г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф.619
+7 (846) 212-99-71

Апелляционным определением Самарского областного суда в исковом требовании о получении денежной компенсации было отказано

  • Главная
  • Наша практика
  • Апелляционным определением Самарского областного суда в исковом требовании о получении денежной компенсации было отказано

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Самара 18 января 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Самодуровой Н.Н.,
судей Акининой О.А., Моргачевой Н.Н.
при секретаре Моревой Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства строительства Самарской области ФИО2 (по доверенности) на решение Ленинского районного суда г. Самары от 23 сентября 2020 года, которым постановлено:
«Признать за ФИО1 право на получение денежной компенсации как пострадавшему участнику долевого строительства, удовлетворение прав которого невозможно в проблемном объекте в связи с нецелесообразностью и (или) невозможностью завершения строительства проблемного объекта, предусмотренной п.п. 5 п. 1 ст. 6 Закона Самарской области № 84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области».
Обязать Министерство строительства Самарской области выплатить в пользу ФИО1 денежные средства в размере 953 260 рублей в качестве денежной компенсации как пострадавшему участнику долевого строительства, удовлетворение прав требований которого невозможно в проблемном объекте в связи с нецелесообразностью и (или) невозможностью завершения строительства проблемного объекта.
Взыскать с Министерства строительства Самарской области в пользу ФИО1 расходы по оплате юридических услуг в размере 8 000 рублей и расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., объяснения представителя Министерства строительства Самарской области ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя ФИО1 – Малофеева В.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

22.05.2020г. ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству строительства Самарской области о признании права на денежную компенсацию и возложении обязанности выплатить денежные средства в сумме 953 260 руб. в качестве компенсации пострадавшему участнику долевого строительства.
В обоснование иска ФИО1 указал, что 16.11.2010г. между ФИО7 и ООО «НАЗВАНИЕ1» заключен договор участия в долевом строительстве жилого дома со встроенными нежилыми помещениями по <адрес> Предметом договора являлось участие в строительстве однокомнатной квартиры в 5 секции на 13 этаже за строительным номером №, общей площадью 43,33 кв.м., жилой площадью 20,80 кв.м. в жилом доме по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, путем внесения денежных средств.
В соответствии с п. 2 договора объем участия дольщика в строительстве составил 953 260руб. и был оплачен в полном объеме.
22.12.2011г. между ФИО7 и ФИО1 заключен договор переуступки доли в строительстве по договору №СЧ № от 16.11.2010г.
Постановлением следователя СОГ, СО ОП №3 Управления МВД России по г. Самаре капитаном юстиции ФИО3 от 02.08.2013г. ФИО1 признан потерпевшим по уголовному делу №, возбужденному в отношении руководства застройщика.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 11.11.2013г. по делу № А55-22035/2012 удовлетворено заявление ФИО1 о включении его требования в реестр требований о передаче жилых помещений.
В октябре 2019 г. ФИО1 обратился в Министерство строительства Самарской области с заявлением о выплате ему денежной компенсации в соответствии с Законом Самарской области №84-ГД.
Письмом Министерства строительства Самарской области от 16.04.2020г. ФИО1 отказано в выплате компенсации, поскольку в настоящее время меры государственной поддержки гражданам долевого строительства проблемного объекта по адресу: <адрес> в виде выплаты денежной компенсации не производятся.
ФИО1 считает отказ Министерства в выплате ему компенсации незаконным, нарушающим его права.
Ссылаясь на изложенное, на Постановление Правительства Самарской области от 13.12.2019г. № 927, а также на то, что приказом Министерства строительства Самарской области от 17.12.2019г. №216-п завершение строительства проблемного объекта, расположенного по адресу: <адрес>, (застройщик ООО «НАЗВАНИЕ1») признано нецелесообразным, ФИО1 просил суд признать за ним право на получение денежной компенсации пострадавшему участнику долевого строительства, удовлетворение прав которых невозможно в проблемном объекте в связи с нецелесообразностью и (или) невозможностью завершения строительства проблемного объекта, обязать Министерство строительства Самарской области выплатить ему компенсацию в сумме 953 260руб. в качестве денежной компенсации как пострадавшему участнику долевого строительства, удовлетворение прав которых, невозможно в проблемном объекте в связи с нецелесообразностью и (или) невозможностью завершения строительства проблемного объекта, взыскать расходы на оказание юридической помощи в размере 25 000руб. и оформление нотариальной доверенности в размере 1 200руб.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства Самарской области не согласен с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об отказе ФИО1 в удовлетворении иска.
В заседании судебной коллегии представитель Министерства строительства Самарской области ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просила решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
В заседании судебной коллегии представитель истца ФИО1 – Малофеев В.А. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в возражениях и дополнениях, просил оставить решение суда без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения, в порядке, предусмотренным статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Меры государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства установлены Законом Самарской области от 08.07.2019г. №84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области».
Подпункт 5 пункта 1 статьи 6 Закона Самарской области от 08.07.2019г. №84-ГД предусматривает выплату денежной компенсации пострадавшим участникам долевого строительства, удовлетворение прав требований которых невозможно в проблемном объекте в связи с нецелесообразностью и (или) невозможностью завершения строительства проблемного объекта.
В целях оказания мер государственной поддержки, установленных Законом, постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019г. № 927 утвержден порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства, и правила выплаты денежной компенсации таким гражданам.
Из материалов дела усматривается, что 16.11.2010г. между ООО «НАЗВАНИЕ1» и ФИО7 заключен Договор участия в долевом строительстве жилого дома со встроенными нежилыми помещениями по <адрес> № № от 16.11.2010г., предметом которого являлось участие ФИО7 в строительстве однокомнатной квартиры в 5 секции на 13 этаже, строительный №, общей площадью 43,33 кв.м, жилой площадью 20,80 кв.м, в жилом доме по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, путем внесения денежных средств.
В соответствии с п. 2 договора размер денежных средств, подлежащих уплате участником долевого строительства, составил 953 260руб.
22.12.2011г. ФИО7 с согласия застройщика переуступил ФИО1 свои права на «Долю» в строительстве по договору СЧ №3/373 16.11.2010г. участия в долевом строительстве жилого дома со встроенными нежилыми помещениями по <адрес> по договору переуступки подтверждена распиской ФИО7
Постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011г. №329 «Об утверждении Перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области и Порядка формирования перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области» объект, дольщиком которого являлся истец признан проблемным.
Постановлением следователя СОГ, СО ОП №3 Управления МВД России по г. Самаре капитаном юстиции ФИО3 от 02.08.2013г. ФИО1 признан потерпевшим по уголовному делу №, которое было возбуждено по признакам преступления, предусмотренного ч.3 статьи 159.4 УК РФ, в отношении неустановленных лиц из числа руководителей ООО «НАЗВАНИЕ1».
Определением Арбитражного суда Самарской области от 11.11.2013г. по делу № А55-22035/2012 требование ФИО1 о передаче жилого помещения – однокомнатной квартиры № № (строительный), на 13 этаже, в пятой секции, в жилом доме по <адрес> включены в реестр требований о передаче жилых помещений ООО «НАЗВАНИЕ1» при полном исполнении участником строительства своей обязанности по оплате предусмотренной по договору суммы в размере 953 260 руб.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 в октябре 2019 г. обратился в Министерство строительства Самарской области с заявлением о выплате денежной компенсации в соответствии с пп.5 п.1 ст.6 Закона Самарской области от 08.07.2019г. №84-ГД.
На обращение ФИО1 Министерство строительства Самарской области 16.04.2020г. направило ответ №, согласно которому в настоящее время меры государственной поддержки гражданам долевого строительства проблемного объекта по адресу: <адрес> в виде выплаты денежной компенсации не производятся. Также в письме указано, что Губернатором Самарской области Д.И. Азаровым 26.08.2019г. в адрес заместителя председателя Правительства Российской Федерации направлено обращение о включении Самарской области в число регионов на получение субсидии из федерального бюджета в целях обеспечения прав пострадавших граждан и завершения строительства жилых домов, в числе которых указан проблемный объект по адресу: <адрес>.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, исходил из того, что исковые требования ФИО1 основаны на Законе Самарской области от 08.07.2019г. №84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области», которым предусмотрены меры государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства.
Суд исходил из того, что ФИО1 обратился к ответчику с заявлением установленного образца о выплате ему денежной компенсации, и срок рассмотрения его заявления истек. Суд пришел к выводу, что исковые требования о признании за ФИО1 права на получение денежной компенсации как пострадавшему участнику долевого строительства и понуждении произвести выплату денежной компенсации являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции не соответствующими фактическим обстоятельствам и сделанными при неправильном применении норм материального права.
В соответствии с Законом Самарской области «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области» Правительство Самарской области 13.12.2019г. издало Постановление №927 об утверждении Порядка признания нецелесообразности и невозможности завершения строительства проблемного объекта, Порядка ведения реестра пострадавших участников долевого строительства, Правил выплаты денежной компенсации пострадавшим участникам долевого строительства.
В соответствии с п. 9 Порядка признания нецелесообразности и невозможности завершения строительства проблемного объекта, Министерство строительства Самарской области в течение 14 дней со дня принятия решения о нецелесообразности или невозможности достройки проблемного объекта размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет копию такого решения и информацию о начале приема заявлений пострадавших участников долевого строительства для включения в реестр пострадавших участников долевого строительства с указанием места, времени, формы и порядка приема заявлений.
Установлено, что Приказом Министерства строительства Самарской области № 216-П от 17.12.2019г. проблемный объект, расположенный по адресу: <адрес>, застройщик ООО «НАЗВАНИЕ1», признан нецелесообразным к завершению. Приказ размещен на официальном сайте Правительства Самарской области 17.12.2019г.
Таким образом, прием Министерством строительства Самарской области заявлений пострадавших дольщиков о включении их в реестр пострадавших участников долевого строительства, в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019г. №927 стал возможен лишь после 17.12.2019г.
Согласно п. 2.1. Порядка ведения реестра пострадавших участников долевого строительства для включения в реестр пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов, завершение строительства которых признано нецелесообразным и (или) невозможным, и пострадавших участников долевого строительства объектов, права требования которых не были удовлетворены (далее — Реестр), пострадавший участник долевого строительства подает в уполномоченный орган заявление по форме, установленной приложением 1 к настоящему Порядку, с приложением к данному заявлению документов, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего Порядка.
Согласно п. 2.5. Порядка Уполномоченный орган на основании поступившего заявления и документов, указанных в пунктах 2.2 и 2.3 настоящего Порядка, в тридцатидневный срок принимает решение об отказе или включении заявителя в Реестр, о чем уведомляет заявителя с указанием причин отказа или очередности (в ред. Постановления Правительства Самарской области от 13.08.2020г. №583)
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка ведения реестра пострадавших участников долевого строительства для включения в реестр пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов, завершение строительства которых признано нецелесообразным и (или) невозможным, пострадавший участник долевого строительства подает в уполномоченный орган заявление по форме, установленной приложением 2 к настоящему Порядку, с указанием выбранного вида государственной поддержки с приложением к данному заявлению документов, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего Порядка.
Согласно п. 2.2. (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) к заявлению пострадавшего участника долевого строительства, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются следующие документы: а) паспорт гражданина Российской Федерации, подтверждающий личность пострадавшего участника долевого строительства; б) заключенный с недобросовестным застройщиком договор участия в долевом строительстве; в) платежные документы, подтверждающие исполнение пострадавшим участником долевого строительства обязательств в соответствии с договором участия в долевом строительстве, заключенным с недобросовестным застройщиком (первичные бухгалтерские документы); г) постановление следователя, дознавателя, судьи или определение суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о признании пострадавшего участника долевого строительства потерпевшим (в случае наличия уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков); д) определение арбитражного суда о включении пострадавшего участника долевого строительства в реестр кредиторов недобросовестного застройщика (при наличии); е) документ, подтверждающий личность и полномочия представителя пострадавшего участника долевого строительства на подачу заявления (в случае подачи заявления представителем пострадавшего участника долевого строительства); ж) свидетельство о праве на наследство (в случае если заявление и приложенные к нему документы подаются гражданином, являющимся наследником пострадавшего участника долевого строительства).
Согласно п. 2.1. Условиями выплаты денежной компенсации являются, в том числе включение пострадавшего участника долевого строительства в реестр пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов, завершение строительства которых признано нецелесообразным и (или) невозможным, и пострадавших участников долевого строительства объектов, права требования которых, не были удовлетворены (пп. «в» в ред. Постановления Правительства Самарской области от 13.08.2020г. №583)
Установлено, что, ФИО1 обратился в Министерство строительства Самарской области с заявлением о выплате денежной компенсации октябре 2019г. (до издания Постановления Правительства Самарской области об утверждении Порядка ведения реестра проблемных дольщиков). Решение о включении ФИО1 в реестр проблемных дольщиков в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019г. №927, либо об отказе во включении в таковой реестр, уполномоченным органом не принято.
В соответствии с ч.1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом по гражданскому делу.
При этом способы защиты гражданских прав приведены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ, и избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а также привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав заявителя.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции не проверил, является ли избранный истцом способ защиты права надлежащим, соответствует ли он содержанию нарушенного права и характеру нарушения, приведет ли он к восстановлению нарушенного права, и не будет ли противоречить закону, ущемлять законные права и интересы ответчика и иных лиц.
Между тем, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что ФИО1 не обращался в Министерство Строительства Самарской области с заявлением в порядке, установленном Постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019г. №927.
Судом первой инстанции не учтено, что до обращения в суд ФИО1 не реализовано право на обращение в административном порядке для решения вопроса включения в реестр обманутых дольщиков проблемного объекта долевого строительства. В связи с чем, судебная коллегия полагает, что обращение в суд ФИО1 с требованием о признании права на получение денежных средств и возложении на ответчика обязанности по выплате денежных средств, является преждевременным, поскольку в административном порядке не разрешен вопрос о праве ФИО1 на включение в соответствующий реестр пострадавших участников долевого строительства.
Гражданское законодательство предусматривает судебную защиту как исключительный способ защиты гражданских прав, к которому истец вправе обратиться, если исчерпаны иные возможности осуществления его субъективных прав или реализации охраняемых законом интересов.
При таких обстоятельствах, заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы Министерства строительства Самарской области о том, что заявление, поданное ФИО1 в октябре 2019г., до издания Постановления Правительства Самарской области от 13.12.2019г. не порождает обязанности Министерства в соответствии с этим Постановлением.
ФИО1 не обращался в Министерство строительства Самарской области с заявлением в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019г.
Судебная коллегия полагает, что оспариваемое решение суда об удовлетворении иска принято преждевременно, нарушает права третьих лиц, обратившихся в установленном порядке в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства по указанному проблемному объекту, в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019г.
При указанных выше обстоятельствах судебная коллегия не может признать законным и обоснованным решение суда, полагает, что решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска Чувашову О.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 23 сентября 2020 года отменить, принять по делу новое решение.
Отказать в полном объеме в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству строительства Самарской области о признать за ФИО1 права на получение денежной компенсации как пострадавшему участнику долевого строительства, удовлетворение прав которого невозможно в проблемном объекте в связи с нецелесообразностью и (или) невозможностью завершения строительства проблемного объекта, предусмотренной п.п. 5 п. 1 ст. 6 Закона Самарской области № 84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области», а также о возложении обязанности на Министерство строительства Самарской области выплатить в пользу ФИО1 денежные средства в размере 953 260 рублей в качестве денежной компенсации как пострадавшему участнику долевого строительства, удовлетворение прав требований которого невозможно в проблемном объекте в связи с нецелесообразностью и (или) невозможностью завершения строительства проблемного объекта, а также о взыскании судебных расходов.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в
Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи

Здесь и далее в целях соблюдения адвокатской тайны имена и фамилии участников дела изменены

Чтобы записаться на бесплатную консультацию позвоните по круглосуточному номеру +7 (846) 212-99-71 или оставьте заявку ниже

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Оставьте здесь свой отзыв о нашей работе!
Адвокатское бюро «Антонов и партнеры» — качественная юридическая помощь по всей России. Ваш регион не имеет значения!
Подготовим для Вас любой процессуальный документ по Вашим материалам (проект иска, жалобы, ходатайства и т.д.)! Недорого! Для заказа просто напишите нам сообщение в диалоговом окне в правом нижнем углу страницы либо позвоните нам по номеру в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71
Каждому Доверителю гарантируем индивидуальный подход и гибкую ценовую политику, конфиденциальность и поддержку в течении 24 часов в сутки!
Оплачивайте юридическую помощь прямо с сайта
Добавляйтесь к нам в друзья
Подписывайтесь на наш канал
Наша практика
КонсультантПлюс: "Горячие" документы
ПРАВО.RU
ГАРАНТ: Новости
Свежие комментарии