Принудительное исполнение решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), должно производиться с обязательным участием органа опеки и попечительства и участием лица (лиц), которому передается ребенок, а в необходимых случаях с участием представителя органов внутренних дел, детского психолога, врача, педагога, переводчика и иных специалистов.
При невозможности исполнения решения суда о передаче ребенка без ущерба его интересам ребенок может быть по определению суда временно помещен в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 155.1 СК РФ).
Если основания, в силу которых родители (один из них) были ограничены в родительских правах, отпали, суд по иску родителей (одного из них) может вынести решение о возвращении ребенка родителям (одному из них) и об отмене всех ограничений.
Если, по мнению суда, возвращение ребенка родителям противоречит его интересам, то суд с учетом мнения ребенка может отказать в иске. При отмене ограничения родительских прав все права автоматически восстанавливаются.
В ситуации, когда возникает опасность для жизни, здоровья или психического состояния ребенка, требуется принятие неотложных мер. В таких случаях производят немедленное отобрание ребенка.
Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, в соответствии с п. 1 ст. 77 СК РФ, производится органом опеки и попечительства. Отобрание судебной процедуры не требует. Вместе с тем немедленное отобрание ребенка может являться предварительной стадией последующего ограничения или даже лишения родительских прав.
Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта РФ либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами. В этом акте констатируется факт пребывания несовершеннолетнего в крайне опасной для его жизни или здоровья обстановке и дается указание о немедленном его отобрании.
В основу такого постановления должен быть положен акт обследования условий жизни ребенка, составленный по фактическому месту его нахождения и подписанный представителем органа опеки и попечительства, имеющего полномочия защищать права ребенка.
Согласно п. 2 ст. 77 СК РФ при отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан:
— незамедлительно уведомить прокурора;
— обеспечить временное устройство ребенка;
— в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта РФ либо в случае, если законом субъекта РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.
Необходимость уведомления прокурора связана с обязанностью прокуратуры осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека (в том числе за законностью отобрания детей у родителей) и принимать при наличии соответствующих оснований предусмотренные законом меры, включая возбуждение уголовного дела в отношении родителей в случае совершения ими преступления в отношении детей. Временное устройство ребенка при его отобрании предполагает, что ребенка временно передают родственникам или помещают в детское учреждение
Дата актуальности материала: 02.09.2020