезличена> получил удостоверение ликвидатора последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. <Дата обезличена> Администрация г.о.Чапаевск, рассмотрев материалы, представленные городской жилищной комиссией, по заявлению ФИО1, вынесла Постановление <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, которым отказала в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ФИО1 ликвидатору аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. (ст.15 Закона РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>»О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС).Состав семьи 2 человека (он, супруга-ФИО3), зарегистрированного по адресу: <Адрес обезличен>16, в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ – отсутствие малоимущности. Истец с данным выводом не согласен. Согласно удостоверению Серии Р <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.ФИО1 является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г., имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».В соответствии с п.1 ст.15 Закона РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>(ред.от <Дата обезличена>) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п.3 ч.1 ст.13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3-12,14 ч.1 ст.14 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством РФ, один раз. ФИО1 относится к категории граждан, которые в соответствии с указанными правовыми нормами имеют право на обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ один раз, если он является нуждающимся в улучшении жилищных условий. Из содержания ч.2,3 ст.49 и частей 2,3 ст.52 ЖК РФ следует, что для признания участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г. нуждающимся в улучшении жилищных условий не требуется установления такого критерия, как отнесение гражданина к категории малоимущих. Таким образом, отсутствие «малоимущности» не может являться основанием для отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан. Истцом предоставлены суду: Пропуск <Номер обезличен>, дававший право на проход к месту проведения работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 г.г.; справка <Номер обезличен>от <Дата обезличена> о работе в 1986 году в зоне отчуждения в населенном пункте Чернобыль. Просит признать за истцом право быть поставленным на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г.(ст.15 Закона РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).
Истец в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом о времени и месте разбирательства дела, его интересы представляет представитель по доверенности – Малофеев В.А..
Ответчик – представитель администрации г.о.Чапаевск ФИО2, исковые требования не признала и показала, что согласно удостоверению Р<Номер обезличен> от <Дата обезличена> ФИО1 является ликвидатором последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.В силу указанного обстоятельства, меры социальной поддержки участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС закреплены в нормах Закона РФ от <Дата обезличена>.<Номер обезличен> «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими изменениями и дополнениями).Так, в соответствии с п.3 ч.1 ст.13 указанного Закона РФ к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения. Понятие зоны отчуждения (именовавшейся в 1986-1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до <Дата обезличена> – зоной отселения) определено ст.8 Закона РФ<Номер обезличен>.Перечень населенных пунктов, находящихся в зоне отчуждения был установлен распоряжением Совета Министров РСФСР от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-рс. Постановлением Верховного Совета РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об утверждении списка работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в зоне отчуждения Российской Федерации» (в редакции ФЗ от <Дата обезличена> №53-ФЗ) определен соответствующий список работ. В соответствии с ч.2 ст.52 ЖК РФ, гражданин вправе самостоятельно выбирать основание, по которому он просит обеспечить его жилым помещением (как малоимущий гражданин, либо как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории). ФИО1 обратился с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Постановлением администрации г.о.Чапаевск от <Дата обезличена> <Номер обезличен> истцу отказано в признании нуждающимся в жилых помещениях на основании п.2 ч.1 ст.54.ЖК РФ, т.к. он не является малоимущим. Документы, что истец выполнял работы, связанные с ликвидацией последствий аварии в зоне отчуждения были им предоставлены суду, а ранее, при обращении в администрацию, их не представлял.
Третье лицо – ФИО3 исковое заявление считает обоснованным, просила его удовлетворить.
Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, третье лицо, изучив документы, суд считает, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно постановлению администрации г.о.Чапаевск <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях усматривается, что ФИО1, ликвидатору аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году (ст.15 закона РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), составом семьи: 2 человека, зарегистрированного по адресу: <Адрес обезличен>, отказано в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с не предоставлением документов, подтверждающих его право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях п.1 ч.1 ст.54 ЖК РФ – отсутствие малоимущности. (л.д.9).
Из заявления о принятии на учёт на предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма от <Дата обезличена> усматривается, что ФИО1 просил принять его на учёт для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в связи с отсутствием жилого помещения по договору социального найма или на праве собственности. Указал перечень прилагаемых к заявлению документов.
Согласно справки ГКУ <Адрес обезличен> «Главное Управление социальной защиты населения <Адрес обезличен>» <Номер обезличен> от <Дата обезличена> усматривается, что ФИО1 является ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС, пребывание 1986 год, и ему <Дата обезличена> Министерством социально-демографической и семейной политики <Адрес обезличен> выдано удостоверение Р <Номер обезличен> на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (<Данные изъяты>).
Из удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году Р <Номер обезличен> от <Дата обезличена> усматривается, что удостоверение бессрочно и действительно на всей территории Российской Федерации.
Согласно свидетельству о заключении брака I-ТП <Номер обезличен> от <Дата обезличена> усматривается, что ФИО1 и Г Г Д заключили брак <Дата обезличена>. После заключения брака супругам присвоены фамилии мужу – «», жене – «», запись акта <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в Вязовском сельском совете <Адрес обезличен>.
Из страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования <Номер обезличен> от <Дата обезличена> усматривается, что свидетельство выдано на имя ФИО1, <Дата обезличена> года рождения..
Из выписки из поквартирной карточки МБУ МФЦ от <Данные изъяты> года усматривается, что по адресу: <Адрес обезличен>, зарегистрированы: ФИО5,<Дата обезличена>. с <Дата обезличена>; мать- ФИО6 с <Дата обезличена>, дядя — ФИО7 с <Дата обезличена>; сестра — ФИО8 с <Дата обезличена>; знакомый — ФИО1 с <Дата обезличена>, знакомая- ФИО3лина с <Дата обезличена>
Из военного билета <Номер обезличен> от <Дата обезличена> усматривается, что документ выдан на имя ФИО1, <Дата обезличена> года рождения.
Из паспорта гражданина <Данные изъяты> усматривается, что ФИО3лина родилась <Дата обезличена> в <Адрес обезличен>.
Согласно справок ГУП СО «ЦТИ» <Адрес обезличен> <Номер обезличен>, <Номер обезличен> от <Дата обезличена> следует, что ФИО1, ФИО3в архиве Чапаевского филиала ГУП СО «ЦТИ» владельцем приватизированных квартир и частных строений не зарегистрированы. Право приватизации не использовали <Данные изъяты>
Из копии паспорта гражданина Российской Федерации <Номер обезличен>, выданного отделением УФМС России по <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен> <Дата обезличена>, усматривается, что ФИО1 родился <Дата обезличена> в <Адрес обезличен>. С <Дата обезличена> зарегистрирован по адресу: <Адрес обезличен>, снят с регистрационного учета <Дата обезличена>; с <Дата обезличена> зарегистрирован в <Адрес обезличен>.
Из сообщения Управления федеральной миграционной службы по <Адрес обезличен> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> известно, что ФИО1 является гражданином РФ. Приобрёл гражданство РФ <Дата обезличена> в Посольстве РФ в <Адрес обезличен> на основании п.«а» ч.1 ст.14 ФЗ от <Дата обезличена> № 62-ФЗ «О гражданстве РФ».
Из сообщения Управления федеральной миграционной службы по <Адрес обезличен> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> известно, что ФИО3лина, 1957 года рождения, гражданкой Российской Федерации не является.
В соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ основания признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Согласно ч.2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса нуждающиеся категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям) как малоимущий гражданин и как относящийся в определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные статьей 49 настоящего (Жилищного кодекса РФ) категории граждане, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным (кроме малоимущих, указанных в ч.2 ст.49 ЖК РФ) определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
Одна из таких категорий – участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г.
Из Постановления администрации г.о.Чапаевск <Номер обезличен> ФИО1 отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как ликвидатору аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г.(ст.15 закона РФ от <Дата обезличена>.<Номер обезличен> «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС») в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях п.2 ч.1. ст.54 ЖК РФ – отсутствие малоимущности.
Однако, из содержания ст.49 и 52 ЖК РФ следует, что для признания участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г. нуждающимся в улучшении жилищных условий не требуется установления такого критерия, как отнесение гражданина к категории малоимущих.
Таким образом, отсутствие «малоимущности» не может являться основанием для отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку данное условие не предусмотрено законодательством для постановки на такой учет для граждан, указанных в п.3 ч.1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, повергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».На иные основания для отказа в постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ответчик не ссылается.
Так, в соответствии с п.3 ч.1 ст.13 указанного Закона РФ к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения.
Понятие зоны отчуждения (именовавшейся в 1986-1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 г. до <Дата обезличена> – зоной отселения) определено ст.8 Закона РФ <Номер обезличен>.
Перечень населенных пунктов, находящихся в зоне отчуждения был установлен распоряжением Совета Министров РСФСР от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-рс.
Постановлением Верховного Совета РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об утверждении списка работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в зоне отчуждения Российской Федерации» (в редакции ФЗ от <Дата обезличена> №53-ФЗ) определен соответствующий список работ.
При этом, работы, связанные с ликвидацией последствий аварии, признаются таковыми при условии, если они выполнялись в зоне отчуждения по указанию государственных органов исполнительной власти, по направлению комсомольских органов, согласованным с исполнительными и распорядительными органами государственной власти и с партийными органами, которые обеспечивали формирование и функционирование единой системы органов и организаций, задействованных в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В силу п.1 ч.1 ст.15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п.3 ст.13 Закона, нуждающимся в улучшении жилищных условий, гарантируется обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена>.<Номер обезличен> установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – основное мероприятие), утвержденными Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Пункт 19 названных выше Правил устанавливает, что для участия в основном мероприятии граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление об участии в подпрограмме по форме согласно приложению <Номер обезличен>, к которому прилагают определенные постановлением Правительства РФ документы, в том числе и выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, для участия в основном мероприятии истец должен быть поставлен органом местного самоуправления по месту жительства на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Истцом в подтверждение своих доводов были суду предоставлены:
— удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году Р <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, которое бессрочно и действительно на все территории Российской Федерации;
-Справка <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, выданная ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения <Адрес обезличен>», из которой следует, что ФИО1,<Дата обезличена> рождения, зарегистрированный по адресу: <Адрес обезличен> является ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС, пребывание 1986 год, и ему <Дата обезличена>.Министерством социально-демографической и семейной политики <Адрес обезличен>. Выдано удостоверение серии Р <Номер обезличен> на компенсацию и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,
— пропуск <Номер обезличен>, дававший право на проход к месту проведения работ по ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС;
-справка <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о работе в 1986 году в зоне отчуждения в населенном пункте Чернобыль (место работы — УПТК УС Чернобыльской АЭС);
Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела истцом были предоставлены доказательства, подтверждающие выполнение им (ФИО1) в период 1986-1987 г.г., связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения и, следовательно, доказано право на обеспечение жилым помещением в соответствии с ч.1 ст.15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
С учетом совокупности исследованных доказательств, суд считает, что исковое заявление ФИО1 к администрации г.о.Чапаевск о признании за ФИО1 права быть поставленным на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году (ст.15 Закона РФ от <Дата обезличена>.<Номер обезличен> «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС») подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковые требования ФИО1 к администрации г.о.Чапаевск о признании за ним права быть поставленным на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС.
Признать за ФИО1 право быть поставленным на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году (ст.15 Закона РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен> «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено <Дата обезличена> года
Судья Чапаевского городского суда
Канафьева Н.П.
Здесь и далее в целях соблюдения адвокатской тайны имена и фамилии участников дела изменены
Дата актуальности материала: 12.01.2018