Р Е Ш Е Н И Е
г. Самара 18 августа 2022 года
Судья Самарского областного суда Давыдова С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Ленинского районного суда города Самары от 31 мая 2022 года, которым
ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей,
установила:
09 мая 2022 года старшим УУП ОП № 5 УМВД России по г. Самаре ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении 22 № 3710909 в отношении ФИО1 по части 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 4).
Определением заместителя начальника отдела полиции ОП № 5 по г. Самаре – подполковником полиции ФИО5 от 11.05.2022 вышеуказанный протокол об административном правонарушении направлен в Ленинский районный суд г. Самары для рассмотрения по существу (л.д. 3).
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Самары от 31 мая 2022 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей (л.д. 81-83).
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, ФИО1 просит судебное постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, поскольку протокол об административном правонарушении составлен на основании недопустимых доказательств; протокол об административных правонарушениях составлялся в отсутствие ФИО1 и ей не вручался; ФИО1 не извещали о дате и времени составления протокола об административном правонарушении; ФИО1 была лишена права на защиту, так как процессуальные действия проводились без участия ее защитника – адвоката; объяснения ФИО2, данные в суде первой инстанции не соответствуют действительности, что подтверждается аудиозаписью; личность понятых не установлена.
В жалобе изложены ходатайства о вызове представителя прокуратуры для поддержания обвинения по данному делу об административном правонарушении, а также вызове в качестве свидетелей сотрудников полиции, чьи рапорты и объяснения содержатся в материалах дела.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.
Поскольку, настоящее дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 не было возбуждено по инициативе прокурора, то его участие в рассмотрении дела и жалобы на постановление в силу закона не требуется.
Ходатайство о вызове свидетелей-сотрудников полиции также удовлетворению не подлежит, поскольку имеющихся по делу доказательств достаточно для рассмотрения дела по существу, в том числе по доводам жалобы.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, извещение о дате, времени и месте судебного заседания надлежащее.
В судебном заседании защитник ФИО1 – адвокат ФИО6 поддержал доводы жалобы, обращал внимание на процессуальные нарушения допущенные сотрудниками полиции при составлении протокола об административном правонарушении.
ФИО2, опрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля по делу, пояснил, что 09.05.2022 прибыл в центр города для участия в торжественном мероприятии посвященном победе в Великой Отечественной Войне. Примерно около 16.00 к нему подошёл ранее неизвестный сотрудник полиции и пригласил принять участие при оформлении документов. По пути к Театру оперы и балета, сотрудник объяснил, что задержали девушку на площади Славы, которая стояла с плакатом и резала себе руки. В одном из помещений театра предложили подписать документы, что ФИО2 и сделал. ФИО1 он не видел, ему пояснили, что она в машине скорой помощи в неадекватном состоянии. При ФИО2 её не опрашивали и никаких документов не составляли. Также, примерно одновременно с ним, привели и другого свидетеля, который подписал документы. По какой причине в протоколе указан номер телефона не принадлежащий ФИО2, он пояснить не смог, указав, что волновался и не совсем понимал, что происходит.
Изучив представленные материалы дела, выслушав участников судебного заседания, прихожу к следующему.
Часть 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Дискредитация – это подрыв доверия, умаление авторитета и достоинства.
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 21 февраля 2022 года № 71 и № 72 признаны суверенными и независимыми государствами Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика.
24 февраля 2022 года Президентом Российской Федерации Путиным В.В. принято решение о проведении специальной военной операции на территории вышеуказанных республик.
В протоколе об административном правонарушении указано, что 09.05.2022 примерно в 15:30, ФИО1 находясь на площади Славы по ул. Молодогвардейская в Ленинском районе г. Самары, осуществляла публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, а именно, проводила одиночный пикет, удерживая при этом в руках наглядное средство агитации – плакат с надписью: «У РОССИИ РУКИ ПО ЛОКОТЬ В КРОВИ #НЕТВОЙНЕ», публично демонстрировала его проходящим гражданам, чем подрывала доверие к проведению с согласия Совета Федерации ФС Российской Федерации, утвержденного постановлением от 22.02.2022 № 35-СФ, специальной военной операции по защите граждан ДНР и ЛНР, объявленным решением Президента Российской Федерации от 24.02.2022.
Судья районного суда пришел к выводу о том, что ФИО1 виновна в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, однако судом, при рассмотрении дела не учтено следующее.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
Из части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 данного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 данной статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше и иными нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении, иных процессуальных документов, и внесении изменений в них.
Исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.
Вместе с тем, из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в протоколе об административном правонарушении от 09 мая 2022 года № 3710909 отсутствуют объяснения и подписи ФИО1 в графах разъяснении прав и получении копии протокола. Имеется отметка должностного лица об отказе ФИО1 от подписи, что подтверждается подписями свидетелей ФИО8 и ФИО2 (л.д. 4).
В соответствии с частью 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные названным Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 51 Конституции Российской Федерации.
При рассмотрении дела ФИО1 и её защитник последовательно утверждали о том, что протокол составлялся в отсутствие ФИО1, при опросе ФИО1 до составления протокола, свидетелей не было.
С учетом пояснений свидетеля ФИО2, данных в суде апелляционной инстанции после предупреждения об ответственности за дачу ложных показаний по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы ФИО1 о нарушении её процессуальных прав, в том числе о не вручении протокола об административном правонарушении, не опровергнуты материалами дела.
В соответствии с частью 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Учитывая положения пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вышеназванные нарушения не могут быть восполнены при рассмотрении настоящей жалобы, в связи с чем, протокол об административном правонарушении не может быть принят в качестве надлежащего доказательства по настоящему делу.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации в связи с недоказанностью и обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6 — 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
Жалобу ФИО1 – удовлетворить.
Постановление судьи Ленинского районного суда города Самары от 31 мая 2022 года, которым ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей — отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации в связи с недоказанностью и обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии со статьями 30.12 — 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение Самарского областного суда может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Самарского областного суда С.Е. Давыдова
Здесь и далее в целях соблюдения адвокатской тайны ФИО участников дела изменены
Дата актуальности материала: 18.08.2022