Как и ряд других отраслей, из-за экономического кризиса туристический бизнес сейчас переживает спад. Причины этому называются разные: от чемпионата мира по футболу, из-за которого граждане предпочли остаться в России и болеть за свою команду, до общего снижения доходов населения и заранее спланированного банкротства организации. Однако, вне зависимости от того, почему туристические компании массово проходят процедуру банкротства, все равно остается вопрос: что делать тем, кто уже заключил договор с туроператором, который внезапно приостановил деятельность?
Во-первых, необходимо отметить, что деятельность таких организаций, помимо Гражданского кодекса, урегулирована Федеральным законом “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”. Законодательство предоставляет туристам ряд гарантий:
- Свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;
- Обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;
- Обеспечение в соответствии экстренной помощи за счет средств резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма;
- Беспрепятственный доступ к средствам связи;
- Возмещение ущерба и компенсация морального вреда, причиненного неисполнением или ненадлежащим исполнением договора;
- Выплата страхового возмещения в случае прекращения деятельности туроператора.
На рынке туристических услуг действуют туроператоры и турагенты. Туроператоры специализируются на организации туров: заключении договоров чартера с авиакомпаниями, бронировании отелей, заключение договоров с гидами и так далее. Чаще все это крупные компании, имеющие зарубежных партнеров. Турагентства же выступают посредниками между туроператорами и клиентами, являются сравнительно небольшими компаниями, основной род деятельности которых — посреднические услуги, оказываемые нескольким туроператорам.
Поскольку турагентства в данном случае добросовестно исполнили свою обязанность — заключили договор, оказали консультационные услуги по выбору туроператора, то требования нужно предъявлять туроператору.
Туроператор, действующий в сфере выездного (иностранного) туризма, обязан иметь резервный фонд для возмещения убытков и компенсации морального вреда, возникшего в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма. На практике это означает, что туроператор не имеет права ссылаться на отсутствие денежных средств для возмещения убытков: он обязан иметь резервные средства для этих целей. Более того, так как туроператор осуществляет предпринимательскую деятельность, то в соответствии с положениями ст. 401 Гражданского кодекса, он отвечает даже при наличии вины. Единственный случай, когда он не несет ответственности — обстоятельства непреодолимой силы (пожар, наводнение, неожиданные военные действия и т.п.).
Случай с “Натали-Турс” весьма интересен и показателен с точки зрения страхования ответственности туроператора. Так как “Натали-Турс” не объявляло о прекращении своей деятельности, то страховой случай не наступил. Следовательно, остается писать претензию к туроператору и при отказе обращаться в суд с приложением всех документов, подтверждающих расходы, связанные с неисполнением туроператором своих обязательств.
Сложнее придется тем, кто в данный момент уже выехал за границу по путевке. Таким гражданам часто приходится оплачивать свое проживание самостоятельно или даже обращаться к помощи консульств для помощи в возвращении обратно. Но и в этом случае при возвращении с туроператора можно взыскать понесенные расходы и компенсацию морального вреда.
В любом случае, не нужно паниковать. Все вопросы с туроператорами можно и нужно решать правовым путем. Практика по таким делам уже есть.
Дата актуальности материала: 20.07.2018