г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф.614
г. Москва, ул. Верхняя Красносельская, д.11а, оф.29
г. Санкт-Петербург, Спасский пер., д. 14/35, лит. А, офис 1304
АНТОНОВ
И ПАРТНЁРЫ
АДВОКАТСКОЕ БЮРО

Конституционное право граждан на жилище

Конституция РФ провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина в ст. 40 право на жилище.

Право на жилище появилось в Конституциях сравнительно недавно. В нашей стране право граждан на жилище было впервые установлено в Конституции СССР 1977 г., а затем в Конституции РСФСР и Конституции Российской Федерации, а также в кодифицированных жилищных законах: Основах жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик (24.06.1981), ЖК РСФСР (24.06.1983),  ЖК РФ.

В последнее время проблемы сущности и содержания права на жилище являются предметом серьезного внимания  российских правоведов.

В литературе подчеркивается  многоаспектный характер права на жилище. Оно включает в себя следующие возможности:

  • возможность иметь жилое помещение на различных правах,
  • возможность улучшить свои жилищные условия различными способами, в том числе путем обеспечения жилыми помещениями со стороны государства малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
  • возможность стабильного пользования жилым помещением: никто не может быть произвольно лишен жилища, право на жилое помещение может прекратиться только при наличии оснований и в порядке, предусмотренном в законе

Конституционное право граждан на жилище находит свое конкретное проявление в отраслях права, так гражданское и жилищное законодательство закрепляют основания возникновения и содержание различных прав на жилое помещение: права собственности, права пользования по договору социального найма, по договору коммерческого найма, в силу членства в жилищных кооперативах, на основании завещательного отказа и другие права.

Оценивать содержание права граждан на жилище следует с учетом политических и экономических изменений, произошедших в РФ за последние годы.

С развитием рыночных отношений произошли существенные изменения  в жилищной сфере, изменилось соотношение способов удовлетворения жилищных потребностей граждан: если ранее основным из них выступала распределительная система, то есть предоставления жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда с заключением договора социального найма, то в настоящее время жилищные потребности удовлетворяются двумя основными способами через собственность (приватизация, договор долевого участия в жилищном строительстве, наследование, рента, купля-продажа, ипотечное жилищное кредитование) и путем заключения договора найма жилого помещения (договор социального найма, договор коммерческого найма и др.).

Литовкин В.Н. выделяет три системы удовлетворения жилищных потребностей общества, функционировавших в России в течение 20 века: дореволюционную, советскую, постсоветскую.

В ст. 2 ЖК РФ в самом общем виде закреплены основные обязанности ОГВ и ОМСУ в целях обеспечения условий для осуществления права на жилище:

1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

4) стимулируют жилищное строительство;

5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

6) обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда;

7) организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования;

8) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства;

9) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль;

10) размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее — система) информацию в соответствии с ФЗ от 21.07.2014 № 209 «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Помимо закрепления права на жилище Конституция содержит и ряд других статей, имеющих особое значение для жилищного права: ст. ст. 71, 72 о разграничении предметов ведения между РФ и субъектами РФ, ст. 35 – неприкосновенность собственности, ст. 25 – неприкосновенность жилища, ст. 27 – право на свободу передвижения, выбора места жительства и места пребывания.

Дата актуальности материала: 29.10.2017

Оставить комментарий

Добавить комментарий
Ваш email не будет опубликован.

Готовы доверить решение проблемы нам?

Ваше сообщение успешно отправлено.
Наши сотрудники свяжутся с Вами в ближайшее время.

Наша главная цель — помощь клиентам в решении существующих проблем и их профилактика в будущем.

Оставьте заявку на консультацию, чтобы убедиться в этом лично!

Мы работаем по всей России. Укажите Ваш город в комментарии

Отправляя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Отзывы

Получить консультацию юриста
Наверх
x
Полезная информация
Сторонние сайты
Адвокатского бюро «Антонов и партнеры»
пр-т. Карла-Маркса, дом 192, оф. 614 Самара Россия 443080
Phone: +7 (846) 212-99-71 Email: antonov.partner@gmail.com URL: