Государственный оборонный заказ — установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
Головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу (далее — головной исполнитель) — юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу.
В случае участия юридических лиц в исполнении государственного оборонного заказа необходимо соблюдение требований законодательства, регламентирующих правоотношения в указанной сфере.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» предусмотрена обязанность головного исполнителя (исполнителя) государственного оборонного заказа (ГОЗ) вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту и представлять государственному заказчику информацию об исполнении каждого контракта в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации (п. 18 ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 8).
Требования к ведению раздельного учета установлены следующими правовыми актами:
- Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 47, которые применяются при отсутствии казначейского сопровождения контракта (п. 4 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 47);
- Порядком, утвержденным Приказом Минфина России от 10.12.2021 № 210н, который применяется при наличии казначейского сопровождения контракта;
- Порядком определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа, утвержденным Приказом Минпромторга России от 08.02.2019 № 334, который применяется вне зависимости от наличия или отсутствия казначейского сопровождения.
В соответствии с этими требованиями головной исполнитель (исполнитель) ГОЗ ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности при исполнении контракта отдельно по каждому контракту, что предусмотрено п. 1 Правил № 47, п. 2 Порядка № 210н.
При разработке учетной политики организации необходимо предусмотреть порядок ведения такого учета.
В указанных целях, нужно закрепить порядок выделения и учета затрат, относящихся к ГОЗ, позволяющий сгруппировать их, и по каждому контракту определить финансовый результат в бухгалтерском учете.
Для этого по каждому контракту ГОЗ необходимо:
- идентифицировать прямые затраты (в том числе включаемые в коммерческие расходы) с помощью первичной учетной документации (лимитно-заборные карты, требования-накладные, наряды на выполнение работ должны оформляться на предусмотренные в госконтракте отдельное изделие, группу изделий, работу, услугу);
- вести аналитический учет или субсчета (первого или второго порядка) на счетах 20, 90, 44, 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки» и др.;
- предусмотреть аналитические счета или субсчета по счетам, на которых отражаются ресурсы для выполнения ГОЗ (материалы, основные средства, нематериальные активы и др.) или кредиторская задолженность в связи с выполнением ГОЗ;
- установить базу для распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов. В качестве базы можно выбрать только показатель прямых затрат, характеризующих продукцию (работы, услуги) по контракту и иную продукцию (работы, услуги). Приоритетная база для распределения — пропорционально заработной плате основных работников;
- предусмотреть включение административно-управленческих (общехозяйственных) расходов на управление организацией в целом на финансовый результат госконтракта в том отчетном периоде, в котором они возникли (п. 27 Порядка № 334);
- зафиксировать формы документов, используемых для ведения раздельного учета (справка для оформления расчетов по распределяемым затратам, карточек или ведомостей для учета затрат по каждому контракту и др.).
Неисполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требований о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности влечет административную ответственность по статье 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры». (В)
Материал статьи взят из открытых источников
Дата актуальности материала: 27.04.2023