top-menu
г. Москва, ул. Верхняя Красносельская, д.11а, оф.29
г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф.614
г. Санкт-Петербург
menu-mobile

Уголовно-правовые механизмы обеспечения безопасности в информационно-коммуникативном пространстве

Главная Профессиональные новости Уголовно-правовые механизмы обеспечения безопасности в информационно-коммуникативном пространстве

Адвокат Антонов А.П.

Одновременно с расширением областей применения информационных технологий возникают и новые информационные угрозы, связанные с достижением террористических, экстремистских, криминальных и иных противоправных целей.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, которая представляет собой систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности в информационной сфере, отмечено, что «информационные технологии приобрели глобальный трансграничный характер и стали неотъемлемой частью всех сфер деятельности личности, общества и государства». При этом государство призвано обеспечить реализацию таких важнейших национальных интересов в информационной сфере, как защита конституционных прав и свобод человека и гражданина при получении и использовании информации, информационная поддержка демократических институтов, механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, сохранение культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации, функционирование информационной инфраструктуры, в первую очередь критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и единой сети электросвязи Российской Федерации, развитие информационных технологий и электронной промышленности, доведение до общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, содействие формированию системы международной информационной безопасности.

Помимо этого, государство должно обеспечить защиту детей от дестабилизирующего воздействия информационной продукции путем сохранения их психического, психологического здоровья и благополучия, а также формирования позитивного мировосприятия.

В связи с этим в качестве важнейшего элемента реализации государственной политики Российской Федерации в области информационной безопасности следует признать уголовно-правовой механизм, включающий в себя нормы о преступлениях в информационно-коммуникационном пространстве.

Эффективность уголовной политики государства напрямую зависит от степени решения задач, установленных в ст. 2 УК РФ: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств; обеспечение мира и безопасности человечества, т.е. важных, «выгодных государству общественных отношений», благ, ценностей (социальных интересов); предупреждение преступлений.

Наличие формально определенных задач само по себе должно повышать эффективность уголовного права, поскольку эти задачи, во-первых, обязывают законодателя издавать законы, которые позволят выполнять такие задачи, во-вторых, должны побуждать правоохранительные органы обеспечивать решение уголовно-правовых задач, в-третьих, непосредственно способствовать постоянному совершенствованию и самого уголовного права, и процесса его реализации. Как видим, указанные задачи напрямую должны влиять на правотворческую и правоприменительную деятельность, т.е. выступать одним из необходимых условий формирования уголовной политики.

Следует согласиться с А.Э. Жалинским, который, анализируя задачи уголовного права, делает три важных вывода: эти задачи заключаются в обеспечении общественного блага как системы общепризнанных социальных ценностей путем принуждения, т.е. легитимации необходимого обеспечения получивших правовую оценку действительных и сбалансированных интересов гражданина, общества и государства; охраняемые социальные ценности должны быть описаны на языке права и задачи могут рассматриваться как некоторое желаемое состояние правопорядка, которое может получить хотя бы самую общую качественно-количественную оценку, сопоставляемую с социальными затратами на уголовное право; направленность задач уголовного закона на поддержание социального мира увязывает их также с иными отраслями права и реализует субсидиарный характер уголовного права.

Сущность уголовно-правовой охраны социально значимых отношений, в том числе в сфере информационной безопасности, может составлять «достигнутый на данном этапе развития общества уровень единства личных, общественных и государственных интересов», который, в свою очередь, должен выражать «ту меру социальной справедливости, которая нашла воплощение в охраняемых уголовным правом общественных отношениях».

Таким образом, представляется верной позиция Б.Т. Разгильдиева: уголовно-правовое понятие «охрана» — законодательная категория, в которой сформулирована задача, стоящая перед УК РФ.

Уголовный закон не содержит понятия «объект охраны». Но оно возникает вынужденно для обозначения того, что просто перечислено в ч. 2 ст. 2 УК РФ как охраняемые социальные явления.

Эти явления представляют собой институализированные социальные ценности и должны рассматриваться в качестве реально существующих феноменов, противостоящих уголовному праву, имеющих правовую оценку, отражающую степень и характер общественной опасности посягательства на объект; они разнообразны как в фактическом, предметном, так и в правовом выражении.

В целом следует согласиться с мнением о том, что в соответствии с задачами уголовного права «объект преступления» и «объект уголовно-правовой охраны» — совпадающие понятия. Причем объект преступления — это тот общественный интерес, те общественные отношения, правовые блага, социальные ценности, против которых направляется преступление и которые берет под свою защиту уголовное право.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Дата актуальности материала: 26.04.2021

Чтобы записаться на консультацию позвоните по круглосуточному номеру +7 (846) 212-99-71 или оставьте заявку ниже

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Оставьте здесь свой отзыв о нашей работе!
Адвокатское бюро «Антонов и партнеры» — качественная юридическая помощь по всей России. Ваш регион не имеет значения!
Подготовим для Вас любой процессуальный документ по Вашим материалам (проект иска, жалобы, ходатайства и т.д.)! Недорого! Для заказа просто напишите нам сообщение в диалоговом окне в правом нижнем углу страницы либо позвоните нам по номеру в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71
Каждому Доверителю гарантируем индивидуальный подход и гибкую ценовую политику, конфиденциальность и поддержку в течении 24 часов в сутки!
Подписывайтесь на наши новости в Телеграмме
Telegram-канал
Оплачивайте юридическую помощь прямо с сайта
Оплата по QR-коду
Добавляйтесь к нам в друзья
Подписывайтесь на наш канал

КонсультантПлюс: "Горячие" документы

Приказ Минсельхоза России от 02.11.2022 N 776 "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов для ветеринарного применения, перечня лекарственных средств для ветеринарного применения, в том числе антимикробных препаратов для ветеринарного применения, отпускаемых по рецепту на лекарственный препарат или по требованию ветеринарной организации или организации (индивидуального предпринимателя), осуществляющей (осуществляющего) разведение, выращивание и содержание животных, формы рецептурного бланка на лекарственный препарат для ветеринарного применения, формы требования ветеринарной организации или организации (индивидуального предпринимателя), осуществляющей (осуществляющего) разведение, выращивание и содержание животных, порядка оформления таких рецептурного бланка и требования, их учета и хранения" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2022 N 71227)

ПРАВО.RU

ГАРАНТ: Новости

Свежие комментарии

s-top-menu--fixed