Добрый день. Я- виновник ДТП, с меня требует деньги страховая компания, так как в соответствии с п. З ст. 14 ФЗ «Об ОСАГО» не уведомил страховую компанию и не показал машину. Что делать?
Добрый день!
Согласно ст.14 Федерального закона «Об ОСАГО», к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:
а) вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего;
б) вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного);
в) указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред;
г) указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия;
д) указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями);
е) страховой случай наступил при использовании указанным лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства в период, предусмотренный договором обязательного страхования);
ж) утратил силу с 1 мая 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 88-ФЗ
з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы;
и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов;
к) страхователь при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа предоставил страховщику недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии.
Страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере осуществленного страхового возмещения к оператору технического осмотра, выдавшему диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, если страховой случай наступил вследствие неисправности транспортного средства и такая неисправность выявлена или могла быть выявлена в момент проведения технического осмотра этим оператором технического осмотра, но сведения о ней не были внесены в диагностическую карту.
Страховщик вправе требовать от лиц, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, возмещения расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая.
Положения настоящей статьи распространяются на случаи возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, страховщиком, застраховавшим его гражданскую ответственность, с учетом особенностей, установленных статьей 14.1 настоящего Федерального закона.
Регрессное требование о возмещении вреда, причиненного транспортному средству, не может быть предъявлено к пешеходу в случае причинения вреда его здоровью либо к его родственникам или наследникам в случае его смерти в результате дорожно-транспортного происшествия с участием этого транспортного средства.
К профессиональному объединению страховщиков, осуществившему компенсационную выплату лицам, указанным в пункте 2.1 статьи 18 настоящего Федерального закона, переходит право требования потерпевшего к лицам, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в размере осуществленной компенсационной выплаты.
Согласно ст.422 Гражданского кодекса, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Таким образом, если договор ОСАГО заключен ранее 01.05.2019, то требования страховщика обоснованны.
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Дата актуальности материала: 19.01.2020
Всего комментариев: 7
А если требование на осмотр ТС пришло после 15 дней? То как быть тут с регрессом, законо ли его выставлять?
Добрый день! Согласно ч.3 ст. 11.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без наличия согласия в письменной форме страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.
Таким образом, назначение регресса, исходя из описанной Вами ситуации — незаконно
Мне удалось выиграть суд против страховой по пункту «Ж» ст14 ФЗ «Об ОСАГО».
Договор об ОСАГО был заключен, когда норма еще действовала. ДТП, где я виновник, случилось тогда, когда норма уже не действовала. Моя страховая МАКС, у пострадавшей Росгосстрах.
Документы в течение 5 дней я в МАКС не отнес. Через год начали прилетать сообщения от МАКС, что я нарушил договор и должен им вернуть то, что они заплатили пострадавшей. Даже скидку предлагали. Потом пришло исковое, а потом и вызов в суд. На этом моменте остановлюсь отдельно. Если вы знаете, что есть такая проблема, на вас грозятся подать в суд, следите за приходящими письмами. Мне положили квиток в ящик 11 января, 12 января я забрал письмо в курьерской службе, а 13 января уже суд.
Напечатал вот такое ходатайство (я не юрист, просто на основе того, что нашел в интернете).
12.11.2019 произошло ДТП с моим участием. Моя гражданская ответственность была застрахована в АО МАКС.
На основании «Ж» ст14 ФЗ «Об ОСАГО» от 25.04.2002, АО МАКС требует возмещения по регрессу в сумме 10100рублей. На момент ДТП 12.11.2019 вступили в силу поправки к ФЗ «Об ОСАГО». Федеральный закон от 01.05.2019 №88-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отменил пункт «Ж» ст14 ФЗ «Об ОСАГО» с 01.05.2019.
Прошу суд отказать в удовлетворении иска АО МАКС, т.к. страховой случай произошел после отмены пункта «Ж» ст14 ФЗ «Об ОСАГО».
Зачитал все это на заседании, судья спросила только, действительно ли я не подал документы в 5-дневный срок. Я ответил да, добавив, что консультировался по телефону в страховой, и мне сказали, что норма уже не действует и документы не нужно приносить.
Представителей АО МАКС на суде не было. Как я понимаю, они рассылают подобные иски просто с расчётом, что кто-то заплатит до суда, а кто-то не придет в суд, и судья по инерции примет сторону страховой. У меня получилось отбиться малыми силами. Хотя решение может быть обжаловано в вышестоящих судах в течение месяца.
Итог такой. Если ваше ДТП произошло после отмены пункта «Ж», то вполне можно побороться и победить. Много сил и времени это не займет, главное, не пропустить суд.
Здравствуйте,у нас похожая ситуация,на момент,когда пришла телеграмма,мы с супругом находились в очередном отпуске(и авария произошла не по месту прописки,а во время отпуска в Уфе,письмо пришло в ХМАО)
В страховой компании сказали что нам не нужно к ним ехать,можно отправить письмом на почту(протокол с места проишествия)так мы и поступили,по приезду в ХМАО нам пришло предсудебное письмо,либо мы возвращаем сумму выплаченную пострадавшиму,либо Суд! Так как не предъявили авто в течение 5 дней по требованию страховой компании. Это законно? Ведь вария произошла в Уфе они знают что мы находимся не по месту прописки! «Звонить вам мы не обязаны а письмо мы вам отправляли,теперь пожалуйста платите» — сказал оператор. Как нам быть в такой ситуации,мы ведь не против были б авто им показать. Но нам никто не сообщил об этом,а получить письмо по месту жительства мы физически не могли! Правомерно ли это? У нас есть шанс отстоять свои деньги?
Добрый день! Согласно п. «з» ст.14 Федерального закона «Об ОСАГО», к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:
з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы;
Таким образом, в случае, если страховая компания направила Вам требование о предоставлении транспортного средства, то действия страховой компании правомерны
Здравствуйте, я виновник аварии. Не уведомила, так как за 20 лет не было аварий, и я не знала.
Мне сказали, что страховая сама позвонит и попросит машину на осмотр. Я ждала, но ничего не прислали и не звонили. Когда через 1.5 месяца я оформляла полис ОСАГО для дочери в этой страховой, полюбопытствовала, почему меня не вызвали? И мне сказали, что собираются мне выставить регрессный иск на 15 600,00 (ремонт пострадавшего авто). Сказали, что приходили с телеграммой (меня не было-но это наверное, было в рабочее время) и поэтому, т.к. я не явилась- теперь даньги…Правомочно ли это? И должны ведь они сначала мне написать претензию?
Согласно ст.14 Федерального закона «Об ОСАГО», к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:
а) вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего;
б) вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного);
в) указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред;
г) указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия;
д) указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями);
е) страховой случай наступил при использовании указанным лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства в период, предусмотренный договором обязательного страхования);
ж) утратил силу с 1 мая 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 88-ФЗ
з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы;
и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов;
к) страхователь при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа предоставил страховщику недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии.
Таким образом, в данном случае оснований для предъявления регрессного требования нет.