г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф.619
+7 (846) 212-99-71

Жилищные, жилищно-строительные и жилищные накопительные кооперативы. Правовое положение ЖК, ЖСК, ЖНК.

История создания 20 годы в целях решения жилищного вопроса 1924 Постановление ЦИК И СНК СССР «О жилищной кооперации»: ЖАКТ – жилищно-арендные кооперативные товарищества, ЖСКТ – жилищно-строительные кооперативные товарищества для рабочих, ОЖСКТ – общегражданские жилищно-строительные кооперативные товарищества.  гос. ссуды –90 % до 60 лет. С 1937 года государственная помощь прекратилась, только за счет собственных средств. В 60 г.г. годы возобновилось создание ЖК, ЖСК, их правовое положение было урегулировано ЖК РСФСР в 1983 г. ЖК РФ также  взялся регулировать правовое положение некоммерческих организаций, как правило, их статус определяется отдельными законами.

Правовое регулирование: раздел 5 ЖК РФ; ФЗ от 30.12.2004 № 215«О жилищных накопительных кооперативах», ст. 116 ГК РФ, Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 46 «О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности жилищных накопительных кооперативов».

На них не распространяется Закон РФ от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации», ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

Жилищные и жилищно-строительные кооперативы по своей организационно-правовой форме являются некоммерческими организациями, а именно потребительскими кооперативами. Это добровольные объединения граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме.

Члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. При проведении реконструкции многоквартирного дома жилищный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке реконструкцию этого дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство.

Жилищно-строительные кооперативы, созданные до 25 июля 2015 года, за исключением жилищно-строительных кооперативов, создание которых предусмотрено Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», должны соответствовать требованию, предусмотренному частью 3 статьи 110, по истечении одного года с указанной даты.

Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство. Жилищно-строительный кооператив, за исключением жилищно-строительных кооперативов, создание которых предусмотрено Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», не вправе осуществлять одновременно строительство более одного многоквартирного дома с количеством этажей более чем три.

Особенности организации и деятельности жилищно-строительного кооператива, осуществляющего строительство многоквартирного дома

Статья 123.1 (введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 236-ФЗ)

Обязанность жилищно-строительного кооператива, предусмотренная частью 1 статьи 123.1 (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 N 236-ФЗ), возникает с 1 июля 2016 года.

  1. Жилищно-строительный кооператив, осуществляющий за счет средств членов кооператива строительство многоквартирного дома, обязан размещать в системе в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, порядком, составом, сроками и периодичностью размещения в системе устав кооператива, а также следующие документы и информацию:

1) количество членов жилищно-строительного кооператива;

2) разрешение на строительство многоквартирного дома, в строительстве которого своими средствами участвуют члены жилищно-строительного кооператива;

3) права жилищно-строительного кооператива на земельный участок, в том числе реквизиты правоустанавливающего документа на земельный участок, сведения о собственнике земельного участка (в случае, если жилищно-строительный кооператив не является собственником земельного участка), кадастровый номер и площадь земельного участка, предоставленного для строительства многоквартирного дома, сведения об элементах благоустройства;

4) местоположение строящегося многоквартирного дома и его описание, подготовленное в соответствии с проектной документацией, на основании которой выдано разрешение на строительство;

5) количество жилых помещений в строящемся многоквартирном доме, описание технических характеристик таких жилых помещений в соответствии с проектной документацией, а также изменение указанной информации в случае внесения в проектную документацию соответствующих изменений;

6) предполагаемый срок получения разрешения на ввод в эксплуатацию строящегося многоквартирного дома.

 Обязанность жилищно-строительного кооператива, предусмотренная частью 2 статьи 123.1 (в части предоставления документов для ознакомления с использованием системы) (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 N 236-ФЗ), возникает с 1 июля 2016 года.

 2. Жилищно-строительный кооператив по требованию члена этого кооператива обязан предоставить для ознакомления, в том числе с использованием системы:

1) заключение экспертизы проектной документации, если проведение такой экспертизы установлено федеральным законом;

2) проектную документацию, включающую в себя все внесенные в нее изменения;

3) документы, подтверждающие права жилищно-строительного кооператива на земельный участок;

4) протоколы общих собраний членов жилищно-строительного кооператива, заседаний его правления и ревизионной комиссии (ревизора) кооператива;

5) документы, подтверждающие итоги голосования, в том числе бюллетени для голосования, и доверенности на участие в общем собрании членов жилищно-строительного кооператива или копии таких доверенностей;

6) заключения ревизионной комиссии (ревизора) жилищно-строительного кооператива;

7) иные документы, предусмотренные настоящим Кодексом, уставом жилищно-строительного кооператива, его внутренними документами, решениями общего собрания членов этого кооператива.

Обязанность жилищно-строительного кооператива, предусмотренная частью 3 (в части предоставления документов для ознакомления с использованием системы) статьи 123.1 (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 N 236-ФЗ), возникает с 1 июля 2016 года.

 3. Жилищно-строительный кооператив обязан вести, в том числе в системе, реестр своих членов, содержащий следующие сведения:

1) фамилия, имя и (при наличии) отчество члена жилищно-строительного кооператива или в случае, если членом жилищно-строительного кооператива является юридическое лицо, наименование юридического лица;

2) определение в соответствии с проектной документацией конкретного жилого помещения, право собственности на которое приобретает член жилищно-строительного кооператива в случае выплаты паевого взноса полностью;

3) размер вступительных и паевых взносов в отношении каждого члена жилищно-строительного кооператива.

  1. Решение общего собрания членов жилищно-строительного кооператива по вопросу внесения изменений в проектную документацию считается принятым при условии, если за него проголосовало более трех четвертей членов жилищно-строительного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании.
  2. Осуществляющий в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство многоквартирного дома (далее в настоящей главе — контролирующий орган), получает сведения, содержащиеся в реестре членов жилищно-строительного кооператива, а также иную информацию, предусмотренную настоящей статьей, из системы.

Статья 123.2. Контроль за деятельностью жилищно-строительного кооператива

(введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 236-ФЗ)

  1. Контроль за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, а также за соблюдением жилищно-строительным кооперативом требований части 3 статьи 110 настоящего Кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 настоящего Кодекса осуществляется контролирующим органом. По окончании строительства многоквартирного дома и получения разрешения на его ввод в эксплуатацию в отношении жилищно-строительных кооперативов осуществляется государственный жилищный надзор в порядке, предусмотренном статьей 20 настоящего Кодекса.
  2. Контролирующий орган при осуществлении контроля вправе:

1) получать от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по формированию официальной статистической информации, и его территориальных органов документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома;

2) получать от органов местного самоуправления документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома;

3) осуществлять в соответствии с частью 4 настоящей статьи проверку деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома;

4) требовать от органов управления жилищно-строительного кооператива устранения выявленных нарушений;

5) рассматривать жалобы граждан и юридических лиц, связанные с нарушениями жилищно-строительным кооперативом требований части 3 статьи 110 настоящего Кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 настоящего Кодекса;

6) обращаться в суд с заявлением в защиту предусмотренных настоящей главой прав и законных интересов членов жилищно-строительного кооператива, которые своими средствами участвуют в строительстве многоквартирного дома, в случае нарушения таких прав и интересов;

7) направлять в жилищно-строительный кооператив обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований части 3 статьи 110 настоящего Кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 настоящего Кодекса и устанавливать сроки устранения таких нарушений;

8) принимать меры, необходимые для привлечения жилищно-строительного кооператива, его должностных лиц к ответственности, установленной настоящей главой и законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

  1. В случае неисполнения жилищно-строительным кооперативом в установленный контролирующим органом срок предписания об устранении выявленных нарушений, а также в случае, если эти нарушения создают реальную угрозу правам и законным интересам членов жилищно-строительного кооператива, контролирующий орган вправе вынести предписание о приостановлении деятельности жилищно-строительного кооператива по привлечению новых членов кооператива до устранения жилищно-строительным кооперативом соответствующих нарушений. Контролирующий орган в случае неисполнения его предписаний жилищно-строительным кооперативом вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации этого кооператива.
  2. Предметом проверки деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, является соблюдение жилищно-строительным кооперативом обязательных требований части 3 статьи 110 настоящего Кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 настоящего Кодекса.
  3. Основанием для проведения контролирующим органом на территории субъекта Российской Федерации, на которой осуществляется строительство, плановой проверки является истечение одного года с даты выдачи жилищно-строительному кооперативу разрешения на строительство либо с даты окончания проведения последней плановой проверки такого кооператива на территории субъекта Российской Федерации, на которой осуществляется строительство.
  4. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) неисполнение в установленный срок жилищно-строительным кооперативом выданного контролирующим органом предписания об устранении нарушения требований части 3 статьи 110 настоящего Кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 настоящего Кодекса;

2) поступление в контролирующий орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также из системы о фактах нарушения требований части 3 статьи 110 настоящего Кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 настоящего Кодекса;

3) требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям

В главе 11 ЖК РФ закреплены следующие требования по организации ЖК и ЖСК: количество членов ЖК, ЖСК не может быть менее 5, но не должно превышать количества жилых помещений в строящемся или приобретаемом доме. Использован термин организация, а не создание

Условия вступления в члены кооператива названо:

-достижение 16 летнего возраста

В случае, если кооператив организован при содействии ОГВ или ОМСУ, преимущественное право на вступление в него имеют малоимущие и иные указанные в законе категории граждан, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Масштабы и характер такой поддержки законодателем не устанавливаются. Такие кооперативы в теории и практике именуют «патронажными», в таком случае ЖК, ЖСК, как правило, передают по договору функции заказчика управлению по капитальному строительству либо юридическим лицам

Решение об организации кооператива принимается собранием учредителей, которое оформляется протоколом. Кроме того, необходимо утвердить учредительный документ – Устав кооператива.

Ст.113 ЖК РФ содержит требования к Уставу: помимо общих сведений, характерных для любого юридического, лица необходимо указать порядок внесения и размер паевых взносов, ответственность за их невнесение, порядок покрытия членами кооператива понесенных ими убытков, порядок вступления и выхода из членов кооператива, сведения о реорганизации и ликвидации кооператива. Кроме того,  согласно положениям раздела 5 ЖК РФ  обязательно отразить следующие сведения об органах кооператива и их компетенции: о порядке проведения конференции (ст. 115), порядке созыва общего собрания (ст. 116) и принятия им решений, порядке избрания правления, его количественный состав и срок действия, порядок его деятельности (ст. 118),  срок полномочий председателя правления (ст. 119), количественный состав и порядок работы ревизионной комиссии (ст. 120), порядок сдачи внаем жилых помещений (ст. 128)

Государственная регистрация жилищного кооператива осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц.

Органами управления ЖК, ЖСК являются:

  • общее собрание членов ЖК, ЖСК или конференция, если число членов кооператива более 50 и это предусмотрено уставом кооператива.
  • правление и председатель правления кооператива
  • ревизионная комиссия – внутренний контрольный орган.

 Перечень органов, предусмотренный в ст. 115 ЖК РФ является исчерпывающим

Статья 116.1. Требования к должностным лицам жилищного кооператива

Членами правления жилищного кооператива (в том числе председателем правления кооператива), членом ревизионной комиссии (ревизором) кооператива, а также главным бухгалтером (бухгалтером при отсутствии в штате главного бухгалтера) кооператива не могут являться граждане:

1) имеющие судимость за умышленные преступления;

2) в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;

3) которые ранее занимали должности руководителя, его заместителя или главного бухгалтера (бухгалтера при отсутствии в штате главного бухгалтера) организации, осуществлявшей деятельность в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, инженерных изысканий для строительства, архитектурно-строительного проектирования, либо являлись индивидуальными предпринимателями, осуществлявшими деятельность в указанных сферах, если такие организация, индивидуальные предприниматели были исключены из членов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства или признаны несостоятельными (банкротами) и с момента таких исключения или завершения соответствующей процедуры, применяемой в деле о несостоятельности (банкротстве), прошло менее чем три года.

ЖК РФ содержит лишь указание на то, что компетенция общего собрания должна быть определена в уставе, не раскрывая ее в целом, но в ряде статей указывая вопросы, которые относятся к исключительной компетенции общего собрания.

Как правило,  в качестве таких принципиальных вопросов выступают: создание, реорганизация, ликвидация кооператива, изменение устава кооператива, прием и исключение членов из состава кооператива, установление размера взносов, получение кредитов, утверждение сметы, избрание органов и определение их компетенции.

Общее собрание правомочно, если на нем присутствуют более 50% членов кооператива. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих, а по вопросам указанным в уставе – более ¾ присутствующих (то есть квалифицированное большинство всегда ¾ , а не 2/3)

К сожалению,  статья не содержит определения кворума правомочности конференции и правомочности принятия ею решений, равно как и нормы, устанавливающей обязательность ее решений и избрание из ее состава таких же органов управления кооперативом, что и на общем собрании.

Правление избирается из числа членов ЖК, ЖСК на общем собрании в количестве и на срок, установленный в Уставе. (в отличие от ТСЖ, для которого в законодательстве закреплен срок 2 года) Председатель избирается правлением из своего состава. Он осуществляет деятельность на общественных началах или на профессиональной основе, в последнем случае правление заключает с ним трудовой договор. Ответственность за причиненные убытки

Правление и председатель осуществляют текущее руководство, заключают различные договоры, связанные с эксплуатацией жилого дома, решают организационные и кадровые вопросы, обеспечивают исполнения решений общего собрания, контролируют внесение взносов, ведут список членов, обеспечивают делопроизводство, рассматривают заявления и жалобы. Из практики деятельности юридических лиц правление правомочно, если в заседании участвуют большинство членов

Ревизионная комиссия  (создается не по усмотрению)– внутренний контрольный орган, избирается на срок не более, чем 3 года из числа членов кооператива, не являющихся членами правления и не занимающих иные должности в органах кооператива, она контролирует финансово-хозяйственную деятельность кооператива. Ревизионная комиссия жилищного кооператива из своего состава избирает председателя ревизионной комиссии.

Согласно ст. 120 ЖК РФ. Ревизионная комиссия (ревизор) жилищного кооператива:

1) в обязательном порядке проводит плановые ревизии финансово-хозяйственной деятельности жилищного кооператива не реже одного раза в год;

2) представляет общему собранию членов кооператива (конференции) заключение о бюджете жилищного кооператива, годовом отчете и размерах обязательных платежей и взносов;

3) отчитывается перед общим собранием членов кооператива (конференцией) о своей деятельности.

Ревизионная комиссия (ревизор) жилищного кооператива в любое время вправе проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности кооператива и иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности кооператива.

Порядок работы ревизионной комиссии (ревизора) жилищного кооператива определяется уставом кооператива и другими документами кооператива.

После проведения проверок целесообразно наделить ее возможностью обращения в суд в целях привлечения к ответственности председателя правления

Реорганизация и ликвидация ЖК, ЖСК осуществляется по общим правилам, специально оговорена возможность преобразования в ТСЖ, возможно признание банкротом. Помимо этого ранее Вводный закон  предусматривал, что ЖК, ЖСК, в котором все его члены полностью внесли паевые взносы за предоставленные этим кооперативом жилые помещения подлежит до 1 января 2007 года преобразованию в ТСЖ или ликвидации. Такое преобразование нарушает имущественные права кооператива в связи с тем, что ТСЖ не имеет право распределения между своим членами доходов, полученных от хозяйственной деятельности.

Деятельность ЖНК регулируется ФЗ от 30.12.2004 «О жилищных накопительных кооперативах», это также потребительские кооперативы, создаваемые в целях удовлетворения жилищных потребностей граждан путем объединения членами кооператива паевых взносов. Их членами могут быть только физические лица, основное отличие заключается в специфических формах участия в деятельности кооператива (то есть порядке внесения паевых взносов), обусловленными тем, что строительство и приобретение жилья осуществляется в основном за счет собственных средств граждан-членов кооператива, отсюда невозможно одновременное предоставление жилых помещений всем членам кооператива. Кроме того, ЖНК не выполняют функции управление многоквартирными домами, его членами выступают только физические лица.

Для граждан, участвующих в деятельности кооператива установлены определенные гарантии их прав в виде:

— ведения ФОИВ реестра жилищных накопительных кооперативов (который содержит сведения о членах, органах, филиалах и т.п.).

— направление ЖНК годового отчета о своей деятельности в ФОИВ по контролю и надзору в сфере финансовых рынков

— закрепление в законе основных требований к финансовой устойчивости деятельности кооператива (размер паевого взноса после которого возникает право на приобретение жилого помещения и передачи его в пользование не может быть менее 30 % от всего размера взноса; общий размер паенокаплений других членов, направляемых на приобретение жилого помещения не может быть больше размера собственного паенакопления члена кооператива; заемные средства не должны составлять более 70 % средств, общая величина заемных средств, используемых ЖНК должна быть не более 40 %; минимальный срок внесения части паевого взноса начиная со второго года работы кооператива не может быть менее 2 лет, а оставшийся срок не может превышать более чем в 1, 5 раза предшествующий)

 — проведение ФОИВ оценки финансовой устойчивости деятельности кооператива в соответствии с установленными нормативами

—   ограничение на совершение сделок: ЖНК не вправе дарить жилые помещения, передавать в безвозмездное пользование, выступать поручителем, выдавать займы, вносить свое имущество в качестве вклада в уставный капитал юридических лиц;

— закрепление в законе обязанности кооператива формировать резервный фонд не менее 1, 5 % от размера паевого фонда, средства которого используется только в непредвиденных случаях и для покрытия убытков

 — осуществление ФОИВ контроля за деятельностью кооператива по привлечению и использованию денежных средств граждан и соблюдением законодательства, при этом он вправе устанавливать квалификационные требования к руководителям, правила бух. учета, получать сведения о регистрации, получать от кооперативов копии документов; давать обязательные предписания и требовать устранения нарушений, применять меры ответственности

— обязательная ежегодная аудиторская проверка

— открытость информации о ЖНК

Число членов не может быть менее 50 и более чем 5 000 человек. Учредительный документ – Устав, в ст. 11 закона закреплены обязательные требования к Уставу.

Органы управления ЖНК общее собрание, правление (обязательно) – осуществляет руководство в периоды между собраниями, исполнительными органами названы дирекция и(или) директор, органы контроля – ревизионная комиссия. Общее собрание может проводится в форме собрания уполномоченных, если число членов кооператива превышает 500 человек. (от 10 до 50 членов). Реорганизация ограничена – в ТСЖ, ЖК, ЖСК. (см. ст. ст. 34-40 Закона)

Выбранная членом кооператива форма участия в деятельности кооператива и характеристики жилого помещения указываются в решении о приеме гражданина в члены кооператива. Формы участия  в деятельности кооператива устанавливают:

Минимальный и максимальный периоды внесения паевого взноса, после чего возникает право на приобретение или строительство жилого помещения

Период внесения оставшейся части

Размеры и периодичность платежей

Возможные условия привлечения заемных средств

За нарушение обязанности по внесению паевого взноса установлена ответственность в форме неустойки (не более 1/300 ставки рефинансирования).

Право члена кооператива на приобретение кооперативом жилого помещения возникает после выполнения условий внесения части паевого взноса, определенной в соответствии с выбранной им формой участия  в деятельности кооператива. Передача жилого помещения в пользование осуществляется непосредственно после приобретения кооперативом права собственности на это жилое помещение. Передача жилого помещения в пользование, вселение и пользование им осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Чтобы записаться на бесплатную консультацию позвоните по круглосуточному номеру +7 (846) 212-99-71 или оставьте заявку ниже

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Адвокатское бюро «Антонов и партнеры» — юридическая помощь в Москве, Самаре
Если Вам необходима консультация адвоката - не оттягивайте решение данного вопроса, просто перезвоните нам по номеру в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71
К каждому клиенту гарантируем индивидуальный подход и гибкую ценовую политику, конфиденциальность и поддержку в течении 24 часов в сутки!
Добавляйтесь в друзья
Подписывайтесь на мой канал
Наша практика
КонсультантПлюс: "Горячие" документы
ПРАВО.RU
ГАРАНТ: Новости
Свежие комментарии