1. Физическое лицо, в отличие от лица юридического, рождается, взрослеет и умирает. Между рождением и смертью физического лица, как правило, проходит значительное, во всяком случае по общечеловеческим меркам, время. Приобретаемая с рождением правоспособность поэтапно дополняется дееспособностью. Гражданин приобретает имущество, устанавливает связи с другими лицами, участвует в имущественных и неимущественных правоотношениях. Каждое физическое лицо, каждый индивид проживает не только юридическую жизнь (от появления правоспособности до ее прекращения), но и жизнь человеческую, биологическую, от особенностей которой зависит объем дееспособности гражданина и, следовательно, его правосубъектность. Гражданское право, заботясь о стабильности правоотношений, о равных для всех участников возможностях участвовать в юридической жизни, о непрерывности имущественных связей, об интересах контрагентов и третьих лиц, восполняет и обеспечивает различными способами надлежащий и необходимый уровень правосубъектности граждан.
Законодательством предусматриваются следующие специальные гражданско-правовые институты (юридические конструкции) по восполнению и обеспечению правосубъектности граждан:
а) опека и попечительство;
б) признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим;
в) регистрация актов гражданского состояния.
2. Опека и попечительство восполняют недостаточную дееспособность некоторых категорий граждан, обеспечивая полноценное (в первую очередь для иных лиц — контрагентов, должников, кредиторов и т.п.) участие последних в гражданских правоотношениях. Помимо Гражданского кодекса, отношения, связанные с опекой и попечительством, регулируются СК, а также специальным Законом об опеке и попечительстве.
Необходимо строго различать две категории: 1) опека и 2) попечительство.
Опека устанавливается над малолетними и гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени все необходимые сделки.
Попечительство устанавливается в отношении несовершеннолетних (14 — 18 лет), а также граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами, граждан, которые вследствие психического расстройства могут понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц. Попечители в необходимых случаях дают согласие на совершение сделок подопечными, оказывают несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (а также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами). Специальное законодательство об опеке и попечительстве детализирует, в частности, положения об органах опеки и попечительства, о правах и обязанностях опекунов и попечителей, об исполнении опекунами своих обязанностей, о распоряжении имуществом подопечного, о доверительном управлении имуществом подопечного, об освобождении и устранении опекунов и попечителей от исполнения своих обязанностей и др.
При этом в ГК предусмотрено, что доходы подопечного расходуются исключительно в интересах подопечного. Опекун не вправе совершать, а попечитель давать согласие на совершение сделок по отчуждению имущества подопечного, иных сделок, влекущих уменьшение его имущества. Они, их супруги, близкие родственники по общему правилу не вправе совершать сделки с подопечным. При необходимости орган опеки заключает договор об управлении имуществом подопечного на началах доверительного управления, предусмотренного в ГК РФ.
В ГК и Законе об опеке и попечительстве предусмотрен институт попечительства в форме патронажа (помощника). Этот институт применяется в отношении совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности. Распоряжение имуществом в этом случае осуществляется на основании договора поручения или доверительного управления, а сделки совершаются с согласия подопечного.
3. В гражданском праве выработаны институты, призванные устранять неопределенность в отношении лиц, сам факт существования которых неизвестен. Это особо существенно именно для гражданского права, которое призвано обеспечивать максимально возможную определенность в регулируемых им отношениях и их участниках.
Такими институтами являются: а) признание гражданина безвестно отсутствующим и б) объявление гражданина умершим.
По мнению О.С. Иоффе, «безвестно отсутствующим гражданин признается, а умершим объявляется. Это означает, что в первом случае констатируется факт, но не какая-нибудь презумпция, тогда как во втором случае сам факт уже не может быть выявлен, и потому его существование презюмируется».
Признание гражданина безвестно отсутствующим производится судом по заявлению заинтересованного лица, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Годичный срок исчисляется со дня получения последних сведений об отсутствующем, а при отсутствии таковых — с первого числа месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, или даже с 1 января следующего года. Имущество безвестно отсутствующего при необходимости поступает в доверительное управление лица, действующего по договору с органом опеки. Это имущество может быть использовано для осуществления сделок и выполнения обязанностей отсутствующего. При явке безвестно отсутствующего по решению суда устраняются все указанные ранее правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим.
Объявление гражданина умершим также производится судом, если в месте жительства гражданина нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал при обстоятельствах, дающих основания предполагать о его смерти или гибели, — в течение шести месяцев. Вместе с тем военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Днем смерти гражданина, объявленного умершим, является по общему правилу день вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Юридические последствия объявления гражданина умершим одинаковы с юридическими последствиями его смерти.
В случае явки гражданина, объявленного умершим, он вправе требовать от других лиц возврата сохранившегося имущества (кроме денег и ценных бумаг), если оно перешло к этим лицам безвозмездно. По возмездным сделкам имущество подлежит возврату, если доказано, что, приобретая имущество, приобретатели знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых.
4. Для обеспечения определенности и устойчивости гражданских правоотношений ГК (ст. 47) предусматривает государственную регистрацию следующих актов гражданского состояния:
— рождение;
— заключение брака;
— расторжение брака;
— усыновление (удочерение);
— установление отцовства;
— перемена имени;
— смерть гражданина.
Регистрация этих актов производится органами записи актов гражданского состояния путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании указанных записей. «Акты гражданского состояния представляют собой административные акты, совершаемые компетентными на то органами, в которых соответствующие обстоятельства отражаются и закрепляются официальными документами. Они составляются только на прямо предусмотренные законом юридические факты и оформляются в порядке, также установленном законом».
Административные, технико-юридические вопросы о порядке внесения записей о гражданских состояниях, об исправлении и изменении этих записей, об их аннулировании и восстановлении и некоторые другие предусмотрены в специальном Законе об актах гражданского состояния.
Дата актуальности материала: 01.01.2017