top-menu
г. Москва, ул. Верхняя Красносельская, д.11а, оф.29
г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф.614
г. Санкт-Петербург
menu-mobile

Когда изъятие электронных носителей информации является правомерным?

Главная Профессиональные новости Когда изъятие электронных носителей информации является правомерным?

Большой общественный резонанс приобретают новости, рассказывающие о том, как при расследовании уголовного дела был проведен обыск в организации, в ходе которого была изъята вся техника этого юридического лица. Последующий возврат техники в таких случаях является затруднительным, и работа организации становится невозможной. Практически всегда за этим следует банкротство. Существует даже мнение, что подача заявления о преступлении в отношении руководителя юридического лица является способом избавиться от конкурента.

Ситуация осложняется еще и тем, что законодательство не всегда успевает за техническим прогрессом. На данный момент УПК РФ не содержит специального регулирования порядка изъятия и хранения технических средств. В начале 2019 года ситуация несколько улучшилась из-за введения ч.1.1 ст.164 УПК РФ. Норма предусматривает запрет при расследовании преступлений в сфере предпринимательской деятельности на необоснованное применение мер, влекущих приостановление деятельности организации или индивидуального предпринимателя, в том числе изъятие электронных носителей информации. Более предпочтительным является ее копирование без ущерба для имущества организации или индивидуального предпринимателя. Однако перечень случаев, в которых возможно изъятие электронных носителей, в законодательстве не содержится.

Практика относит к таким случаям наличие постановления о назначении судебной экспертизы в отношении электронных носителей. Однако такой случай маловероятен, так как обычно сначала производится изъятие и осмотр предметом, а затем назначается экспертиза.

Более частым является случай, когда информация находится на электронном носителе незаконно, например, в случае с распространением программного обеспечения без разрешения правообладателя. Тогда изъятие электронных носителей информации является обоснованным. 

Обоснованно изъятие электронных носителей информации и в ситуации, когда оно может быть использовано для совершения новых преступлений. Так, по одному из уголовных дел в Республике Чувашия лица с помощью программного обеспечения производили рассылку СМС широкому кругу лиц с предложением взять кредит с выгодными условиями. В этом случае изъятие электронных носителей было не только обоснованным, но и необходимым, так как пресекало дальнейшее совершение преступлений (приговор Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 03.06.2018 по делу № 1–180/2018).

Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, необходимо ли присутствие специалиста при изъятии электронных носителей. Напрямую данный вопрос законодательством также не регулируется. Так, в ряде случаев суды приходят к выводу, что участие специалиста необходимо только при копировании информации для обеспечения ее сохранности после копирования (апелляционные постановления Приморского краевого суда от 24.10.2017 по делу №  22–5439/2017, Тульского областного суда от 12.02.2018 по делу №  22–122, Самарского областного суда от 10.12.2018 по делу №  22–7165/2018).

Встречаются и противоположные выводы: участие специалиста при изъятии электронных носителей требуется при нуждаемости в данном специалисте. Так как копирование информации не запрещено нормами УПК РФ и самого по себе изъятия носителей не производилось, участие специалиста в таком случае не является обязательным (апелляционное определение Рязанского областного суда от 03.04.2018 по делу №  22–148/2018).

В судебной практике известны и случаи, когда изъятие электронных носителей признавалось допустимым при отсутствии специалиста, так как они изымались целиком, без проверки и изъятия информации как таковой (апелляционное определение Ярославского областного суда от 11.07.2017 по делу №  22–968/2017).

Дата актуальности материала: 28.03.2020

Чтобы записаться на консультацию позвоните по круглосуточному номеру +7 (846) 212-99-71 или оставьте заявку ниже

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Оставьте здесь свой отзыв о нашей работе!
Адвокатское бюро «Антонов и партнеры» — качественная юридическая помощь по всей России. Ваш регион не имеет значения!
Подготовим для Вас любой процессуальный документ по Вашим материалам (проект иска, жалобы, ходатайства и т.д.)! Недорого! Для заказа просто напишите нам сообщение в диалоговом окне в правом нижнем углу страницы либо позвоните нам по номеру в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71
Каждому Доверителю гарантируем индивидуальный подход и гибкую ценовую политику, конфиденциальность и поддержку в течении 24 часов в сутки!
Подписывайтесь на наши новости в Телеграмме
Telegram-канал
Оплачивайте юридическую помощь прямо с сайта
Оплата по QR-коду
Добавляйтесь к нам в друзья
Подписывайтесь на наш канал

КонсультантПлюс: "Горячие" документы

Приказ МЧС России от 15.11.2022 N 1156 "Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ, применяемых при обучении работников соискателей лицензии или лицензиатов, осуществляющих лицензируемые виды деятельности в области пожарной безопасности, а также физических лиц, осуществляющих проектирование средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (вместе с "Типовой дополнительной профессиональной программой профессиональной переподготовки "Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также их проектированию", "Типовой дополнительной профессиональной программой повышения квалификации "Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры", "Типовой дополнительной профессиональной программой повышения квалификации "Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений") (Зарегистрировано в Минюсте России 28.11.2022 N 71153)
Положение Банка России от 25.07.2022 N 802-П "О требованиях к защите информации в платежной системе Банка России" (вместе с "Правилами материально-технического обеспечения формирования электронных сообщений и контроля реквизитов электронных сообщений в информационной инфраструктуре участника обмена при осуществлении переводов денежных средств в платежной системе Банка России с использованием сервиса срочного перевода и сервиса несрочного перевода, а также правилами материально-технического обеспечения обработки электронных сообщений и контроля реквизитов электронных сообщений в информационной инфраструктуре операционного центра, платежного клирингового центра другой платежной системы при предоставлении операционных услуг и услуг платежного клиринга при переводе денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей") (Зарегистрировано в Минюсте России 25.11.2022 N 71124)
Постановление Правительства РФ от 24.11.2022 N 2139 "Об утверждении Правил осуществления субъектом Российской Федерации, являющимся самостоятельной стороной соглашения о муниципально-частном партнерстве, объектом которого являются объекты транспортной инфраструктуры и технологически связанные с ними транспортные средства, обеспечивающие деятельность, связанную с перевозками пассажиров транспортом общего пользования, за исключением метрополитена, и публичным партнером по которому выступает муниципальное образование, контроля за исполнением такого соглашения, требований к составу результатов выполнения этапов соглашения о муниципально-частном партнерстве, объектом которого являются объекты транспортной инфраструктуры и технологически связанные с ними транспортные средства, обеспечивающие деятельность, связанную с перевозками пассажиров транспортом общего пользования, за исключением метрополитена, а также о внесении изменений в Правила осуществления публичным партнером контроля за исполнением соглашения о государственно-частном партнерстве и соглашения о муниципально-частном партнерстве"
Постановление Правительства РФ от 24.11.2022 N 2138 "Об утверждении Правил осуществления субъектом Российской Федерации, являющимся самостоятельной стороной концессионного соглашения, объектом которого являются объекты транспортной инфраструктуры и технологически связанные с ними транспортные средства, обеспечивающие деятельность, связанную с перевозками пассажиров транспортом общего пользования, за исключением метрополитена, и концедентом по которому выступает муниципальное образование, контроля за исполнением такого концессионного соглашения, а также требований к составу результатов выполнения этапов исполнения условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты транспортной инфраструктуры и технологически связанные с ними транспортные средства, обеспечивающие деятельность, связанную с перевозками пассажиров транспортом общего пользования, за исключением метрополитена"

ПРАВО.RU

ГАРАНТ: Новости

Свежие комментарии

s-top-menu--fixed