Вариант первый. Незнакомые граждане обходят квартиры, представляясь сотрудниками Пенсионного фонда РФ. Они распространяют заведомо ложную информацию, например, ссылаются на изменившееся законодательство или утверждают, что переход в НПФ «обязателен» для всех граждан. Мошенники убеждают в сохранности средств именно в НПФ, представителями которого они являются, обещают высокий будущий доход от инвестирования средств накоплений именно в их НПФ; распространяют негативную, часто ложную информацию о фондах-конкурентах.
Что делать? Представители Пенсионного фонда РФ ведут прием граждан исключительно в своих отделениях, поэтому не стоит открывать дверь и общаться на улице с людьми, представляющимися сотрудниками этого учреждения. Удостоверения, которые они показывают, фальшивые.
Вариант второй. Агентами НПФ могут выступать сотрудники страховых компаний и банков, входящих с фондом в одну группу компаний. Они под предлогом предоставления клиентам льготных условий при оформлении страховых и банковских услуг (например, замене банковских карт, оформлении договора страхования) предлагают перевести накопления в их фонд. Иногда в рамках предоставления услуги в пакет подписываемых документов включается и договор обязательного пенсионного страхования с НПФ. Расчет такой: клиент незаметно для себя подпишет его в числе прочих документов.
Что делать? Если сотрудники организации, являющейся агентом НПФ, при оказании банковских и прочих услуг просят сообщить информацию, высланную на личный номер телефона, попросите объяснить, зачем это нужно. Такое сообщение может являться кодом подтверждения перехода в НПФ.
Вариант третий. При устройстве на работу будущего работника вынуждают подписать договор пенсионного страхования в конкретный НПФ, афиллированный с работодателем.
Например, отделы кадров на предприятиях при отказе в переводе накоплений отказывают в приеме на работу.
Несколько иная ситуация, но суть та же: кадровые агентства обещают трудоустройство или хорошую вакансию при оформлении договора о переводе средств в НПФ.
Что делать? Выбор НПФ или отказ от участия в накопительной системе — это строго прерогатива самого человека, его право решать. Работодатель «давить» на работника не вправе.
Вариант четвертый. Недобросовестные агенты НПФ выяснили ФИО и СНИЛС гражданина. Этих данных достаточно, чтобы перевести накопления без ведома их владельца.
Что делать? Необходимо крайне осторожно предоставлять свои личные сведения и очень внимательно читать документы, которые подписываете. Также рекомендуем отслеживать информацию о действующем страховщике по обязательному пенсионному страхованию на портале госуслуг по адресу: https://www.gosuslugi.ru/.
К сожалению, все способы незаконного перехода из НПФ в НПФ рассчитаны на невнимательность и доверчивость граждан, поэтому необходимо быть бдительными.
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Дата актуальности материала: 09.04.2021